Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 18 общеразвивающего вида» г. Печора

КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ

ТЕМА «ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ КАМНИ»

ВОЗРАСТНЫАЯ ГРУППАПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

( 6 – 7 ЛЕТ)

Составитель:

Воспитатель МАДОУ № 18

Ануфриева Л.К.

г. Печора

2011

год.

Цель: расширять знания детей о разнообразии камней, их свойствах.



Программное содержание:

Закрепить знания детей и роли камней в жизни человека.

Поощрять речевую активность детей; обогащать словарный запас детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь, учить составлять рассказ по итогам исследовательской работы (Коммуникация).

Развивать эмоциональный отклик на звуки природы (Музыка).

Развивать исследовательские навыки: (принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы) (Познание).

Формировать навык безопасного поведения с лабораторным оборудованием (Безопасность).

Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности (Социализация).

Словарная работа: закрепить название камней (, закрепить понятия «иссекаемый», «подземная кладовая».

Материал и оборудование:

Камни в шкатулке, письмо Хозяйки Медной горы, посылка с адресом



Лабораторное оборудование: на каждого ребенка: таблицы, коробка цветных карандашей, лупа, тряпочка, гвоздик, монетка, лимонная кислота.

Магнитола и музыкальное сопровождение.

Выставка «Ожившие камни».

Предварительная работы с детьми:

Знакомство со сказами Бажова

Поведение экологических занятий из цикла «Песок, глина, камни».

Выставка репродукций Рериха Н.К. «Мастер гор»

Ход занятия

Педагог. Мне почтальон передал посылку. Как проверить, действительно ли она предназначена нам? (Ответы). Верно, по адресу.



Воспитатель достает письмо и читает:

«Здравствуйте дорогие дети! Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот и решила отправить Вам посылку с предметами неживой природы. А что жэто за предметы Вы узнаете, если отгадаете мою загадку. Желаю удачи! Хозяйка Медной горы.

В сережках у мамы огнем он горит.В пыли на дороге ненужным лежит.Меняет он форму, меняет он цвет,А в стройке годится на тысячу лет.Он может быть мелкий —в ладошке лежать.Тяжелый, большой -одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?Кто этот предмет по приметам узнал?

(В. Мирясова)

Дети. Это камени.

Педагог. Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку (открывает посылку). Смотрите, в посылке камни. Значит, мы с вами правильно отгадали загадку. ХМГ прислала нам шкатулку с камнями, чтобы мы исследовали их свойства, узнали их полезность и другим рассказали. Занятие называется «Удивительные камни».

Мы уже с вами много говорили о горах и разных полезных ископаемых, учились исследовать камни. Посмотрите, знакомы ли Вам эти камни?

Воспитатель показывает детям камни по очереди. Дети называют знакомые камни. Воспитатель знакомит детей с новым камнем – малахитом:

Это любимый камень ХМГ. Посмотрите. Какого цвета малахит?

В природе встречаются также малахиты ярко зеленого цвета и даже с голубизной. Воспитатель предлагает погладить малахит. Какой он на ощупь?

Малахит – поделочный камень. Какие красивые вещи делают из него мастера (показ картин).

Педагог предлагает побеседовать и вспомнить, что мы знаем о камнях:

На какие группы можно разделить все камни?

Все ли эти камни на те, что мы находим по улице?

Где еще можно встретить камни?

Для чего человек использует камни?

Как называется профессия тех людей, которые ищут камни?

Педагог: А помогает им в этом природа. Она постепенно разрушает горы, открывая их внутренние кладовые. Давайте вспомним и покажем. Как это происходит.

Музыкальная игра «Гора и камешки»

Жила – была большая гора (дети образуют гору).

Она считала себя самой сильной , но ветер и вода утверждали. Что они сильнее.

Шли годы. Вода проливалась на гору дождями и точила камни.

Мороз замораживал воду в трещинах. А ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с ее поверхности.

Вот покатился с горы один камешек, потом второй, третий, четвертый, пятый.

Гора становилась все меньше и меньше.

Река подхватила камушки и понесла вниз. Вода перекатывала их с одного бока на другой,

Откалывая маленькие песчинки, а ветер уносил их в разные стороны.

Так ветер и вода победили большую гору.

Дети возвращаются на места.

Педагог: Все эти камни необычны по – своему. Хотите их изучить? Я предлагаю Вам отправиться в нашу лабораторию.

Дети одевают халаты и занимают свои места.

Педагог: Посмотрите, что у вас на столе. Это все то, что вам необходимо для сегодняшних исследований. Все результаты своих исследований вы будете заносить в таблицу. Приступаем к исследованиям. Под руководством педагога дети исследуют камни.

По окончанию работы педагог предлагает рассказать о том, какое открытие они сделали по своему камню.

Педагог: наша работа в лаборатории закончена, вернитесь, на свои места.

Педагог:

Что нового вы узнали на занятии?

Что больше всего вас удивило?

Сегодня мы с вами прикоснулись еще к одной из тайн природы – камням. И узнали о них много удивительного и гостям рассказали.

Камни служат людям. А люди должны бережно относиться ко всем полезным ископаемым, потому что подземные кладовые могут иссякнуть.

А сейчас я приглашаю вас на нашу выставку «Ожившие камни». Не забывайте о правилах поведения на выставке.

После окончания просмотра воспитатель говорит: «У меня нет таких удивительных камней, как у ХМГ. Но я очень бы хотела сделать вам подарок – кто хочет, может взять себе обыкновенный камень и превратить его в удивительный с помощью краски и кисти.