Тема: «ПРИРОДА И ЧУВСТВА»

Цель – формирование целостной картины мира через восприятие художественного и музыкального произведений.

Задачи:

Образовательные задачи:

Введение ребенка в мир искусства через творчество, фантазийно-игровые впечатления, синтез искусств – музыку и художественное слово.

Воспитательные задачи:

Воспитание музыкально-эстетического вкуса;

учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации,

формировать эмоциональное отношение к миру природы, воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие задачи:

Развивать восприимчивость к средствам художественной и музыкальной выразительности,

развитие чувства ансамблевой игры, чувства ритма и метра, развитие координации тела (музыкальной), ладового чувства и чувства формы.

Перспективный план занятия:

Приветствие – эмоциональный настрой, создание доброжелательной обстановки, подпевание педагогу, упражнять в пении.

Беседа о чувствах — активизировать высказывания детей, развитие речи, пополнение словарного опыта, учить выслушивать другого,

Пальчиковая гимнастика «Весна» (Е.Железнова) – развитие моторики, внимания.

«Разные дорожки для ручейка» — графические карточки – графически изобразить разнохарактерные отрывки муз.произведений, пение по графическому изображению, развитие гибкости звучания голосового аппарата

Активное разучивание «Весна» — пение с голоса педагога, развитие интонационного слуха.

Восприятие музыкального произведения Г.Свиридова «Весна.» с презентацией (картины разных художников: Левитана, Романова, Коровина, Горбатова, Лоран Парселье) – развитие способности различать средства музыкальной и художественной выразительности, умения высказываться о музыке и картинах, формирование эмоционального отношения к миру природы.

Мелодекламация, «хор рук», игра на музыкальных инструментах «Запахло в воздухе весной» — пополнение музыкального и эмоционального опыта детей.

Танец по показу «Ручеек» — упражнения на развитие пластичности рук и ориентировку в пространстве

Творческое задание «Весенняя картина» — развитие умения работать в группах, договариваться, воплощать творческий замысел.

Оборудование: музыкальный центр, экран, проектор, ноутбук, столы, карточки с графическим изображением, шнурки для графического изображения, атласные ленточки для танца, цветы для «хора рук», музыкальные инструменты — колокольчики, солнышко для воспитателя.

Дети заходят в зал.

Музыкальный руководитель – Здравствуйте, друзья. Меня зовут Ольга Васильевна. Думаю, мы сегодня интересно проведем время. Предлагаю поздороваться со всеми гостями песенкой.

Песенка-приветствие «Здравствуй, дружочек» (М.Картушина)

Музыкальный руководитель — Вы слышите, какие- то звуки, на что похоже?

Дети – это звуки ручья, бежит вода.

Ручеек радости картинка, звуки ручья.

Музыкальный руководитель – Верно, да это же мой знакомый ручеек – ручеек Радости, а вы знаете, ребята, когда ручьи просыпаются?

Дети – Весной, когда греет теплое солнышко.

Муз. Руководитель – Скажите, ребята, как вы думаете, какое настроение у ручейка? (ответы детей) А что он чувствует, только что проснувшись после зимнего сна? (ответы детей) А вам не кажется, что он немножко растерян и чуточку грустит? Почему? (ответы детей). Да, он совсем один. Как ему помочь? (ответы детей). Мы с вами поможем найти друзей для ручейка. Наверно, наш ручеек даже не знает, какая бывает весна. Расскажем ему, повторяйте за мной.

Пальчиковая гимнастика «Весна» (Железнова Е.)

Стучат все громче дятлы, Синички стали петь

Встает пораньше солнце, Чтоб нашу землю греть.

Бегут ручьи под горку, Растаял весь снежок.

А из-под старой травки Уже гладит цветок…

Раскрылся колокольчик в тени там, где сосна,

динь-динь, звенит тихонько, динь-динь, пришла весна!

Муз.рук. – Как вы думаете, а на пути ручейка всегда ли ровная будет дорога? (ответы детей) . Дорожки, по которым бегут ручьи разные.

Разные дорожки — ручейки (графические карточки)

Муз.рук. – А какая музыка будет для каждой из дорожек? (ответы детей). А можно нарисовать эти дорожки? А чем?

Посмотрите, тут шнурочки, ну совсем как ручеечки,

Буду музыку вам играть, а вы шнурочками рисовать.

Звучат отрывки музыкальных произведений, дети на полу «рисуют» шнурочками дорожки для ручейка. А теперь пропоем наши музыкальные дорожки. (пение по графическим карточкам).

Муз. Рук. – Послушайте, мне вспомнилась песня «Весна». (исполнение педагогом без муз.сопровожденя). Поиграем? Я буду ходить по кругу и петь, а кого возьму за руку, то ходит со мной, повторяя песенку. (активное пение). Споем все вместе.

Разучивание песни «Весна» — активное пение под музыкальное сопровожденги.

Природа и музыка.

Беседа «Какие чувства живут в природе».

Музыкальный руководитель – Ребята, а как мы можем еще рассказать о весне? (ответы детей – стихами, музыкой, рисунком). Давайте послушаем, как передает в своем произведении русский композитор Г.Свиридов чувства весенней природы, а вы, ребята, потом скажите, с помощью чего в музыке можно передать настроение.

Слушание Г.Свиридов «Весна». (ответы детей, обратить внимание на характер – светлый, радостный, нежный; на средства музыкальной выразительности – темп (спокойный, величавый), окраску – светлая, искрящаяся, прозрачная, нежная, тембр – мягкий, игривый, звуки похожи на пение птиц, журчание ручья, как будто сама красавица –Весна идет по земле неслышными шагами. Весна – особое время года, время пробуждения природы от зимнего сна, когда все оживает, радуется наступившему теплу.)

Муз.рук. – Не только композиторы, но и художники выражают в своих картинах настроение природы. Давайте посмотрим какими красками им это удается изобразить, а музыка поможет нам своим звучанием.

Показ-презентация (повторное слушание). (ответы детей – обратить внимание на краски – светлые, нежные тона, где изображена ранняя весна, снег еще лежит, но видны проталинки, на других картинах весна пышет разными красками – все цветет, оживает).

Пришла, чтобы мы удивились!

Как славно земля расцвела,

И птицы домой возвратились,

И речка проснулась от сна!

Журчание ручья.

Музыкальный руководитель – Слышите, это нас ручеек зовет.

Ручеек, ручеек, говорливый голосок.

Разольется по лужку, не пройти нигде дружку!

Музыкальный руководитель – О, здесь целая поляна весенних цветов, Ребята, вот было бы здорово сейчас создать весеннюю картину и показать ручейку какая она Весна-красавица.

Посмотрите сколько весенних цветов, а рядом с ними и музыкальные инструменты – колокольчики. может это все нам поможет. Мы оживим эти цветы.

Творческое задание – мелодекламация, хор рук, и игра на музыкальных инструментах (колокольчики) «Запахло в воздухе весной».

Запахло в воздухе весной (Т. Лаврова)

Вступление.

За горою, у лесной опушки,

Где растаял прошлогодний снег,

Солнце вышло, подарив веснушки,

Звон капели и весенний смех.

Радостью сверкнул проказник лучик

Прибежал к проталинам лесным,

Покатился ручейком певучим

К речке, дав ей звон самой Весны.

Проигрыш — Игра на муз. инструментах.

Встрепенулась речка, рассмеялась,

Разлилась широкою водой,

И к полям проснувшимся помчалась,

Чтобы радость принести с собой.

Всё вокруг мгновенно изменилось,

Заиграло радугой цветной.

Жизнь на землю снова возвратилась,

И запахло в воздухе весной.

Проигрыш. Игра на муз. инструментах.

Муз.руководитель. – посмотрите, вот они друзья ручейка Радости. Потанцуем с ними, у нас получится дружный, весенний танец ручейков.

Танец по показу «Ручеек» (Во время танца поделить на два кружочка).

Музк. – у нас получилось два круга – пусть это будет две творческие группы. И для вас задание – создать весеннюю картину. Мы сегодня услышали как в музыке передаются настроение природы, как пишут в своих картинах природу художники, а теперь мы сами сотворим картину, только вы это будете делать вместе.

Дети под музыку (которая звучала по ходу занятия) делают из предложенных материалов аппликацию.

Муз.рук. – Ребята, попробуйте нам рассказать какое настроение в ваших картинах.

Ответы детей.

Музыкальный руководитель – что наш ручеек узнал о весне, какая она? давайте попрощаемся с ручейком, он подарил нам свою радость, он открыл нам мир природы, с ним мы поговорили о чувствах, которые живут в нас и природе. Но его ждут новые приключения, новые друзья. Ребята, а что бы вы ему пожелали? (ответы детей).

Муз.рук. – Может быть мы встретимся с ручейком Радости на улице, когда будем гулять. А эти весенние цветы возьмите с собой, вы можете ими украсить свою группу и вспоминать нашу встречу. До свидания, друзья!

Под музыку дети выходят из зала.

Анализ музыкального занятия.

Цель – формирование целостной картины мира через восприятие художественного и музыкального произведений.

Задачи:

Образовательные задачи:

Введение ребенка в мир искусства через творчество, фантазийно-игровые впечатления, синтез искусств – музыку и художественное слово.

Воспитательные задачи:

Воспитание музыкально-эстетического вкуса;

учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации,

формировать эмоциональное отношение к миру природы, воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие задачи:

Развивать восприимчивость к средствам художественной и музыкальной выразительности,

развитие чувства ансамблевой игры, чувства ритма и метра, развитие координации тела (музыкальной), ладового чувства и чувства формы.

Вышеизложенные задачи на занятии решались в комплексе и тесной взаимосвязи, благодаря тому, что занятие имело сюжетный ход — завязку, кульминацию и развязку, а главным героем сюжета был весенний ручеек, что было воспринято детьми естественно. При планировании занятия я постаралась учесть особенности и возможности детей: показать культуру слушания музыки и образного ее описания, представления, отгадывания образов; способность и желание импровизировать танцевальные движения под музыку; любовь детей к игре на музыкальных инструментах.

. Для проведения интегрированного занятия, музыкальный зал был разбит на зоны:

— зона для слушания – восприятия музыки и просмотра видео

-зона для музыкально-двигательных упражнений и игр

-зона для работы с графическим изображением музыки.

- зона для творческого задания.

Такое зонирование помогало детям переходить от одного вида деятельности к другому непрерывно.

Большое значение для решения задач эстетического развития детей я отвожу подбору репертуара. Главным критерием значимости любого произведения является его содержательная сторона, доступная пониманию детей. Сила эмоционального воздействия исполняемого произведения во многом зависит от того, как мы сумеем подать ее, что скажем о ней, как направим внимание детей, чтобы произведение дошло до их сердца, вызвало заинтересованность.

На занятии я реализовала следующие принципы:

Принцип всестороннего развития. Общение с музыкальным искусством, с произведениями любого вида искусства – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника. И чем больше хорошей музыки он будет слушать, тем отчетливее может провести грань между посредственным исполнением и высокохудожественным произведением.

Принцип от игры – к сознательности предполагает моделирование игровой ситуации и через игру- формирование сознательного отношения к музыкальной деятельности, освоения знаний, умений и навыков. Задача педагога – научить ребенка сознательно анализировать музыкальные произведения.

Использовала следующие методы и приемы:

Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя объяснение и показ музыкальных произведений в сочетании с художественными иллюстрациями – мультимедийная презентация.

Я построила занятие так, чтобы виды деятельности (активные и пассивные) сменяли друг друга для обеспечения работоспособности, заинтересованности детей в течение всего занятия.

Так пальчиковая гимнастика сменилась пением, слушание музыки на ритмопластические упражнения и танцевальное творчество, а творческая импровизация сочетала в себе мелодекламацию, игру на колокольчиках и такой прием как «хор рук», а затем было дано творческое задание для выполнения в подгруппах.

Дети проявляли живой интерес к увиденному и услышанному, высказывали свое мнение, эмоциональные реакции были положительными. Считаю, что мне в содружестве с воспитателем, удалось реализовать поставленные задачи. Такие интегрированные занятия положительно влияют на развитие музыкальных и художественных способностей старших дошкольников.