ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного образования. Решение одной из важных задач педагогической теории и практики по формированию творческой личности должно начаться уже в дошкольном возрасте.

Актуальность:

Я решила проводить занятия по лепке из соленого теста, так как работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет вести себя естественно и непринужденно. В работе с тестом привлекает не столько доступность, экологичность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества.

Реализуя в практике парциальную программу И.А.Лыковой «Цветные ладошки», мною была создана программа «Волшебные ладошки».

Цель программы: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через тестопластику.

Задачи:

теоретически исследовать проблему развития творческих способностей детей посредством тестопластики;

создать творческую среду, позволяющую раскрыть природные задатки и художественно-творческие способности дошкольников;

разработать систему планирования кружковой работы;

развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение;

обеспечить интеграцию тестопластики с другими видами деятельности детей;

Этапы реализации программы:

I этап Цель: создание условий для развития мотивации и интереса у детей к лепке,

как виду художественно-творческой деятельности посредством

тестопластики; развитие простых формообразующих движений,

знаний, умений и навыков в работе с пластичным материалом.

II этап – Цель: развитие воображения, художественного вкуса, творческих

способностей старших дошкольников.

В своей работе опираюсь на следующие принципы:

Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно – образовательного процесса.

Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.

Принцип поэтапности. От простого к сложному – важное условие при обучении лепке.

Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.

Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и половые различия, более того дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.

Методы и приемы обучения:

1.Последовательное знакомство с различными видами лепки:

Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.

Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.

Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

2.Словесный метод:

беседа, рассказ;

объяснение, пояснение;

вопросы;

словесная инструкция;

3.Наглядный:

рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);

показ выполнения работы (частичный, полностью);

работа по технологическим картам.

4. Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей:

математикой;

развитием речи;

художественной литературой.

Каждый этап реализации проекта включает следующие ступени работы:

Аналитико-диагностическая.

(анализ литературы, сбор информации по проблеме, диагностика).

Практическая.

(методы и приемы обучения, формы организации детей, использование новых

технологий, создание системы планирования кружковой работы)

Аналитико-обобщающая.

(диагностика, подведение итога работы с детьми по проблеме, обобщение опыта).

Содержание программы я реализую через кружковую работу.

Кружковая работа проводится 1 раз в неделю.

Наблюдая за детьми, за их самостоятельной исследовательской деятельностью, я решила, что на первых порах не стоит загружать их техникой лепки, призывать их к усидчивости и ждать от них высокохудожественных поделок. Детям нравится заниматься совершенно неконструктивными вещами: отщипывать от большого куска теста маленькие кусочки, делать отпечатки деталями конструктора, пальцами, ладошками, «начинять» тесто. Я на практике убедилась, что только свободное творчество, свободная игра включает в сознании ребенка механизмы обучения и формирования творческой личности.

Специфической чертой лепки является  ее  тесная связь с игрой. Я обратила внимание, что объемность  выполненной  фигурки  стимулирует детей  к игровым действиям с ней. Организация занятий  в виде  игры  углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможности общения со сверстниками и взрослыми. Занятие лепкой из соленого теста открывает безграничные возможности игры.

Считаю, что лепка как  деятельность в большей  мере, чем рисование или  аппликация, подводит  детей  к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению  целого ряда  математических  представлений. Соленое тесто я использую даже на занятиях по математике: например, знакомясь с новой цифрой, дети лепят ее из соленого теста.

Для того чтобы деятельность детей стала осмысленной, понятной и отвечающей в полной мере их потребностям, в своей работе я стараюсь использовать интегрированный подход. Построение процесса обучения на интегративной основе позволяет гармонизировать работу двух полушарий мозга. Происходит слияние образного и логического мышления. При этом интеграция содержания предполагается не в рамках одного занятия, а в границах нескольких занятий. Объединяющим ядром выступает общий познавательный контекст.

В своей работе я применяю интеграцию занятий по художественной литературе и тестопластике. После прочтения сказки дети изготавливают фигурки сказочных героев из соленого теста по мотивам народных игрушек. Таким образом, у детей появляется возможность не только наделить образы сказочных героев определенным характером, но и проиграть фрагменты сюжета. Создавая условия для возникновения игрового взаимодействия, я получаю возможность решать задачи развития речи. Например, в средней группе я проводила занятие по развитию речи «Составление рассказа по картине «Куры». Во время беседы по картине я обратила внимание детей на характер каждого цыпленка и попросила выбрать и рассказать о том цыпленке, который больше всего понравился. А затем дети слепили каждый своего цыпленка, передавая его характер и настроение. Каждый ребенок нашел на общей композиции место для своего цыпленка.

Систематическая тренировка пальцевой моторики является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи. Поэтому на занятиях по тестопластике я использую кинезиологические упражнения на синхронизацию работы полушарий головного мозга, различные пальчиковые игры, массаж кистей рук с проговариванием стихов.

Кружковая работа помогает активизировать имеющийся опыт  на основе полученных знаний об окружающем мире на фронтальных занятиях.

Мною разработан перспективный план работы кружка «Волшебные ладошки» по тестопластике.

На этапе работы с детьми 3- 4 лет основной задачей работы кружка являлось повышение интереса к новому виду деятельности и новому материалу – соленому тесту.

В средней группе главным направлением деятельности кружка является знакомство детей с различными способами лепки и способами оформления вылепленных изделий.

Один из наиболее удачных вариантов интеграции разных видов детского творчества – создание самодельного настольного театра вместе с детьми. Из соленого теста мы лепим не только героев сказок, но и фоновые композиции, дополнительные атрибуты. Это помогает еще раз вернуться к тексту сказки, что приучает детей вслушиваться в содержание, обращать внимание на мелочи. В процессе разыгрывания сюжетов с вылепленными персонажами развивается диалоговая речь детей, умение детей договариваться друг с другом.

Еще одна возможность проиграть сказку – пальчиковый театр. И здесь для изготовления героев использую цветное соленое тесто. В своей педагогической деятельности я широко применяю пальчиковый театр – вид интегрированной деятельности, в котором взаимодействуют в едином творческом пространстве изобразительное искусство, художественное слово и пластика рук.

Продукты детской деятельности (ягоды, фрукты, овощи и т.д.) я покрываю акриловым лаком и предлагаю детям в качестве атрибутов в сюжетно-ролевых играх, оформляю выставки для родителей, использую для оформления сезонных выставок в детском саду.

Используемая литература:

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки. – М.: Просвещение, 1991.

Горичева В. С. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль: Академия развития, 1998.

Кискальт И. Соленое тесто. – М.: «АСТ – пресс», 2001.

Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика:аранжировки и скульптуры из природного материала. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2009.

Поддьяков Н. Н. Доминирование процессов интеграции – закон развития детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. – 2000. – №1.

Перспективное тематическое планирование

кружка «Волшебные ладошки» (средняя группа)

Сентябрь

«Угощение для гостей»

Диагностика развития основных формообразующих движений, сформированности ЗУН соединения деталей из соленого теста.

Коллективная композиция «Жуки на цветочной клумбе»

Учить детей лепить жуков конструктивным способом, передавая строение (туловище, голова, шесть ножек); продолжать учить лепить полусферу, частично сплющивая шар; развивать чувство композиции.

«Ушастые пирамидки»

Учить детей лепить трехцветные пирамидки из дисков разной величины с верхушкой в виде головы животного; учить планировать работу, пользуясь технологической картой.

С элементами конструирования из макарон «Петушок»

Закрепить скульптурный способ лепки основной заготовки; учить создавать образ петушка, используя макароны разной формы; развивать образное мышление, творческое воображение.

Октябрь

Создание макета «Птичий двор»

Закрепить способ лепки основной заготовки, закрепить умение использовать макароны и семена для оформления слепленных фигурок курочек, цыплят; развивать чувство эмпатии, эмоционально-волевую сферу детей, творческое воображение.

Ноябрь

Создание игрового макета для сказки «Колобок»

Учить использовать основную заготовку для создания образов героев сказки «Колобок». Развивать мелкую моторику, творческое воображение, диалоговую речь.

Декабрь

«Улитка и мухомор» по мотивам одноименного стихотворения

Учить лепить мухомор конструктивным способом из

4-х частей, пользуясь технологической картой; познакомить детей с рациональным способом лепки крапин для шляпки. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению впечатлений в тестопластике.

Сюжетная лепка по мотивам сказки «Пых»

Учить лепить морковку и капусту, передавая форму и характерные особенности овощей; уточнить представление о хорошо знакомых природных объектах. Развивать творческое мышление и воображение.

Сюжетная лепка «Вот ежик – ни головы, ни ножек»

Учить детей лепить ежика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки» ежика. Воспитывать уверенность и инициативность.

Лепка по мотивам литературного произведения «Мышь и воробей»

Закрепить знакомые способы лепки при создании образов мышки и воробья; развивать речь детей при проигрывании сюжета. Воспитывать самостоятельность, уверенность в изобразительном творчестве.

Январь

«Снегурочка танцует»

Учить детей лепить Снегурочку рациональным способом – из конуса. Показать возможности передачи движения путем изменения положения рук. Развивать чувство формы, пропорций.

«Дед Мороз принес подарки»

Продолжать учить детей лепить фигуру человека на основе конуса. Учить самостоятельно определять приемы лепки для передачи характерных особенностей Деда Мороза. Развивать чувство пропорций, композиции.

Сюжетная по содержанию стихотворения

«О чем мечтает сибирский кот»

Учить детей создавать пластическую композицию: лепить спящего кота конструктивным способом и размещать его на «батарее» — бруске пластилина. Развивать способности к формообразованию. Воспитывать интерес к лепке выразительных образов по мотивам литературных произведений.

Февраль

«Снежная баба-франтиха»

Закрепить умение лепить конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показать приемы оформления вылепленных фигурок дополнительными материалами. Развивать глазомер.

Лепка рельефная в спичечном коробке «Сонюшки-пеленашки»

Учить детей создавать оригинальные композиции в спичечных коробках – лепить пеленашек в колыбельках. Познакомить с видом народной куклы – пеленашкой, пояснить значение нового слова и показать обобщенный смысл. Воспитывать интерес к экспериментированию с художественными материалами.

Сюжетная по мотивам венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка»

Учить детей лепить медвежат конструктивным способом в парах и разыгрывать сюжет сказки. Синхронизировать движение обеих рук. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.

Коллективная «Прилетайте в гости»

Познакомить детей с комбинированным способом лепки птиц: туловище и голова – пластическим способом, хвост и крылья – конструктивным. Направить детей на самостоятельный поиск способов передачи движения. Воспитывать желание помогать зимующим птицам в холодное время года.

Март

«Сова и синица» по мотивам одноимен6ного стихотворения

Учить детей создавать композицию из выразительных образов, контрастных по величине тела и глаз. Продолжать освоение рельефной лепки. Создать условия для самостоятельного выбора материалов, приемов работы и средств художественной выразительности. Воспитывать интерес к познанию природы.

Декоративная рельефная «Цветы-сердечки»

Учить детей лепить рельефные картины в подарок близким – мамам, бабушкам. Познакомить с разными способами лепки сердечек. Воспитывать эстетический вкус.

Филимоновские игрушки-свистульки

Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику, образную выразительность. Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров. Знакомство с городским мастером Мальцевой Галиной.

Апрель

Декоративная «Курочка и петушок»

Продолжать знакомство с филимоновской игрушкой. Закрепить способ лепки птички на основе овоида. Уточнить представление о характерных элементах декора и цветосочетаниях. Развивать воображение. Воспитывать интерес к народному искусству.

Рельефная «Звезды и кометы»

Продолжать освоение рельефной лепки из цветного теста. Познакомить с разными способами и приемами изображения. Развивать чувство композиции.

С элементами конструирования «По реке плывет кораблик»

Показать взаимосвязь способов лепки и конструирования из деталей. Обеспечить условия для свободного выбора детьми содержания и приемов техники лепки.

Май

Коллективная сюжетная композиция по сказке «Муха-цокотуха»

Учить детей лепить насекомых в движении, передавая характерные особенности строения. Показать возможности сочетания разных материалов для создания деталей. Развивать согласованность в работе глаз и рук (синхронизировать движения рук в процессе создания скульптурного образа).

Макет «Наш аквариум»

Активизировать применение различных приемов лепки для создания красивых водных растений, рыбок, улиток. Показать способы, при помощи которых можно усилить выразительность образа. Развивать комбинаторные способности. Совершенствовать умение оформлять слепленные фигурки. Вызвать интерес к раскрытию освоенной темы в других видах художественной деятельности.