Вопросы к аттестации по дисциплине

«Техническое обслуживание сельскохозяйственной техники»

1. Какие основные факторы влияют на изменения технического состояния машин при использовании их по назначению? Дайте характеристику каждого из них. Укажите пути повышения долговечности машин.

2.Перечислите виды и периодичность ТО тракторов при использовании. Охарактеризуйте способы управления постановкой на техническое обслуживание и порядок составления плана-графика технического обслуживания тракторов.

3.Перечислите виды и периодичность ТО автомобилей. Охарактеризуйте способы управления постановкой на техническое обслуживание и порядок составления плана-графика технического обслуживания автомобилей.

4.Приведите порядок диагностирования машин внешним осмотром. Перечислите приборы, применяемые при диагностировании машин внешним осмотром, опишите порядок их применения.

5.Приведите порядок ввода машин в эксплуатацию . Перечислите операции технического обслуживания и этапы эксплуатационной обкатки машин. Укажите способы уменьшения сроков обкатки машин.

6 .Охарактеризуйте планово-предупредительную систему технического обслуживания и ремонта машин. Перечислите основные элементы и мероприятия системы. Как влияет применение планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта машин на их надежность и долговечность?

7.Перечислите операции ЕТО и ТО-1 трактора. Перечислите приборы, применяемые при техническом обслуживании, опишите порядок их применения.

8 .Перечислите операции ТО-2 трактора. Перечислите приборы, применяемые при техническом обслуживании, опишите порядок их применения

9 .Перечислите операции ТО-3 трактора. Перечислите приборы, применяемые при техническом обслуживании, опишите порядок их применения

10.Перечислите операции сезонного технического обслуживания трактора. Перечислите приборы, применяемые при техническом обслуживании, опишите порядок их применения

11. Перечислите операции ЕТО и ТО-1 автомобиля. Перечислите приборы, применяемые при техническом обслуживании, опишите порядок их применения

12.Перечислите операции ТО-2 автомобиля. Перечислите приборы, применяемые при техническом обслуживании, опишите порядок их применения

13. Приведите порядок проведения ЕТО и ТО-1 комбайнов. Перечислите приборы, применяемые при техническом обслуживании, опишите порядок их применения.

14. Приведите порядок проведения ТО-2 комбайнов. Перечислите приборы, применяемые при техническом обслуживании, опишите порядок их применения.

15. Приведите порядок проведения технического обслуживания сельскохозяйственных машин. Перечислите приборы, применяемые при техническом обслуживании, опишите порядок их применения

16 . Приведите порядок проведения общего диагностирования двигателя. Перечислите приборы, применяемые при диагностировании, опишите порядок их применения

17. Приведите порядок проведения технического обслуживания газораспределительного механизма двигателя . Перечислите приборы, применяемые при техническом обслуживании, опишите порядок их применения.

18. Приведите порядок проведения диагностирования газораспределительного механизма двигателя . Перечислите приборы, применяемые при диагностировании, опишите порядок их применения.

19 . Приведите порядок проведения технического обслуживания и диагностирования системы подачи воздуха дизельного двигателя . Перечислите приборы, применяемые при диагностировании и техническом обслуживании, опишите порядок их применения

20.Приведите порядок проведения технического обслуживания системы питания дизельного двигателя топливом. Перечислите приборы, применяемые при техническом обслуживании, опишите порядок их применения.

21.Приведите порядок проведения диагностирования системы питания дизельного двигателя топливом. Перечислите приборы, применяемые при диагностировании , опишите порядок их применения.

22. Перечислите операции технического обслуживания системы смазки двигателя . Перечислите приборы, применяемые при техническом обслуживании, опишите порядок их применения.

23. Перечислите операции диагностирования системы смазки двигателя . Перечислите приборы, применяемые при диагностировании , опишите порядок их применения.

24 . Перечислите операции технического обслуживания системы охлаждения двигателя . Перечислите приборы, применяемые при техническом обслуживании, опишите порядок их применения.

25 . Перечислите операции диагностирования системы охлаждения двигателя . Перечислите приборы, применяемые при диагностировании , опишите порядок их применения.

26. Перечислите операции технического обслуживания и диагностирования ходовой части колесного трактора. Перечислите приборы, применяемые при диагностировании и техническом обслуживании, опишите порядок их применения.

27. Перечислите операции технического обслуживания и диагностирования рулевого управления колесного трактора. Перечислите приборы, применяемые при диагностировании и техническом обслуживании, опишите порядок их применения.

28. Укажите виды и способы хранения машин. Приведите порядок постановки машин на длительное хранение. Перечислите оборудование, применяемые при подготовке машин к хранению, опишите порядок его применения

29. Приведите структуру ремонтно-обслуживающей базы предприятий, дайте характеристику ее элементов и приведите схему взаимодействия между ними.

30. Перечислите основные неисправности и операции технического обслуживания сцепления трактора. Перечислите приборы, применяемые при диагностировании и техническом обслуживании сцепления трактора , опишите порядок их применения.

Ответы

Какие основные факторы влияют на изменения технического состояния машин при использовании их по назначению? Дайте характеристику каждого из них. Укажите пути повышения долговечности машин.

К внешним факторам относятся климатические условия, физико-механические свойства почвы и растений, уровень технического обслуживания, ремонта и хранения техники, квалификация обслуживающего персонала, к внутренним — конструктивно-технологические факторы машин

Климатические условия характеризуются различной температурой, влажностью, запыленностью воздуха, солнечной радиацией. При эксплуатации машин в зимний пе-риод, особенно во время пуска двигателя, поступление загустевшей смазки к трущимся поверхностям затруднено, что приводит к ускоренному изнашиванию деталей. Повышенная температура воздуха в летний период вызывает перегрев двигателя, а следовательно, уменьшение вязкости смазочного материала и толщины масляной пленки на трущихся поверхностях, что ведет к появлению задиров

Высокая влажность воздуха, наличие в нем паров ядохимикатов и удобрений ускоряют коррозийные процессы Высокая запыленность воздуха увеличивает опасность проникновения абразивных частиц в цилиндры двигателя, топливо и смазочные материалы, что может значительно увеличить скорость изнашивания деталей

От свойств и состава почвы зависят нагрузки на рабочие органы машин. Значительное содержание в почве и на поверхности растений повышает износ деталей ходовой части и рабочих органов машин

Большое влияние на техническое состояние машин оказывает своевременное и качественное проведение технического обслуживания и ремонта. Несвоевременные регулировки механизмов, несвоевременная замена смазочных материалов, ослабление креплений составных частей машин ускоряют процесс изнашивания.

Надежность машин и их составных частей в значительной мере зависит от вели-чины вибрации, которая возникает в процессе работы Причиной повышенной вибрации является дисбаланс (неуравновешенность) быстроврашающихся деталей и сборочных единиц — карданных и коленчатых валов, маховиков, шкивов, дисков сцепления, колес и т д. Неуравновешенность деталей возникает вследствие неравномерной плотности металла погрешности обработки деталей, неточности сборки (перекосы, смещения и т.д.). появления износов и деформаций в процессе эксплуатации машин Вибрация создает дополнительные нагрузки на детали, в том числе и на подшипники, в результате чего происходит интенсивное их изнашивание

К внутренним факторам, которые вызывают изменение исходных характеристик машин, относятся несовершенство конструкций, физико-механических свойств материалов, используемых для изготовления деталей, технологий изготовления или ремонта машин

Пути повышения долговечности машин

1)Контроль соответствия технических характеристик машин режимам её эксплуатации;

2)Контроль исполнения системы планово-предупредительного ремонта машин;

3)Совершенствование организации ТО и ремонта машин;

4)Совершенствование организации ремонта типовых деталей и механизмов машин.Оптимизация и совершенствование расчётов деталей, узлов и механизмов машины с учётом её эксплуатации (режимов, нагрузок и др.).

5)Выбор материалов для деталей, узлов и конструкций машины, в том числе высокопрочных КМ на основе упрочняющих волокнистых наполнителей.

6)Совершенствование конструкций деталей, узлов и механизмов, их проектирование под ресурсо-, энерго- и трудосберегающие технологические процессы их изготовления.

7)Выбор эффективных методов повышения прочности, износостойкости и коррозионной стойкости деталей машин с учётом условий их эксплуатации.

8)Совершенствование схем унификации и агрегатирования блоков и сборочных единиц, повышение уровня стандартизации деталей, узлов и механизмов машины.

2.Перечислите виды и периодичность ТО тракторов при использовании. Охарактеризуйте способы управления постановкой на техническое обслуживание и порядок составления плана-графика технического обслуживания тракторов.

При эксплуатации машин предусматриваются следующие виды ТО: при эксплуатационной обкатке (ТО-О). ежесменное (ЕТО). номерные периодические (ТО-1. ТО-2. ТО-3). сезонные осенне-зимнее (СТО-ОЗ) и весенне-летнее (СТО-ВЛ). перед началом сезона работ (ТО-Э) и при хранении Постановка машин на проведение технического обслуживания обязательна через установленную периодичность или при изменении условий и этапа их эксплуатации

Ежесменное техническое обслуживание проводит тракторист-машинист (водитель машины) через каждые 8 10 ч или каждую смену работы.

Периодические номерные ТО проводят с целью обеспечения безотказной и экономичной работы машины до наступления аналогичного или более сложного вида ТО Комплекс проводимых операций по мере увеличения номера ТО увеличивается количественно и усложняется. При этом операции предыдущего менее сложного ТО входят в последующее более сложное ТО. Например, при ТО-1 выполняют операции ЕТО. при ТО-2 выполняют операции ТО-1 и т.д.

Периодичность проведения ТО-1. ТО-2 и ТО-3 тракторов и самоходных шасси: ТО-1 — 125 моточасов: ТО-2 — 500; ТО-3 — 1000 моточасов. В зависимости от конкретных условий использования машин допускается отклонение (опережение, запаздывание) фактической периодичности ТО-1 и ТО-2 на 10%. а ТО-3 до 5% от установленной. У капитально отремонтированных машин периодичность проведения ТО такая же. как у новых

Чтобы облегчить планирование и управление постановкой машин на ТО. допускается периодичность проведения ТО-1. ТО-2 и ТО-3 выражать в литрах израсходованного топлива или в условных эталонных гектарах .

Сезонное техническое обслуживание тракторов и самоходных шасси проводят в зависимости от условий эксплуатации. При переходе на весенне-летний период эксплуатации сезонное обслуживание (СТО-ВЛ) проводят при установившейся среднесуточной температуре окружающего воздуха выше 5 0С, при переходе на осеннее-зимнюю эксплуатацию сезонное обслуживание (СТО-03) проводят, если установившаяся температура ниже 5°С. Сезонное техническое обслуживание проводят во время очередного ТО-1. ТО-2 или ТО-3.

Организация работ по техническому обслуживанию ведется на плановой основе. В хозяйствах разрабатываются годовые планы ТО и ремонта машинно-тракторного парка, рассчитываются затраты средств на их реализацию (в разрезе отдельных тракторов, комбайнов и других машин) по установленным нормативным материалам. Составляется план-график ТО тракторов и других машин . Для контроля за соблюдением установленных планов-графиков

ТО машин хозяйство налаживает ежедневный учет наработки в принятых единицах периодичности (литры или кг топлива — для тракторов, га убранной площади — для комбайнов и т.д.).

Сроки поставки машин на обслуживание устанавливаются лимитированием заправки топливом по заборным ведомостям, жетонам или заправочным талонам и другим средствам контроля. Заправка машин по израсходовании установленного лимита топлива без прохождения очередного ТО не допускается. Проведение очередного ТО заносится в журнал мастера-наладчика.

Для составления годового плана ТО машинно-тракторного парка используем следующие исходные данные:

1) годовой план использования машин (график машиноиспользования);

2) техническое состояние тракторов к началу планируемого года и общую наработку после капитального ремонта или от начала работы (для новых машин);

3) периодичность плановых ТО и ремонтов тракторов;

4) нормативы времени простоев машин и их трудоемкость.

3.Перечислите виды и периодичность ТО автомобилей. Охарактеризуйте способы управления постановкой на техническое обслуживание и порядок составления плана-графика технического обслуживания автомобилей.

Согласно «Положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» для автомобилей установлены следующие виды ТО и ремонтов: ежесменное техническое обслуживание (ЕТО). первое техническое обслуживание (ТО-1). второе техническое обслуживание (ТО-2). сезонное техническое обслуживание (СТО), текущий и капитальный ремонт, технический осмотр Периодичность проведения ТО автомобилей зависит от условий их эксплуатации, которые определяются состоянием дорог, рельефом местности и природно-климатическими условиями. Для автомобилей, работающих в сельском хозяйстве, наиболее характерны условия эксплуатации 3-й категории (дороги со щебенчатым, гравийным и булыжным покрытием)

Допустимое отклонение от нормативов периодичности ТО-1 и ТО-2 составляет ±10%.

Текущий ремонт автомобилей не регламентируется определенным пробегом, его выполняют для обеспечения работоспособного состояния машин при ТО-1 и ТО-2. На текущий ремонт направляют автомобили, у которых при диагностировании выявляют неисправности, требующие трудоемких ремонтных работ, и автомобили с заявками на ремонт.

Техническое обслуживание при использовании машин должно проводиться в соответствии с требованиями нормативно-технической документации по техническому обслуживанию машин Сведения о проведенных ТО машин, у которых при использовании предусмотрены кроме ЕТО и ТО-1 и другие виды технического обслуживания, заносят в сервисную книжку (кроме ЕТО)

Сроки поставки автомобилей на обслуживание устанавливаются лимитированием заправки топливом по заборным ведомостям, жетонам или заправочным талонам и другим средствам контроля. Заправка автомобилей по израсходовании установленного лимита топлива без прохождения очередного ТО не допускается. Проведение очередного ТО заносится в журнал мастера-наладчика. Ответственность за соблюдение установленной периодичности

несет главный инженер хозяйства и руководители соответствующих подразделений инженерной службы, а также руководители производственных участков (цехов), где используется техника.

Планирование ТО автомобилей включает в себя:

составление годового плана проведения ТО различных видов в зависимости от среднегодового пробега на планируемый период (месяц, квартал, полугодие, год);

определение трудоемкости ТО всех видов;

расчет необходимого количества технических средств, обслуживающего персонала и ТСМ на проведение ТО.

4.Приведите порядок диагностирования машин внешним осмотром. Перечислите приборы, применяемые при диагностировании машин внешним осмотром, опишите порядок их применения.

При проверке по качественным признакам общего состояния агрегатов трактора пользуются картой проверки, в соответствии с которой выполняют следующие действия.

1. Пускают двигатель и прогревают его. Проверяют работу двигателя при максимальной и минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала. Двигатель должен работать устойчиво, без металлических стуков.

2. Плавно изменяя частоту вращения коленчатого вала, проверяют работу и показания контрольно-измерительных приборов. Движение стрелок должно быть плавным, без заеданий. Амперметр при исправном состоянии генератора, реле-регулятора и зарядной цепи должен показывать в первый момент зарядный ток.

3. Проверяют работу системы освещения и сигнализации. При соответствующих положениях выключателей должны загораться и выключаться передние и задние фары, лампы щитка приборов, плафона, указателей поворота. При нажатии на кнопку звукового сигнала должен быть слышен громкий, не дребезжащий звук.

4. Проверяют работу муфты сцепления трактора. Муфта сцепления должна свободно выключаться, полностью отсоединять двигатель от трансмиссии и обеспечивать плавное трогание трактора.

5. Убеждаются в легкости переключения передач, включения и выключения ВОМ, механизма блокировки дифференциала и увеличителя момента (если он установлен на тракторе).

6. Включают рабочую передачу и проверяют состояние механизмов управления трактором. Для этого у гусеничных тракторов переводят поочередно левый и правый рычаги управления в крайнее заднее положение и нажимают на соответствующую педаль тормоза. При этом трактор должен поворачиваться на месте по радиусу, равному ширине колеи. При плавном включении и выключении рычагов управления и педалей тормозов не должно быть резких рывков.

У колесных тракторов рулевое колесо должно поворачиваться свободно, без заеданий. Усилие на ободе рулевого колеса, необходимое для поворота трактора, должно быть у тракторов без гидроусилителя не более 50 Н (5 кгс), а у тракторов с гидроусилителем — не более 35 Н (3,5 кгс). При движении трактора по ровному участку на одной из высоких передач проверяют работу тормозов.

7. Проверяют, имеются ли стуки, шумы, чрезмерный нагрев корпусов агрегатов трансмиссии при движении трактора вхолостую и под нагрузкой.

8. Прогревают рабочую жидкость в гидравлической системе, несколько раз подняв и опустив механизм навески. Проверяют работу гидравлической системы. Механизм навески должен подниматься плавно, без содроганий сразу же после перевода рукоятки распределителя в положение «Подъем». В положениях «Подъем» и «Опускание» рукоятка должна удерживаться фиксатором и автоматически возвращаться по окончании рабочего хода поршня силового цилиндра.

9. Останавливают трактор и работу двигателя. Осматривают узлы и агрегаты; проверяют, имеются ли течи топлива, масел, охлаждающей жидкости и электролита. Проверяют состояние базисных деталей (рамы, блока цилиндров двигателя, корпусов трансмиссии и др.). Внешним осмотром и отстукиванием этих деталей проверяют, имеются ли в них трещины, ослабленные заклепочные, сварные и болтовые соединения.

Стетоскоп — устройство, предназначенное для оценки технического состояния систем и механизмов двигателя виброакустическим методом, основанным на регистрации амплитуд колебательных процессов, возникающих при их работе. Выпускаются стетоскопы двух видов: механический и электронный.

Прослушивание с помощью стетоскопа осуществляется на прогретом до температуры охлаждающей жидкости 85…95°С двигателе, прикасаясь острием наконечника-щупа к проверяемым участкам.

5.Приведите порядок ввода машин в эксплуатацию . Перечислите операции технического обслуживания и этапы эксплуатационной обкатки машин. Укажите способы уменьшения сроков обкатки машин.

Новые и капитально отремонтированные машины вводят в эксплуатацию в соответствии с действующими правилами. Во время приемки машин проверяют наличие пломб, состояние упаковки, комплектность согласно упаковочному листу и техническое состояние. Проверяется работа без нагрузки всех агрегатов. После этого составляют акт технического состоянии машины, в котором указывают марку машины, заводской номер, год выпуска, завод-изготовитель, комплектность и перечень прилагаемых документов. При поступлении машины с другой организации в акте дополнительно указывают се наработку с начала эксплуатации и техническое состояние отдельных агрегатов.

Если машина поступила в разобранном виде, расконсервацию и сборку проводят согласно инструкции завода-изготовителя.

На основании акта технического состояния, транспортных и других документов бухгалтерия ставит машину на баланс организации (хозяйства) и присваивает ей инвентарный номер. В формуляре (паспорте) машины делается запись о поступлении машины и ее закреплении за машинистом (трактористом) о указанием даты и номера приказа.

Тракторы, самоходные шасси, прицепы, грейдеры, грузоподъемные машины регистрируют в соответствующих организациях Тракторы, шасси, тракторные прицепы и автогрейдеры регистрируют в инспекции Гостехнадзора. На каждую машину выдают один номерной знак. Передавая машину из одной организации внутри ведомства, номерной знак не меняют, а в книге регистрации вносят данные об изменении владельца

Грузоподъемные машины регистрируют в органах Проматомнадзора. Регистрации подлежат стреловые, башенные, прицепные краны и краны-экскаваторы грузоподъемностью более 1 т, а также кран-балки, мостовые, других типов грузоподъемностью более 10т. Aвтокраны независимо от их регистрации в инспекции Проматомнадзора подлежат регистрации в Госавтоинспекции (ГАИ) с выдачей государственных номерных знаков. Для безопасной эксплуатации грузоподъемных машин, не подлежащих регистрации в органах приказом руководителя организации назначается ответственное лицо из инженерно-технических работников.

Разрешение на пуск в работу грузоподъемных машин, подлежащих регистрации, выдает участковый инспектор Гостехнадзора. После технического освидетельствования разрешение на пуск в работу грузоподъемных машин отмечается в их паспорте или в журнале учета и осмотра. Запись ведет лицо, выдавшее разрешение.

Техническое освидетельствование может быть полным, частичным. При полном грузоподъемные машины подвергают осмотру, статическим и динамическим испытаниям, а при частичном эти испытания не проводят.

Статическое испытание выполняют под нагрузкой, не превышающей номинальную грузоподъемность. При этом проверяют машину в целом и ее отдельные элементы. У стреловых кранов одновременно контролируют грузовую устойчивость. Тележку мостовых и других кранов размещают так, чтобы се положение отвечало наибольшему прогибу.

Динамическое испытание грузоподъемных машин проводят под грузом, на 10% превышающим грузоподъемность машины.

При этом проверяют действие механизмов машины и их тормозов, повторно поднимают и опускают груз на разную высоту. Полному техническому освидетельствованию подвергают все машины, вновь вводимые в эксплуатацию. В процессе эксплуатации грузоподъемные машины подвергают периодическому техническому освидетельствованию: частичному — не реже одного раза в год и полному — не реже одного раза в 3 года.

Автомобили всех марок регистрируют в ГАИ на основании товарных документов и технического осмотра. На каждый автомобиль выдают два номерных знака и технический паспорт.

Новые и капитально отремонтированные машины подвергают эксплуатационной обкатке согласно инструкциям заводов-изготовителей или ремонтных предприятий.

Эксплуатационная обкатка является обязательной операцией при подготовке машин к работе. В период обкатки трущиеся поверхности доводят до такого состояния, при котором возможна их надежная работа. Перед обкаткой проводят техническое обслуживание машины согласно рекомендациям, приведенным в заводской инструкции по эксплуатации. Обкатка включает в себя следующие этапы: обкатка двигателя на холостом ходу, обкатка гидравлической системы, обкатка машины без нагрузки и под нагрузкой, контрольный осмотр.

Двигатель обкатывают в течение 15 мин: 5 мин — при минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала и 10 мин — с постепенным увеличением частоты вращения до максимальной. Обкатку гидравлической системы трактора проводят с грузом на механизме навески массой 100-150 кг или с легким орудием (у тракторов К-701 масса груза 450-600 кг): в течение 10 мин обкатывают на средних оборотах коленчатого вала двигателя, следующие 10-15 мин — на максимальных. При обкатке периодически поднимают и опускают механизм навески.

Обкатка трактора на ходу без нагрузки проводится с поочередным переключением передач, начиная с низшей, в течение 25-30 мин на каждой передаче. Во время обкатки следят за показаниями приборов, проверяют четкость переключения передач, работу муфты сцепления, тормозов, рулевого механизма и других сборочных единиц и систем.

Обкатку с нагрузкой проводят в несколько этапов. Сначала трактор используют на легких транспортных или полевых работах(боронование, посев и др.) при нагрузке 25%. Затем его загружают на 50%, а на завершающем этапе на 75%. При каждом грузке трактор должен работать на различных передачах.

Обкатку под нагрузкой мелиоративных и строительных ведут на грунтах 1 и 2 категорий при загрузке на 30, 50 75%.Продолжительность этих этапов составляет 15-25, 30-40 и 60% времени обкатки.

Общая продолжительность эксплуатационной обкатки тракторов и бульдозеров — 40-60 ч; экскаваторов и автогрейдеров 60-90 ч: грейдеров — 24-30 ч; автомобилей — 1000 км пробега.

Приработка двигателя считается законченной, если приработалась цилиндро-поршневая группа. При хромированных поршневых кольцах увеличивают продолжительность приработки. Сократить ее при обкатке дизелей можно путем добавки к дизельному топливу присадки АЛП-2. Она представляет собой 30%-ный раствор органополиалюмооксана в моторном масле ДС-8 или ДС-11, хорошо растворяется в дизельном топливе. Присадку добавляют к топливу в концентрации 1…2% перед его подачей в дизель. Она беспрепятственно проходит через топливные фильтры, насосы и форсунки. При сгорании топлива присадка превращается в камере сгорания в твердые окислы алюминия размером 2…3 мкм. Эти частицы, попадая между поршневыми кольцами и гильзами, действуют как тонкие притирочные пасты. В результате повышается качество приработки цилиндро-поршневой группы, сокращается на 30% продолжительность обкатки, снижается расход картерной смазки на угар.





6 .Охарактеризуйте планово-предупредительную систему технического обслуживания и ремонта машин. Перечислите основные элементы и мероприятия системы. Как влияет применение планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта машин на их надежность и долговечность?

В основу существующей системы технического использования и ремонта машин заложен планово-предупредительный принцип

Плановость – обусловливается тем, что машину (трактор, автомобиль, комбайн) ставят на ТО или ремонт в плановом «регламентированном» порядке, т.е. строго после выполнения установленного объема работ (га, кг, ткм).

Предупредительность – заключается в том, что основное количество операций по обслуживанию машин выполняется предупредительно до появления отказа.

Другими словами – параметры машин предупредительно восстанавливают при значениях, превышающих допускаемую величину.

Таким образом, плановость системы ТО и ремонта определяется периодичностью, а предупредительность – допускаемыми значениями параметра, износом деталей, остаточным ресурсом узлов и в некоторых случаях (косвенно) – качественными признаками выполняемой работы.

В связи с этим нужно подчеркнуть, что основными техническими требованиями на ТО и ремонт машин являются:

межконтрольная наработка;

допускаемые значения параметров;

остаточный ресурс агрегата;

качественные признаки состояния системы (снижение мощности, повышение расхода топлива).

С научной точки зрения разработка этих технических требований должна быть направлена на восстановление параметров до номинальных значений при всех видах ТО и ремонта.

Система технического обслуживания и ремонта машин включает в себя комплекс определенных операций, приуроченных к определенному моменту времени или наработки.

Элементами системы ТО являются:

эксплуатационная обкатка;

периодическое техническое обслуживание;

ТО в особых условиях;

текущий и капитальный ремонты машин.

Кроме перечисленных выше вопросов техническая эксплуатация МТП включает в себя и решение задач, связанных с обеспечением

сохранности техники,

заправкой ее топливно-смазочными материалами,

с разработкой годовых планов ТО и ремонта тракторов и автомобилей,

определением их технико-эксплуатационных показателей,

с расчетом ремонтно-обслуживающей базы,

с совершенствованием инженерно-технической службы с.х. предприятий и фермерских хозяйств.

Система технического обслуживания и ремонта призвана обеспечить надежность, безотказность, долговечность машин. Предусматривается выполнение с установленной периодичностью различных видов обслуживания и плановых ремонтов

7.Перечислите операции ЕТО и ТО-1 трактора. Перечислите приборы, применяемые при техническом обслуживании, опишите порядок их применения.

Ежесменное техническое обслуживание (ЕТО). Трактор очищают от пыли и грязи Внешним осмотром проверяют отсутствие подтеканий топлива, масла, электролита и при необходимости устраняют. Проверяют уровень масла в поддоне картера дизеля, охлаждающей жидкости в радиаторе и при необходимости доливают. Проверяют работоспособность дизеля, рулевого управления, механизмов управления

рабочими органами, системы освещения и сигнализации, стеклоочистителя и тормозов. Допускается заправлять дизель маслом в течение смены

Первое техническое обслуживание (ТО-1). Дополнительно, кроме операций ЕТО проводят наружную мойку машины. Проверяют и при необходимости регулируют натяжение приводных ремней и давление воздуха в шинах Проверяют работоспособность дизеля и продолжительность его пуска, давление масла в главной масляной магистрали, засоренность и герметичность соединений воздухоочистителя, продолжительность вращения ротора центробежного маслоочистителя после остановки дизеля Проводят техническое обслуживание воздухоочистителей согласно инструкции Осматривают аккумуляторные батареи и при необходимости очищают поверхности батарей, клемм, наконечников проводов, вентиляционные отверстия в пробках, доливают дистиллированную воду Сливают отстой из фильтров грубой очистки топлива, масло, скопившееся в тормозных отсеках заднего моста и увеличителя крутящего момента трактора, конденсат из воздушных баллонов. Смазывают клеммы и наконечники проводов Проверяют уровни масла в составных частях трактора и доливают при необходимости до установленного уровня, смазывают составные части машины согласно таблице и схеме смазки.

8 . Перечислите операции ТО-2 трактора. Перечислите приборы, применяемые при техническом обслуживании, опишите порядок их применения

Второе техническое обслуживание (ТО-2). Выполняют все операции ТО-1. а также проверяют и при необходимости регулируют зазоры между клапанами и коромыслами механизма газораспределения дизеля, муфты сцепления увеличителя крутящего момента, тормоза увеличителя крутящего момента и карданной передачи, муфты сцепления дизеля привода вала отбора мощности, муфты управления поворотом, тормозную систему колесных тракторов, сходимость передних колес трактора, люфт рулевого колеса, подшипники шкворней поворотных кулаков переднего моста, осевой зазор подшипников передних колес, натяжение гусениц и шплинтовку пальцев, полный ход рычагов и педалей управления, усилие на ободе рулевого колеса, на рычагах и педалях управления. Прочищают дренажные отверстия в пробках топливных баков

Заменяют масло и смазывают составные части машины согласно таблице и карте смазки. Очищают центробежный маслоочиститель, промывают смазочную систему дизеля Определяют плотность электролита в аккумуляторных батареях и при необходимости их подзаряжают.

Подтягивают наружные резьбовые соединения, проверяют герметичность разъемов воздухоочистителя и впускных воздухопроводов дизеля. Воздухоочистители, оборудованные сигнализаторами, очищают и промывают при поступлении сигнала о их засорении во время очередного технического обслуживания

Характерным отличием ТО-2 от ТО-1 является замена масла и промывка смазочной системы, а также выполнение дополнительных смазочных операций, проверочных и регулировочных работ с учетом результатов диагностирования.

9.Перечислите операции ТО-3 трактора. Перечислите приборы, применяемые при техническом обслуживании, опишите порядок их применения.

Третье техническое обслуживание (ТО-3). Кроме операций ТО-2, проверяют и при необходимости регулируют форсунки на давление впрыска и качество распыла топлива, зазоры между электродами свечи и контактами прерывателя магнето, топливный насос на начало подачи топлива. муфту сцепления пускового устройства дизеля, подшипники направляющих колес и опорных катков гусеничных машин, осевое перемещение кареток подвески, подшипники конечных передач, зацепления червяк-сектор, сектор-гайка гидроусилителя (при необходимости с подтяжкой гайки сектора и сошки), агрегаты гидравлических систем, стояночный тормоз, подшипники промежуточной опоры карданной передачи, пневматическую систему

Очищают и промывают фильтр-отстойник бака пускового двигателя, топливоподводящий штуцер и карбюратор, крышки и фильтры топливных баков дизеля и пускового двигателя, фильтры турбокомпрессора и гидравлических систем.

Проверяют износ шин или гусеничной цепи, шаг и профиль зубьев ведущих колес и при необходимости переставляют (меняют местами) гусеницы и ведущие колеса Проверяют техническое состояние кривошипно-шатунного механизма пускового двигателя, продолжительность пуска дизеля, давление масла в главной магистрали смазочной системы, техническое состояние цилиндропоршневой группы, деталей кривошипно-шатунного механизма, охлаждающую способность радиатора системы охлаждения, работоспособность всережимного регулятора, состояние топливоподающей аппаратуры Проверяют состояние стартера, реле-регулятора, изоляции электропроводки, показания контрольных приборов на соответствие их эталонам Заменяют фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива. Проверяют герметичность воздушных баллонов, зазоры в подшипниках ведущих зубчатых колес главных передач, плотность посадки фланцев карданных валов. При техническом обслуживании устраняют все выявленные неисправности

Промывают систему охлаждения, проверяют мощность и часовой расход топлива. При движении трактора проверяют работоспособность механизмов. Отличительной особенностью ТО-3 является проверка мощности и часовой расход топлива дизеля, оценка технического состояния и при необходимости регулирование систем и механизмов с использованием диагностических средств. При ТО-3. предшествующем плановому текущему или капитальному ремонту (за исключением гарантийной наработки), проводится ресурсное диагностирование машины для определения возможности ее дальнейшего использования или постановки на ремонт

10.Перечислите операции СТО трактора. Перечислите приборы, применяемые при техническом обслуживании, опишите порядок их применения

Сезонное техническое обслуживание. При переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации выполняют следующие операции: заменяют летние сорта масел на зимние согласно карте смазки; заполняют систему охлаждения жидкостью, не замерзающей при низкой температуре: включают индивидуальный подогреватель и устанавливают утеплительные чехлы; отключают радиатор смазочной системы дизеля; доводят плотность электролита в аккумуляторных батареях до зимней нормы и устанавливают в положение «3″ (зима) винт сезонной регулировки реле-регулятора; проверяют герметичность системы охлаждения, продолжительность пуска дизеля, зарядный ток генератора, напряжение и ток срабатывания реле-регулятора. работоспособность системы обогрева кабины (опробыванием)

При переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации с трактора снимают утеплительные чехлы; заменяют зимние сорта масел на летние и включают радиатор смазочной системы дизеля; отключают от системы отопления индивидуальный подогреватель, устанавливают винт сезонной регулировки реле-регулятopa в положение «Л» (лето) и доводят плотность электролита до летней нормы: заправляют топливный бак топливом летнего сорта, проверяют охлаждающую способность радиатора системы охлаждения, зарядный ток генератора, напряжение и ток срабатывания реле-регулятора.

11. Перечислите операции ЕТО и ТО-1 автомобиля. Перечислите приборы, применяемые при техническом обслуживании, опишите порядок их применения

Ежедневное обслуживание. Его выполняют перед выездом автомобиля на линию и после работы на линии. Контрольные работы. Осмотром проверяют:

исправность кабины, кузова, платформы, оперения, стекол, зеркал заднего инда, номерных знаков, запоров бортов и дверей кабины, капота двигателя, запорного механизма «откидывающейся» кабины, состояние рамы, рессор, колес, шин, опорно-сцепного устройства и буксирного прибора:

состояние гидроусилителя привода рулевого управления и свободный ход рулевого колеса;

действие приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей, устройства для обмыва и обдува (зимой) ветрового стекла;

герметичность привода тормозов, системы питания, смазочной системы и системы охлаждения, механизма подъема платформы у автомобилей-самосвалов.

Кроме этого, на слух контролируют работу звукового сигнала. Па ходу автомобиля проверяют работу агрегатов, узлов, систем и контрольно-измерительных приборов.

Уборочные- моечные работы. Убирают кабину и кузов, моют автомобиль, протирают стекла, зеркало заднего вида, фары, габаритные огни, указатели поворотов, сигналы торможения и номерные знаки.

Смазочные, очистительные и заправочные работы. Проверяют уровень масла в картере двигателя (при необходимости доливают), проворачивают рукоятку фильтра грубой очистки масла, у дизельных двигателей проверяют уровень масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе числа оборотов, проверяют уровень жидкости в системе охлаждения двигателя (при необходимости доливают). В зимнее время при хранении автомобилей на открытой площадке, если система охлаждения двигателя заполнена водой, сливают воду, подключают двигатель к системе подогрева, сливают конденсат из воздушных баллонов пневматического привода тормозов, фильтра влагомаслоотделителя и из топливных фильтров дизельных двигателей, а перед пуском двигателя заливают в систему охлаждения горячую воду. У автобусов дополнительно проверяют состояние подножек, пола, сидении, касс-копилок, стекол салона, действие механизмов открывания дверей, систем освещения, сигнализации и отопления, исправность громкоговорящего устройства, пневматических баллонов подвески, рессор и рулевых тяг.

Первое техническое обслуживание. Вo время ТО-1 выполняют все работы, входящие в ЕО, а также дополнительные, обеспечивающие безотказное действие агрегатов, узлов и систем автомобиля за пробег до очередного ТО-1 или ТО-2.

Контрольно-диагностические работы. При общей диагностике (Д-1) проверяют: люфты рулевого колеса и в шарнирах рулевых тяг с помощью прибора для проверки рулевых управлений; эффективность действия рабочего и стояночного тормозов автомобиля на стенде для проверки тормозов грузовых автомобилей; работу приборов освещения и сигнализации, действие стеклоочистителей, стеклоомывателей, обдува ветрового стекла (зимой), правильность установки зеркал заднего вида, состояние шин и давление воздуха в них при помощи манометра.

Контрольные, крепежные и регулировочные работы. При их выполнении:

проверяют крепление двигателя к раме и оборудования к двигателю, приемной трубы глушителя к выпускному коллектору. Убеждаются, что нет подтекания масла и воды. Проверяют натяжение приводных ремней вентилятора, генератора, компрессора, насоса гидроусилителя. Если обнаружены течи воды и масла, устраняют их. При необходимости регулируют приводные ремни;

выявляют состояние приборов системы питания, герметичность их соединений и устраняют обнаруженное подтекание топлива: у автомобилей с дизельными двигателями проверяют действие привода топливного насоса высокого давления и останова двигателя;

проверяют крепление коробки передач к картеру сцепления, фланцев карданов к коробке передач и заднему мосту, промежуточной опоры к поперечине рамы, фланцев полуосей к ступицам колес, крышек к картеру главной передачи (ослабленные резьбовые соединения закрепляют), свободный ход педали сцепления (при необходимости регулируют его); крепление рулевого колеса, гаек шаровых пальцеп, сошки, рычагов поворотных цапф, герметичность системы усилители рулевого управления;

убеждаются в герметичности трубопроводов н приборов привода тормозов, нет ли подтекания тормозной жидкости или утечки сжатого воздуха, проверяют работу компрессора и создаваемое им давление, у автомобилей с гидравлическим приводом тормозов — свободный ход педали рабочего тормоза, у автомобилей с пневматическим приводом тормозов — состояние тормозного крана, шплинтовку пальцев штоков тормозных камер, исправность привода стояночного тормоза. При необходимости устраняют подтекание тормозной жидкости или утечку сжатого воздуха, регулируют тормозные механизмы и привод стояночного тормоза;

выявляют состояние рамы, узлов и деталей подвески, буксирного прибора, седельно-сцепного устройства. Если нужно, закрепляют стремянки рессор, пальцы рессор и колеса;

проверяют действие запорного механизма и шарниров «откидывавшейся» кабины, замков и ручек дверей кабины, крепление кузова к раме автомобиля, крыльев, подножек, брызговиков (ослабленные резьбовые соединения закрепляют);

убеждаются, что уровень электролита по всех элементах аккумуляторной батареи соответствует норме. При необходимости доливают дистиллированную воду. Проверяют крепление батареи и надежность контакта наконечников проводов с ее полюсными выводами.

У автомобилей-самосвалов и седельных тягачей дополнительно проверяют состояние надрамника, шарнирных соединений, устройства Подъема платформы, предохранительного упора, заднего борта и его запорного устройства, седельно-сцепного устройства, проверяют и закрепляют коробку отбора мощности, кронштейны подвески платформы, соединения штока и цилиндра устройства подъема платформы, кронштейн запасного колеса, проверяют герметичность соединений маслопроводов, шлангов, действие устройства подъема платформы, уровень масла в баке механизма подъема (если необходимо — доливают или заменяют масло).

Смазочные и очистительные работы. Для них предусмотрено выполнение следующих операций:- смазывание узлов трения через заправочные масленки, проверка уровня масла в картерах агрегатов в соответствии с картой смазки, уровня тормозной жидкости в бачке гидропривода, доливка этой жидкости при необходимости, прочистка сапунов коробки передач и картера главной передачи, промывка воздушных фильтров гидровакуумного усилителя тормозов, замена масла в картере двигателя при работе в условиях большой запыленности, слив отстоя из масляных фильтров. промывка фильтрующего элемента воздушного фильтра.

12.Перечислите операции ТО-2 автомобиля. Перечислите приборы, применяемые при техническом обслуживании, опишите порядок их применения

Во время ТО-2 выполняют все работы в объеме ТО-1, а также дополнительные работы большой трудоемкости, выявленные по результатам Д-2.

Контрольно-диагностические работы. Д-2 проводят за 1—2 дня до начала ТО-2 и выполняют регулировочные работы, предусмотренные технологией диагностирования. По окончании Д-2 автомобиль с выявленными неисправностями, устранение которых требует выполнения работ большой трудоемкости, направляют в зону текущего ремонта. Автомобиль, требующий проведения регулировочных и ремонтных воздействий, если нх целесообразно совмещать с ТО-2. направляют в эксплуатацию на I—2 дня для подготовки производства, а затем на ТО 2.

Контрольные, крепежные и регулировочные работы. Они содержат значительное число операций, при которых:

проверяют крепление и исправность регулятора частоты вращения коленчатого вала двигателя, компрессора, вентилятора, головки блока цилиндров, поддоном картера двигателя и механизма сцепления, прикола жалюзи радиатора. При необходимости проводят крепежные работы и устраняют обнаруженные неисправности. Выявляют и регулируют зазоры в клапанном механизме; убеждаются в герметичности системы питания дизельных двигателей, системы охлаждения и смазочной системы, исправности карбюратора, привода дроссельной н воздушной заслонок, топливного насоса, масляных и топливных фильтров, форсунок, механизма управления подачей топлива, останова двигателя. Если необходимо, устраняют неисправности и опрессовывают систему питания дизельных двигателей; проверяют и закрепляют стартер, генератор и реле-регулятор. Регулируют натяжение приводного ремня генератора. После пробега 25—30 тыс. км снимают с двигателя генератор и стартер, проверяют состояние щеток, коллектора, подшипников, заменяют изношенные детали и испытывают генератор и стартер на стенде под нагрузкой;

вывертывают свечи зажигания, очищают нагар, регулируют зазор между электродами и проверяют работу свечей с помощью прибора 202п. Снимают прерыватель-распределитель, осматривают состояние контактов, регулируют зазор между ними, смазывают вал прерывателя-распределителя, ось молоточка, кулачковую втулку и проверяют работу прерывателя-распределителя на приборе СПЗ-8м:

убеждаются и легкости пуска двигателя. Регулируют минимальные обороты холостого хода;

выявляют свободный и полный ход педали сцепления, действие оттяжной пружины педали. При необходимости регулируют;

проверяют состояние и герметичность коробки передач, действие дистанционного управления, очищают сапун. В гидромеханической передаче регулируют механизм управления золотниками, проверяют и регулируют давление масла в системе;

замеряют люфт в шарнирных и шлицевых соединениях карданной передачи, в подшипниках промежуточной опоры;

убеждаются в герметичности соединений картера заднего моста, закрепляют редуктор и колесные передачи, очищают сапун:

проверяют крепление рулевого колеса, рулевой колонки, рулевого механизма, рычагов поворотных цапф, шаровых пальцев карданного пала привода рулевого управления и выполняют крепежные работы. Выявляют люфт рулевого управления, люфт в шарнирах рулевых тяг, шкворневых соединениях поворотных цапф, углы установки и балансировку передних колес. При необходимости регулируют люфт рулевого управления, заменяют шарниры рулевых тяг и шкворни, регулируют схождение передних колес, балансируют колеса; проверяют крепление привода тормозного крана, главного тормозного цилиндра, усилителя тормозной системы, воздушных баллонов, тормозных камер, опор разжимных кулаков н выполняют крепежные работы, убеждаются в нормальной работе компрессора. Снимают ступицы колес с тормозными барабанами и проверяют состояние накладок тормозных колодок, стяжных пружин колодок, опорных дисков, подшипников колес. Устанавливают ступицы колес и регулируют затяжку подшипников, зазоры между барабанами колес и тормозными накладками. В случае попадания воздуха в систему гидравлического привода тормозной системы удаляют воздух из системы и проверяют действие гидровакуумного или пневматического усилителя, исправность привода стояночного и моторного тормозов;

убеждаются, что нет перекосов переднего и заднего мостов. Проверяют состояние рамы. Закрепляют стремянки рессор, амортизаторы, реактивные штанги и балансиры. Выявляют надежность крепления колес:

проверяют крепление кабины, платформы, подножек, крыльев, брызговиков. При необходимости выполняют крепежные работы. Убеждаются и нормальной работе системы вентиляции и отопления. Проверяют уплотнения дверей, рычагов и педалей.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст