Тема: «Приглашение на телестудию».

Вид: Ознакомление с окружающим миром и развитию речи.

Возрастная группа: подготовительная

Дата проведения:15 мая

Цель: продолжать активизировать познавательные способности детей по теме «Птицы».

Задачи:

• закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие — перелетные»; употреблять предлоги (в, на, с, со, из, под, около, за), составлять предложения с этими предлогами; определять количество слогов в слове;

• продолжать учить детей составлять описательные рассказы о птицах по схеме;

• обогащать словарь по теме «Птицы»;

• развивать слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику;

• воспитывать доброту, отзывчивость, заботливое отношение к птицам и всему живому.

Методы и приёмы: отгадывание загадок , рассматривание иллюстраций, чтение литературы о птицах ,составление описательного рассказа , проведение игр.

Материалы: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц; пособие – разрезные картинки птиц; пособие — «Птичья столовая»; схема для составления описательного рассказа.

Словарная работа: телевидение, телевизор, интервью, ведущий, синица, снегирь, кормушка, передача.

Предварительная работа: беседа воспитателя с детьми о телевидении, составление описательных рассказов по схеме, изготовление кормушки с помощью родителей.

План:1)мотивация;2) «интервью»- беседа о птицах;3) проблемная ситуация;4) загадывание загадок;5) дыхательная гимнастика;6) физминутка;7) занимательные игры;8) итог занятия.

Ход занятия.

1.Орг. моментДетям объявляется о приглашении на «телевидение» в клуб «Любителей природы».

Воспитатель: Дети, я рада приветствовать вас на заседании клуба «Любителей природы». Начнем наше заседание с небольшого интервью. Кто скажет, что такое интервью? (ответы детей)

2.Закрепление пройденного материала. Итак, начнем.

— Ребята, какое сейчас время года? (весна)

— Давайте вспомним, откуда прилетают птицы весной? (с юга, из тёплых краёв)

— Почему улетают птицы в теплые края? (Отсутствие корма, похолодание, замерзание водоемов.)

— Как мы называем птиц, улетающих в теплые края одним словом? (перелетные)

- Перечислите их (дети перечисляют птиц, на стенде вспомогательная иллюстрация).

- Все ли птицы улетают в теплые края? (часть птиц остается)

— И сегодня мы с вами поговорим о птицах, остающихся зимовать, о зимующих птицах.

3. Основная часть.

Проблемная ситуация: — Ребята, к нам на телевидение сегодня пришло письмо от Короля зимующих птиц, давайте его прочитаем: «Злая Баба Яга украла и заколдовала моих подданных – птичек. Помочь мне могут только маленькие, но умные, смелые и добрые дети. Где же мне их найти? Дорогая редакция, прошу у вас помощи»

— Ребята, может мы с вами, сможем помочь птицам?

— Чтобы догадаться, каких птиц похитила Баба Яга, нужно отгадать загадки:

Отгадывание загадок:

Я в тёплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый……воробей.

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее? Синичка.

Окраской — сероватая,

Повадкой — вороватая,

Крикунья хрипловатая

— Известная персона.

Кто она?.. ворона.

Все стрекочет и вертится,

Ей на месте не сидится,

Длиннохвоста, белобока

Вороватая …сорока.

Красногрудый,чернокрылый, Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появиться опять. Снегирь.

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной.

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. Дятел.

Так нарядны и ярки,

На головках – хохолки! Свиристели.

- Как мы назовем этих птиц одним словом? (зимующие)

- Почему же их так назвали? (потому что эти птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)

- Ребята, а вы знаете, как эти птицы подают голоса? Каждая птица своим особым голосом.

Игра: «Кто, как голос подает?» (дети воспроизводят голоса птиц)

Воробей – чирикает

Ворона-каркает Сорока-стрекочет Синица – щебечет

Снегирь – посвистывает

Дятел – трещит

Сова – ухает

- Ребята, если Баба Яга птиц спрятала и заколдовала, нам нужно помочь им, вы согласны? Пойдемте их искать. (Дети и воспитатель идут по импровизированным следам Бабы Яги.)

Дыхательная гимнастика: (по Стрельниковой А.Н.) — Все помнят, как собачки нюхают воздух? Представьте, что вы собачки и вам нужно определить, в какую сторону направить поиск.

Упражнение: «Собачки» (несколько коротких вдохов и длительный плавный выдох)

Раз, два, три, четыре, пять

Где же птичек нам искать?

Может справа под кустом? Может слева под бревно — Пойдемте дальше искать.

— Лучше посмотреть с воздуха. Воздушный шар накачаем и полетим (дети встают в круг).

Упражнение «Насос» (вдох носом, выдох ртом, с произнесением длительного звука С-С-С) — Полетели, полетели, на полянку сели. (кружатся, приседают)

На полянке дети обнаруживают конверт.

- Молодцы, дети. Что же это за конверт? Это проделки Бабы Яги! (читаем)

- Ребята, Баба Яга поймала птиц и посадила в клетки , если вы соедините части картинок, то освободите их.

Игра: «Освободи птичку»,(составление из разрезных картинок целых изображений птиц)

- Чтобы птички разлетелись по домам, нужно выполнить задание: сосчитать, сколько слогов в названии этих зимующих птиц.

Игра: «Сколько слогов в слове?». (дети произносят слово, отсчитывают слоги на хлопки)

- Спасибо, молодцы дети, что помогли освободить птичек.

- Улетели птицы по домам. А мы с вами поиграем, отдохнем.

Физминутка.

Раз — мы встали, распрямились.

Два — согнулись, наклонились.

Три — руками три хлопка.

А четыре — под бока.

Пять — руками помахать.

Шесть — на место сесть опять.

- Давайте посмотрим, куда птицы улетели.

Игра: «Бинокль». Составление предложений с предлогами (на, под, за и т.д.) по картинке.

Возвращаемся на телевидение. Идет отбор ведущих для новой передачи «Отгадай птиц по описанию».

- Хотите попробовать себя в роли ведущего? Ведущий и воспитатель составляют описание птицы по схеме, дети должны в конце «передачи» сказать, что это за птица. В «телевизор» — по мере отгадывания, на экран выставляются изображения птиц.

.Схема:

1.Перелетная или зимующая птица .

2. Где живет?

3.Описание (туловище, голова, клюв, хвост).

4. Оперение (цвет).

5. Чем питается птица?

- Как вы думаете, птицы боятся холодов? Страшен для птиц не холод, а голод! Когда птичка сыта, никакой голод ей не страшен. Мы с вами помогали птицам, чтобы они пережили зиму, не голодая? Что для этого сделали?(дети объясняют, что люди мастерят кормушки, подкармливают птиц зимой).

- Посмотрите, у меня в коробочке различные угощения для птиц. (Рассматриваем с детьми угощения для птиц: пшено, овёс, семечки, пшеница, семена тыквы, хлебные крошки, несоленое сало).

Игра: «Птичья столовая» — Чем можно угостить птиц?

Воробья – хлебными крошками, снегиря – ягодами рябины, боярышника; синичка – любит сало; ворона, сорока – всеядные птицы.

- Кому не хватило угощения?(сове, дятлу) Сова – хищная птица, питается мышами, а дятел добывает себе насекомых из-под коры деревьев.

Показываю детям семена, которыми можно подкормить птиц.

Это семена от дыни. Какие семена? — Дынные. Их ест синица.

Это семена от арбуза. Какие семена? — Арбузные. Их ест снегирь.

Это семена от ясеня. Какие семена? — Ясеневые. Их тоже любит снегирь.

Семечки подсолнуха, пшено. Как вы думаете, для каких птиц? — Зимой птицам трудно добывать корм, мы повесили кормушку на дерево и подкармливали птиц.

Заканчиваем занятие стихотворением:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов,

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна –

И не страшна будет им зима. Приучите птиц в мороз,

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.

4.Итог занятия.

Ребята, вы все очень хорошо поработали, узнали много нового, повторили пройденный материал. Расскажите, пожалуйста, интересно ли вам было на нашем занятии ? Что вам запомнилось больше всего? Какие новые слова вы заполнили? (Дети закрепляют в памяти названия птиц , классифицируя их на «зимующие» и «перелётные»).

Длительность занятия: 30 минут.

Подготовила воспитатель МБДОУ ДС № 10 Исак Анна Александровна,