Подвижные игры (См. Приложение 2)

Цели и задачи:

- сброс эмоционального напряжения (эмоциональная разрядка);

- развитие координации движений;

- формирование интереса к занятиям;

- развитие воображения.

Методы обучения:

Ведущий рассказывает стихотворение, дети должны выполнять движения, соответствующие тексту стихотворения, а впоследствии проговаривать текст.

Критерии оценки.

Эффективность программы оценивается с помощью тестирования в начале и в конце программы и путем экспертной оценки родителями и педагогами. Предлагается следующая методика определения творческого развития детей. Детям читается русская народная сказка «Заячья избушка» Затем детям предлагается сделать рисунки к этой сказке с последующим рассказом ребенка по этому рисунку.

Процедура проведения

Инструкция: «Сейчас я вам прочитаю интересную сказку. Она называется «Заячья избушка» (См. Приложение 3). Слушайте внимательно, а потом вы должны будете стать художниками и нарисовать рисунки к этой сказке».

Техника проведения: у каждого ребенка есть все необходимые материалы для выполнения задания. После прочтения сказки и разбора эпизодов дети приступают к работе. Время работы 30 мин.

Сказку читают детям два раза с интонационным выделением значимых частей. После этого (если необходимо) вместе с детьми уточняют последовательность событий и смысловые части, которые надо передать в рисунке.

Критерии оценки

Оценка детских рисунков происходит по критериям, разработанным ведущими специалистами, такими, как О.М. Дьяченко, Е.А. Медведева, МФ. Рау, Е.А. Сошина, Л.И. Фомичева и др., изучавшими воображение. За основу ими были взяты следующие показатели:

- соответствие воссозданных образов (в рисунках, при рассказе) образам произведения;

- полнота воссоздания текста (отдельные предметы, персонажи, фрагменты сюжета, все основные смысловые части);

- правильность последовательности эпизодов (в рисунках, при рассказе);

- адекватность внесенных дополнений, наличие элементов творчества;

- эмоциональная насыщенность воссоздаваемых образов.

В соответствии с данными критериями специалистами выделены качественные уровни состояния творческого воображения, которые характеризуют раскрытие содержания текста в рисунках.

0 уровень (очень низкий) – воссозданные образы не соответствуют образам произведения;

1 уровень (низкий) – изображены отдельные предметы или персонажи без взаимосвязи;

2 уровень (средний) – воссоздан отдельный эпизод;

3 уровень (высокий) – воссоздана неполная композиция (пропущены звенья);

4 уровень (очень высокий) – воссоздана полная композиция сюжета, есть элементы творчества.

Все дети данной группы были протестированы по этой методике. В результате был выявлен уровень состояния творческого воображения у детей на начальном этапе работы. После проведенных занятий было проведено повторное тестирование детей по той же методике.

7. Методические рекомендации

Программа построена по учебному плану, что позволяет более эффективно и комплексно проводить занятия. Содержание программы предусматривает включать в занятия пальчиковые игры, игры на развитие воображения и творческого мышления (творческая деятельность), подвижные игры для отдыха и эмоциональной разрядки.

Занятие строится по определенной схеме и

состоит из нескольких частей.

1. Ритуал приветствия (звонок в колокольчик, игрушка-кукла) и пальчиковые игры.

2. Творческая деятельность (в зависимости от темы занятия) на развитие у ребенка познавательных процессов, а так же определенных навыков и умений (с музыкальным сопровождением – пассивная музыкотерапия; звуки природы, диск «Мама и малыш»).

3. Подвижные игры.

4. Ритуал прощания (звонок в колокольчик, прощание и использованием игрушки-куклы).

При проведении занятий возможны различные творческие варианты, предоставляется право корректировать занятия.

Список литературы

Иванова И.Н. Основы психокоррекции и психотерапии: учебное пособие. Тмень: Издательство Тюменского Государственного университета, 2008. 260 с.

Косинова ЕМ. Уроки логопеда: игры для развития речи. – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011. -192 с.: ил.

Никологорская О.А. Волшебные краски: книга для детей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС 1997. – 96 с.: ил. – (Основы художественного ремесла)

Перепелюков Ю.Ю. Энциклопедия твистинга, 70 моделей, г. Ростов – на – Дону, 2011 г.

Пономаренко А. Рисуем пальчиками, ножками, ладошками. adalin.mospsy.ru

Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007, – 3.

Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007, – 3.

Янушко Е.А. Аппликация с детьми раннего возраста// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007, – 3.

Приложение 1

Пальчиковые игры

Фонарики (сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно)

Фонарики зажглись! (пальцы выпрямить)

Фонарики погасли! (пальцы сжать)

Или:

МЫ фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

Флажки (расположить ладони перед собой, одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами)

Я в руках флажки держу

И ребятам всем машу!

Шарик (пальчики обеих рук собраны «щепотью» и соприкасаются кончиками; «надуваем шарик» – такое положение пальцев, как будто держат мячик; «шарик лопнул» пальцы возвращаются в исходное положение).

Я надул упругий шарик,

Укусил его комарик.

Лопнул шарик – не беда,

Новый шар надую я.

Заготавливаем капусту

Мы капусту рубим! (2 р.) – прямыми, напряженными ладонями имитируем движения топора: вверх-вниз

Мы капусту режем! (2 р.) – энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад.

Мы капусту солим! (2 р.) – пальцы собраны «щепотью», «солим капусту».

Мы капусту жмем! (2 р.) – энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочередно.

Мы морковку трем (2 р.) – пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх-вниз по ладони другой руки. Затем меняем руки.

Печем блины (попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью)

Мама нам печет блины,

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

И едим их со сметаной.

Пирожки печем (руками имитируем процесс вымешивания теста)

Тесто мнем, мнем, мнем!

Тесто жмем, жмем, жмем!

Пироги мы испечем!

Стол (левую руку сжать в кулак – это ножка стола, сверху накрыть ножку выпрямленной ладонью правой руки – это крышка стола)

Кулачок – это толстая ножка.

Сверху крышка – наша ладошка.

Маленький столик Время идет…

Вместе с ладошкой и стол подрастет.

Стул (левую ладонь поставить вертикально, пальцами вверх – это спинка стула, к ней присоединить кулачок правой руки – это сиденье)

Спинка и сиденье –

Стул на удивленье!

Мы на стульях посидим,

Друг на друга поглядим!

Ежик (поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой руки, шевелить прямыми пальчиками)

Маленький колючий еж.

До чего же он хорош!

Лодочка (обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням)

Маленькая лодочка по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

Пароход (обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие подняты вверх и соединены – это «труба»).

Пароход плывет по речке.

И труба дымит, как печка.

Рыбка (выпрямленные ладони прижаты друг к другу, пальцы направлены в сторону «от себя», поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движения рыбки хвостом)

Рыбка-малютка по речке плывет,

Рыбка-малютка хвостиком бьет.

Пальчики (сжать пальчики в кулачок, затем по очереди разгибать их. Начиная с большого пальца)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – это Я.

Вот и вся моя семья.

Ворота (ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу – ворота закрыты, пальцы выпрямлены и напряжены).

Ворота крепко мы запрем –

Не сможет волк проникнуть в дом!

Или:

А ворота мы закроем на замок,

Чтобы волк зубастый в дом войти не смог.

Деревья (кисти рук перед собой, ладонями к себе, пальцы разведены в стороны и напряжены, потом кисти встряхнуть)

В поле дерево стоит,

Ветер ветки шевелит. (Покачивать руками из стороны в сторону)

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо! (Покачивать руками вниз-вверх, не сгибая пальцы)

Птичка (пальцы правой руки собрать в «щепоть» – это птенцы, левой рукой сбоку обхватить пальцы – это гнездо, попеременно чередовать положение рук)

Вот птенцы, а вот – гнездо.

Всем птенцам в гнезде тепло.

Кошка (две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу, повторить 3-5 раз)

Кулачок – ладошка.

Я иду, как кошка.

Собака (ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх, остальные пальцы сомкнуть, мизинец то опускать, то поднимать, имитируя движения собачьей пасти)

Ав-ав-ав – я не пугаю.

Я с ребятами играю!

Зайчик (указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем, удерживать пальцы в таком положении на счет до 5-10)

Кто там скачет на лужайке?

Это длинноухий зайка!

Мышка (мизинец и указательный палец согнуты – это ушки средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты, упражнение выполняется сначала одной рукой, после – двумя руками одновременно).

Перед тем как хрумкать сушки,

Ты, мышонок, вымой ушки,

Чтоб услышать шорох кошки,

Что крадется по дорожке.

Конь (большой палец правой руки поднять вверх, сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву, большой палец левой руки поднять вверх)

Конь ретивый

С длинной гривой

Скачет, скачет по полям

Тут и там! Тут и там!

Домик (пальцы рук соединить под углом, большие пальцы положить один на другой, указательный палец одной руки выпрямить – это труба)

Посмотри на дом с трубой,

В нем мы будем жить с тобой.

Мост (большой и указательный пальцы левой руки выпрямить, расположить параллельно друг к другу и соединить с большим и указательным пальцами правой руки. Остальные пальцы выпрямить, прижать друг к другу и удерживать в таком положении)

Мы над речкой из дощечек

Строим мостик золотой.

Через мостик человечек

Гонит козочку домой

Или:

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком,

Зацепилась за перила –

Прямо в речку угодила.

Лыжник (указательный и средний палец вытянуты и опущены вниз, средний и безымянный прижаты к ладони большим пальцем)

Маленькие ножки шагают по дорожке!

Топ-топ, топ-топ. Шагают по дорожке.

Вот человечек идет по дорожке,

И высоко поднимает он ножки.

На одной ноге стоит и по сторонам глядит.

На другую ногу встал, покачался и упал.

Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро на лыжах до леса дошли.

Время к обеду – весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли.

Приложение 2

Подвижные игры (физкультминутки)

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко,

(Дети должны стоять, широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз – два хлопка. Темп постоянно ускоряется)

– А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

(Встали; руки вверх, в стороны, вперед, назад, повороты вправо, влево; сели.)

Дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения:

Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

–Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

После — левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

Б

Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске — руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо…

Получается на славу.

Молодцы!

Влево — вправо, влево — вправо…



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст