Требования к речи воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребенка с ТНР, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи.

Анализ педагогической литературы и практический опыт показывают, что в речи воспитателей встречаются следующие недостатки:

Нечеткое артикулирование звуков в процессе речи;

Побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо [што], его вместо [ево]);

Произнесение слов с акцентом или характерными особенностями местного говора;

Неправильное ударение в словах;

Монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;

Ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;

Многословие, наслоение лишних фраз, деталей;

Насыщение речи сложными грамматическими конструкциями, оборотами;

Использование просторечий и диалектизмов;

Частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Катенька, убери чашечку со столика!»);

Засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);

Копирование речи малышей «сюсюканье».

К речи воспитателя предъявляются следующие требования:

Правильно произносить все звуки родного языка;

Четко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;

Строго придерживаться в речи орфоэпических норм;

Использовать средства интонационной выразительности (силу голоса, темп, логические ударения, паузы)

В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;

Связно и в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учетом возраста ребенка и уровня его речевого развития;

Использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон;

Прослеживать процесс развития и изменения норм и правил родного языка.