Готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость») – это тот уровень физического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка.

Протестировать готовность к обучению можно по одной из наиболее доступных методик, позволяющей в определенной степени выявить возможности ребенка, поступающего в первый класс.

ТЕСТ КЕРНА-ИРАСЕКА состоит из трех заданий:

Нарисовать фигуру человека (мужчины).

Скопировать с трафарета незнакомую комбинацию штрихов (фраза пишется рукописным шрифтом «Ей дан чай», «Он ел суп»).

Скопировать с трафарета десять нарисованных точек, расположив их одну под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали.

Каждое задание оценивается по пятибалльной системе, причем 1- лучшая оценка, а пять – худшая. Дети, готовые к обучению в школе, должны нарисовать фигуру человека с головой, туловищем, конечностями, обозначить глаза, уши, нос, волосы, шею, пальцы; фигура должна быть пропорциональной.



Критерии оценки фигуры хорошо видны на рисунке.

1 балл ставится тогда, когда у нарисованной фигуры есть голова, шея, туловище, ноги, руки, на голове – волосы, на лице – глаза, нос, рот, имеются признаки мужской одежды, а 5 баллов – когда на рисунке нечто «головоногое».

При копировании фразы 1 балл ставится тогда, когда фраза скопирована достаточно точно; 2 балла – предложение можно прочитать; 3 балла – можно прочитать хотя бы четыре буквы; 4 балла – с образцом схожи хотя бы две буквы, сохраняется видимость письма; 5 баллов — каракули.

При оценивании точек 1 балл ставится за достаточно точное воспроизведение образца; 2 балла – незначительное нарушение симметрии, допустимо изображение кружков вместо точек; 3 балла – группа точек грубо похожа на образец, нарушена симметрия, возможно большее (но не более 20) или меньшее (но не более 7) количество точек; 4 балла – точки расположены кучно; 5 – каракули.



Оценки при выполнении каждого задания суммируются.

Школьно зрелыми считаются дети, получившие в сумме 3-5 баллов, среднезрелыми – 6-9 баллов и незрелыми – 10 баллов и выше.