Раннее речевое развитие мифы, проблемы, решения.

Миф N1. Речевые навыки развиваются сами по себе.

Часть речевых навыков человек может приобрести вследствие только пассивного восприятия языкового материала; другие же навыки самостоятельно освоить сложно. Для постановки тех или иных конструкций и исправления ошибок даже здоровому взрослому и здоровому ребенку может понадобиться учитель.

Миф N2. Если ребенок не говорит бегло в 3 года, это является дефектом; ребенок считается больным и нуждается в лечении.

Если ребенок не говорит бегло в 3 года, он нуждается в обучении языку. В лечении ребенок нуждается тогда, когда существуют физиологические или органические причины, мешающие ему осваивать язык темпами не ниже средних.

Миф N3. Если у ребенка имеются проблемы с развитием устной речи, то в будущем обязательно ожидаются проблемы с письменной речью.

Не обязательно. Способности к устной речи лучше у тех, у кого тоньше слух и сильнее звуковая память. Дети, которые являются визуалами, могут иметь обычный (не абсолютный) слух, но хорошую зрительную память, которая в дальнейшем может стать основой так называемой «врожденной грамотности».

Миф N4. Длительное (больше 1 года) грудное вскармливание может помешать развитию речи. Мышцы лица привыкают к однообразным движениям, и потом ребенку будет тяжело выговаривать звуки.

Длительное грудное вскармливание (1-3 года) — здоровое, физиологичное явление. Иногда действительно наблюдается корреляция (связь) между сроками завершения грудного вскармливания и началом говорения. Но это не значит, что длительное грудное вскармливание стало причиной задержки речевого развития. Данный факт объясняется по-другому. Длительное грудное вскармливание иногда встречается у здоровых, но при этом медленно развивающихся детей (флегматиков). В этом случае как сроки угасания сосательного рефлекса, так и сроки физической готовности ребенка к усвоению языка представляют собой верхнюю границу нормы. Случаи же невротического сосания являются компенсаторной реакций организма на общее нездоровье. Если бы данный ребенок был здоров, срок безболезненного отлучения от груди наступил бы, по всей видимости, раньше (однако доказать это статистическими методами сложно, потому как невозможно прожить несколько вариантов развития событий; предполагать такой сценарий может только человек, берущий на себя большую часть работы по уходу за ребенком). Таким образом, в подобных случаях не задержка речи вызвана длительным грудным кормлением, а оба эти явления вызваны одной причиной, то есть болезнью ребенка.

Миф N5. Смешение языков часто приводит к заиканию, которое потом логопедами не лечится. Смешение языков в речи окружающих и самого ребенка может привести к физиологической (т. е. такой, которая не является патологией) задержке развития речевых навыков, полуязычию — в связи с повышенной нагрузкой по сравнению с одноязычными детьми. Заикание же вызвано нарушениями моторики, спазмами артикуляционного аппарата.

Миф N6. Если с ребенком усиленно заниматься упражнениями на развитие мелкой моторики, то у него не будет проблем с речью. Занятия по мелкой моторике влияют на развитие речи лишь косвенным образом — в порядке общего развития. Чтобы у ребенка было минимум проблем с речью, нужно заниматься языком.

Миф N7. Слишком заботливые родители могут помешать развитию речи у ребенка. У ребенка в жизни все хорошо, его все устраивает, нет стимула разговаривать. Заботливые родители (не чересчур, до невроза) создают благоприятные условия для развития ребенка. Однако они могут не обладать специальными знаниями, приемами обучения языкам. Нарочно ухудшать жизненную ситуацию ребенку не стоит — стимулирование посредством негативных эмоций, когда ребенок не умеет говорить, приведет с большей вероятностью к протесту или к нервному срыву. Для стимуляции речи лучше пользоваться положительной мотивацией: любознательностью и сознательностью (в более старшем возрасте).

Причины для беспокойства:

Не реагирует на звуки

Не поворачивает голову в сторону взрослого

Не достаточная интонационная выразительность, немодулированность крика, гуление однообразно

Не смеется

Не формируется избирательное внимание к речи окружающих

Отсутствует отраженный лепет

Не выполняет простые словесные команды

Нет подражательных игровых действий

Стойкое и длительное отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам

При появлении речевого подражания ребенок вместо целого слова воспроизводит его часть или искажает слово

Ребенок не строит предложений, не использует глаголы

Во время речи кончик языка высовывается между зубами

Не говорит развернутой фразой

Речь не понятна чужим людям

Ребенок не понимает и не выполняет простые словесные инструкции: например: «Возьми чашку и поставь ее на стол»

Ранний возраст — чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка.

Дети не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

Решения

максимально раннее выявление и диагностику особых нужд и особых образовательных потребностей ребенка;

максимальное сокращение разрыва между началом целенаправленного обучения и моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка;

расширение временных границ специального образования: нижняя граница — первые месяцы жизни; верхняя граница — вся жизнь;

непрерывность процесса обучения и его выход за рамки школьного возраста;

выдвижение всего комплекса специальных коррекционно-развивающих задач (которые не включаются в содержание образования нормально развивающегося ребенка того же возраста);

построение всех необходимых «обходных путей» обучения, использование специфических методов, приемов, средств обучения;

более дифференцированное, «пошаговое» обучение, которые в большинстве случаев не требуются в образовании нормально развивающегося ребенка;

значительно более глубокую, чем в массовом образовании, дифференциацию и индивидуализацию обучения, особую организацию образовательной среды;

обязательное включение родителей в этот процесс и их особая целенаправленная подготовка силами специалистов.