МАКСИМ ГОРЬКИЙ

1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

1. М. Горький родился: а) в Симбирске; б) Таганроге; в) Нижнем Новгороде; г) Киеве.

2. Укажите имя, отчество и настоящую фамилию М. Горького: а) Алексей Максимович Пешков; б) Василий Иванович Каширин; в) Иван Алексеевич Каширин; г) Максим Алексеевич Пешков.

з. Какое образование получил М. Горький: а) учился в гимназии;

б) закончил Казанский университет; в) получил домашнее образование; г) не получил никого систематического образования.

4. Летом 1884 года М. Горький едет в Казань, надеясь поступить в университет. В жандармском донесении одно из мест работы Горького именовалось «местом подозрительных сборищ учащийся молодежи». Кем он работал в этом заведении:

а) на посылках в обувном магазине; б) посудомойщиком на пароходах «Добрый» и «Пермь»; в) чертежником в чертежной мастерской; г) рабочим булочной А.С. Деренкова.

5. Первое произведение, которое напечатал А.М. Пешков, подписав его псевдонимом Максим Горький:

а) «Макар Чудра»;





б) « Челкаш » ;

в) «Детство»;

г) «Старуха Изергиль».

7. Героем какого рассказа М. Горького является Лойко Зобар:

а) «Старуха Изергиль»; в) «Челкаш»;

б) «Макар Чудра»; г) «Мальва».

8.Для какого произведения М. Горького характерна композиция «рассказ в рассказе»:

а) «Детство»;

б) « Старуха Изергиль»;

в) «Челкаш»; г) «Мальва».

9. В 1890-е годы А.М. Пешков выступает в качестве фельетониста в «Самарской газете» под псевдонимом:

а) Человек без селезенки;

б) Иегудиил Хламида;

в) В. Алов;

г) Бедный.

10. Своим «литературным крестным» М. Горький считал: а) В.Г. Короленко;

б) А.П. Чехова;

в) Л.Н. Толстого;

г) В.В. Вересаева.

11. Общественная жизнь М. Горького В 1910-е годы была бурной. Он вынужден эмигрировать после того:

а) как пытаясь предотвратить кровопролитие, вместе группой интеллигентов в ночь на 9 января 1905 года посетил премьер-министра Витте и требовал аудиенции министра внутренних дел;

б) вечером 9 января на его квартире скрывался Гапон; в) 11 января 1905 года был арестован и заключен в Петропавловскую крепость как особо опасный политический преступник;

г) принимал активное участие в подготовке декабрьского вооруженного восстания в Москве.

12. За месяц, проведенный в тюрьме Трубецкого бастиона, М. Горький написал пьесу:

а) «На дне»; б) «Дети солнца»; в) «Варвары»; г) «Васса Железнова» .





13. Какое произведение писателя является первым романом, в котором выступает герой — профессиональный революционер:

а) «Фома Гордеев»; б) «Мать»;

в) «Дело Артамоновых»;

г) «Жизнь Клима Самгина».

14. Отношение к революции было двойственное. Выразил свои сомнения, написав:

а) «Окаянные дни»;

б) «Несвоевременные мысли»;

в) «Дюжину ножей в спину революции»; г) «Интеллигенция и революция».

15. С каким периодом творчества М. Горького связано произведение «Исповедь»:

а) романтизма; б) увлечения ницшеанством; в) богоискательства; г) «босячества».

16. Найдите в списке романов М. Горького незаконченную эпопею:

а) «Фома Гордеев»;

б) «Жизнь Матвея Кожемякина»; в) «Дело Артамоновых»;

г) « Жизнь Клима Самгина».

17. В 1931 году М. Горький вернулся из эмиграции в Россию. По возвращении он занял положение первого советского официального писателя, председателя Союза писателей СССР. С его именем в русской литературе связано понятие:

а) соцреализм; б) футуризм; в) акмеизм;





г) экзистенциализм.

18. Какой из жанров внедрил в жизнь М. Горький: а) фельетон;

б) эпопея; в) драма; г) литературный портрет.

2. «СТАРУХА И3ЕРГИЛЬ»

1. Как в романтических рассказах М. Горького выражается авторская позиция:

а) прямая авторская оценка; б) через позицию главного героя; в) через позицию повествователя; г) с помощью пейзажа.

2. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «Старуха Изергиль»:

а) последовательное изложение событий; б) антитеза;

в) рассказ в рассказе;

г) чередование эпизодов.

3. Кто является главным героем рассказа: а) Ларра; б) Данко; в) старуха Изергиль; г) прохожий.

4. Какие качества личности противопоставляет автор в характерах Данко и Ларры:

а) ум и ограниченность; б) отвага и трусость;

в) просвещенность и невежество; г) альтруизм и индивидуализм.

5. В чем смысл слов мудреца: «Наказание ему в нем самом».

Почему смерть — недостаточное наказание для Ларры:

а) смертный приговор лишь убедил бы героя в его исключительности;

б) смертный приговор показал бы, что «племя боится сына Орла … »;

в) самое страшное для чедовека — одиночество.

6. Что общего между образами Данко и Ларры: а) крайний индивидуализм; б) красота облика;

в) противостояние миру людей; г) противостояние племени.

7. Почему люди не заметили смерти Данко и только «один осторожный человек … боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой … »:

а) автор подчеркивает эгоистичность людей;

б) благодарность не свойственна человеческому племени; в) неразрешимость конфликта романтического героя с обществом.

8. Сопоставьте портреты Ларры и старухи Изергиль. В чем смысл сближения портретов?

«Он уже стал теперь как тень, — пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их … »

«И все они — только бледные тени, а та, которую они целовали, сидит рядом со мной, живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, — тоже почти тень … »

а) Изергиль прожила жизнь, полную любви, как и Ларра;

б) Изергиль равнодушна к некогда любимым людям; в) жизнь Изергиль была подчинена исполнению желаний ярких, но эгоистичных;

г) по своему индивидуализму сближается с образом Ларры.

3. «НА ДНЕ» (ОБЩИЕ ВОПРОСЫ)

1. Определите жанр произведения: а) трагедия; б) социальная драма; в) любовная драма; г) философская драма.

2. Что является главным предметом изображения в пьесе М. Горького «На дне»:

а) социальные противоречия действительности; б) пути разрешения социальных противоречий; в) проблемы обитателей ночлежки;

г) сознание и психология обитателей «дна» во всей их противоречивости.

3. Определите характер основного драматического конфликта пьесы:

а) социальный; в) философский;

б) внутренний; г) любовный.

4. Укажите, какая сцена является завязкой внутреннего конфликта: а) разговор Костылева с ночлежниками о Василисе в первом действии: б) появление Наташи;

в) появление Луки в ночлежке;

г) рассказ-притча Луки о «праведной земле».

5. Укажите, какая сцена является кульминацией любовного конфликта:

а) сцена объяснения Пепла с Наташей, когда он уговаривает ее ехать вместе с ним на поселение в Сибирь;

б) сцена объяснения Пепла с Василисой, когда она уговаривает Пепла убить Костылева;

в) сцена убийства Костылева;

г) сообщение о том, что Василиса ошпарила Наташу кипятком.

6. У каждого из ночлежников есть «прошлое». Найдите прошлое Сатина:

а) потомственный вор; б) был скорняком;

в) дворянин, работал в казенной палате;

г) был телеграфистом, играл в театре, сидел за убийство.

7. На «дне» можно увидеть людей разных профессий. Кем был Бубнов:

а) крючником; б) слесарем;

в) картузником; г) сапожником.

8. Самый старший по возрасту в пьесе:

а) Костылев; в) Сатин;

б) Лука; г) Медведев.

9. Кто из героев пьесы больше четырех лет отсидел в тюрьме за убийство подлеца, отомстив за сестру:

а) Кривой 30б; б) Бубнов;

в) Актер; г) Сатин.

10. Кто из героинь пьесы находит забвение в книгах:

а) Василиса; В) Настя;

б) Наташа; г) Анна.

11. Большинство жителей ночлежки одиночки. Найдите в списке героя, потерявшего единственно близкого человека на наших глазах:

а) Сатин; б) Бубнов;

в) Барон; г) Клещ.

12. Конфликт в пьесе возникает с приходом Луки, который, по выражению Сатина, «проквасил» жителей ночлежки. Чего добился Лука:

а) все поверили в свои силы; б) все разочаровались;

в) смерти Актера от разочарования; г) люди стали слушать друг друга.

13. Как выявляется авторская позиция по отношению к Луке: а) созданием образа-антитезы; б) введением притчи о «праведной земле»; в) прямой авторской характеристикой; г) финалом пьесы;

д) спором с Бубновым и Бароном.

14. Как характеризует Луку стихотворение, которое вспомнил наконец Актер:

а) Лука — идеолог «пассивного сознания», призванный усыплять, успокаивать;

б) утверждение философии «непротивления злу насилием»;

в) Лука объясняет жизненные неудачи внешними обстоятельствами.

15. Сопоставьте авторские ремарки — описание ночлежки перед первым и вторым действием. Какая деталь интерьера становится символом гнетущей безысходности:

а) рабочий уголок Клеща;

б) перегородка;

в) своды, похожие на пещеру;

г) окошко в верхней части стены.

16. Почему именно песня «Солнце всходит и заходит, // А в тюрьме моей темно … » названа героями любимой:

а) песня говорит о «правде»; б) песня созвучна душевному состоянию героев; в) все равно, что петь после выпивки.

17. В тексте пьесы М. Горького «На дне» много реминисценций.

Найдите пушкинские строки:

а) «Обжирайтесь, мрачные умы … »; б) «Яма эта будет мне могилой … »;

в) «Скажи мне, кудесник, любимец богов … »; г) «Сюда, мой верный Кей».

18. Кто «испортил песню» в финале драмы:

а) попавший в тюрьму за убийство Пепел; б) повесившийся Актер;

в) Василиса, обварившая кипятком Наташу; г) пропавший Лука.

19. Кто произносит в тексте пьесы знаменитый монолог о Человеке:

а) Лука; б) Клещ;

в) Сатин; г) Барон.

20. «Маленькая драма» в пьесе «На дне» становится большой трагедией. В чем ее суть:

а) в том, что ночлежники оказались на «дне» жизни; б) в трагическом финале пьесы (смерть Актера, Анны); в) в развенчании мифа о возможности социального

равенства;

г) в отсутствии жизненных перспектив для обитателей ночлежки.

4. «НА ДНЕ» (РЕЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ)

1. Кто из персонажей пьесы так описывается (характеризуется):

1. «Кого, говорю, жалко? А вот, говорит, в книжке … Вот чем человек занимается, а? Тоже, видно, со скуки … »

2. «Вот, говорю, баба! Удивительная! Мяса, жиру, кости — десять пудов, а мозгу — золотника нету!»

3. «Озвереешь от такой жизни … Привяжи всякого живого человека к такому мужу, как ее

4. «Бабочка совсем слабого состава Идет по сеням, цепляется за стенки и — стонает »

а) Анна; б) Настя;

в) Квашня; г) Василиса.

2. Кто из персонажей пьесы так описывается (характеризуется):

1. «Лег, понимаешь, среди улицы, играет на гармонии и орет: ничего не хочу, ничего не желаю! Лошади тут ездят и вообще — движение … могут раздавить колесами и прочее … Буйный парнишка … »

2. «Он — умница! .. Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету »

3. « … Никто тебя не любит, не уважает работа твоя скрипучая, беспокойная для всех … »

4. «Чего-то храбрости у тебя много завелось … гляди, храбрость у места, когда в лес по грибы идешь … а здесь она — ни к чему … Они тебе живо голову свернут … »

а) Лука; б) Клещ; в) Алешка; г) Васька Пепел.

3. Кто из персонажей пьесы так описывается (характеризуется):

1. «Рубаха-парень … плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей … славно!»

2. «Он и теперь — нет-нет, да вдруг и покажет барина из себя. Не отвык, видно, еще».

3. «И вообще … для многих был … как мякиш для беззубых … »

4. «Ежели тебе сам Господь Бог скажет: «Михаиле! Будь человеком! .. » Все равно никакого толку не будет … как ты есть — так и останешься … »

а) Лука; б) Костылев; в) Сатин; г) Барон.

4. Кому из персонажей пьесы принадлежат эти слова:

1. «Хороший человек должен иметь пачпорт … Все хорошие люди пачпорта имеют … да! »

2. «Кто слаб душой и кто живет чужими соками- тем ложь нужна одних она поддерживает, другие — прикрываются ею … А кто — сам себе хозяин … кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев … Правда — бог свободного человека!»

3. «Ты пойми: я, может быть, со зла вор-то … оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня … »

4. «Я говорю — талант, вот что нужно герою. А талант — это вера в себя, в свою силу … »

а) Актеру; б) Костылеву; в) Сатину; г) Ваське Пеплу.

5. Кому из персонажей пьесы принадлежат эти слова:

1. «Издыхать надо … вот она, правда! Дьявол! На … на что мне она — правда? Дай вздохнуть … вздохнуть дай! Чем я виноват?. За что мне — правду? Жить — дьявол — жить нельзя … вот она правда … » .

2. «Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай — все сотрется, все сотрется, да!»

3. «И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее и хоть живут — все хуже, а хотят — все лучше упрямые!»

4. «Знаешь … с той поры, как я помню себя … у меня в башке стоит какой-то туман. Никогда и ничего не понимал я. Мне … как-то неловко … мне кажется, что я всю жизнь только переодевался … а зачем? Не понимаю!»

а) Луке; б) Клещу; в) Барону; г) Бубнову.