Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий в развитии двигательной активности детей на логопедических занятиях»

Всем известно такое изречение — «Движение — это жизнь». Подвижный человек — активный человек, всё успевает , меньше устаёт. Наша система образования ставит перед собой цель воспитать всесторонне развитого человека, но ребёнок уже в дошкольном возрасте испытывает вредное воздействие гиподинамии.

Поэтому новые федеральные государственные требования включают в себя организацию двигательной активности на занятиях. Эффективнее всего включать в логопедические занятия здоровьесберегающие технологии. Например, подвижные игры можно использовать как элемент занятия, как физкультурную минутку, либо как закрепление пройденного материала. Любую подвижную игру можно адаптировать к лексической теме недели, занятию и использовать её в совместной деятельности с ребёнком.

Среди разнообразия детских игр, можно выделить особый вид игры с мячом. Можно сказать, что игры с мячом — специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать и перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке. Нормализуется эмоционально-волевая сфера, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Такие игры и упражнения развивают ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, быстроту реакции, регулируют силу и точность броска.

Практически у всех детей с отклонениями в развитии имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенкаПсихогимнастика помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.

Физминутки на логопедических занятиях предлагаются детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением.

Физминутки включают упражнения как общеукрепляющие, направленные на улучшение кровообращения и двигательной активности детей, так и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движения сопровождаются проговариванием стихов, потешек. Проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной, хорошо развивает слуховое восприятие.

В системе ритмического воздействия на людей с речевой патологией ведущее место занимает слово, поэтому в практике появилось особое направление коррекционной работы – логопедическая ритмика. Это одна из форм кинезотерапии.

Она стоит на трех китах – движение, музыка, речь и способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от ФФН до тяжелых речевых нарушений, таких как ОНР, заикание и алалия.

На индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми, с целью повышения эффективности коррекционного обучения детей с нарушениями речи и устранения сопутствующих отклонений в психоэмоциональной сфере, можно использовать элементы песочной игротерапии.

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песок в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт.

Основной принцип игр— это создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно и может проявить творческую активность.

Еще один принцип — реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных сюжетов. Например, оказавшись в роли спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает тот или иной выход из трудной ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок.

Менее часто используемый прием в логопедической работе – это использование воды. Вода известнейшее средство для снятия напряжения и усталости. Дети очень любят возиться в воде. Этот прием как своеобразную хитрость можно использовать в коррекционной работе.

Всем известна игра «Буря в стакане» на развитие силы дыхания, когда в прозрачный стакан с водой кладется соломинка для коктейлей и ребенку предлагается подуть в соломинку, вызывая всплески и пузыри.

Но можно также использовать воду для работы по автоматизации поставленных звуков, или обучению ребенка грамоте. В емкость с теплой водой (лучше всего пластмассовый тазик) кладутся буквы азбуки, ребенку предлагается вытащить (названную букву или) символ звука.

Так же в коррекционной работе можно использовать и другие природные материалы, например горох, фасоль, камушки, шишки. Своеобразный «пальчиковый бассейн» можно сделать очень просто: взять любую коробку, в нее набрать мелкие разноцветные камушки или шишки. «Купая» пальчики в таких «Бассейнах» ребенок тренирует двигательные мышцы пальцев рук. Все зоны коррекционной направленности расположены в разных частях логопедического кабинета, что позволяет ребенку в течение занятия двигаться по кабинету, переходить от одной игровой зоны к другой.

В театрализованных играх шлифуется навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе.Поэтому на логопедических занятиях на этапе автоматизации звуков мы стали использовать театрализованную деятельность… Игры – драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого–либо сюжета в соответствии со сценарием. Здесь дети – артисты. Распределив роли и познакомившись со сценарием, они показывают небольшой спектакль. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, жестами, а самое главное – четкой артикуляцией.

Новые задачи ставит перед ребенком участие в инсценировках сказок с несколькими действующими лицами, в ходе которых внимание переключается с одного партнера на другого. При этом детям необходимо внимательно следить за ходом всего действия и уметь вовремя сыграть свою роль. Продолжается работа над чистотой и правильностью речи и движений. Так в драматизации сказки «Теремок» мы воспитываем у детей выразительность речи и умение изменять тембр голоса, с помощью которого ребенок учится выражать настроение героев и их отношение друг к другу, развивается умение подражать движениям зверей. Умелое использование театрализованных игр на этапе автоматизации звуков позволяет не только сформировать у детей разные умения и навыки, но и решать очень важные задачи коррекционно-воспитательной работы. Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной, чистой и правильной.

В логопедической работе можно использовать и речевые игры. Это стихи, с которыми и в которые можно играть. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. В стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Такие игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной. Ребенок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления.

Т.О, на логопедических занятиях необходимо развивать двигательную активность детей и применять в работе здоровьесберегающие технологии. По мнению отечественных психологов: маленький ребёнок- деятель. Деятельность ребенка выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения мылыша, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.