Конспект занятия по приобщению дошкольников к культуре русского народа в средней группе

«В гостях у Пелагеюшки».

Цель: знакомство детей с традициями русского народа,быта.

Задачи:

1.Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, бытом; 2.Развивать наглядно — образное мышление, восприятие, внимание, память, воображение;

3.Воспитывать любовь к старинным русским традициям, обычаям.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок, знакомство с традициями и обычаями русского народа.

Обогащение словаря: изба, горница, половик.

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи русской народной музыки, пряжа.

Ход занятия:

У входа в русскую избу детей встречает хозяйка в русском народном сарафане – Пелагея.

Пелагея: Здравствуйте, гости дорогие, гости званные и желанные. Ребята, сегодня вы пришли ко мне в гости, я живу в старинной избе. А вы помните, что такое изба? Правильно, это дом, построенный из бревен. Я расскажу вам про наше житье — бытье, как на Руси-матушке жили-поживали.

Каждый день люди говорят друг другу «здравствуйте! » А что означает это слово? Здравствуйте от слова «здравие» — «здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку, с кем здороваешься.

Ну а теперь скажите, гости дорогие, куда я вас пригласила? Правильно! В горницу, то есть в комнату. Посмотрите, ребята, а что это лежит на полу? Правильно, это половик. В старину женщины сами вязали крючком, или ткали на специальных станках такие половики. Посмотрите, какой он красивый! Как вы думаете, а для чего использовали половики? Правильно, их стелили около кровати, чтобы было тепло, когда наступали босыми ногами.

Ну, а самой главной в избе была печка, ее ласково называли кормилицей, барыней. А как вы думаете, почему печь была главная в избе? (ответы детей). В ней и кушать готовили, она и дом согревала, и от болезней всех «лечила», на ней спали и одежду сушили.

Ребята, на Руси люди любили играть в игры, танцевать в свободное время, потешки рассказывать. А вы знаете потешки?

Потешки:

Дети: На лугу, на лугу

Потерял медведь дугу

Миша воет и ревет

Медведь: А мне дома по падет.

Дети: Ты не вой и не пищи

Лучше в травке поищи.

Дети: Под горою баня топиться,

Кошка моется, торопится

Говорят у дверей:

Дети: Тетя Киса, поскорей!

Тут стоят много котят

Все помыться в теплой баньке хотят!

Давайте с вами поиграем в русскую народную игру «Ручеек». Звучит запись песни «Течет ручей» в исполнении ансамбля «Золотое кольцо», а ребята играют в уже знакомую им игру.

Загадка:

Он любит грызть морковку,

Ест капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По полям и по лесам

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, он такой? (ЗАЯЦ)

Игра «Прячься, зайка»

Дети: Зайка серый, где бывал

Что, зайчишка, ты видал?

Зайка: Видел я, как трубы брали,

Ту-ру-ру, они играли

(Дети имитируют игру на трубе)

Что, зайчишка, ты видал?

Зайка: В барабаны, зайцы били,

Дроби зайцы выводили

(Дети имитируют игру на барабане)

Дети: Зайка серый, где бывал

Что, зайчишка, ты видал?

Зайка: Я охотников видал

Как увидел, убежал

(Зайка убегает дети-охотники ловят его)

Загадка:

Мохнатый, толстопятый,

Неуклюжий, косолапый.

Любит песни петь,

Да ревмя реветь (МЕДВЕДЬ)

Игра с медведем

Дети: Как решился раз медведь

Да на пасеку залезть,

Думал меду он достать,

Да пчелы начали кусать.

Медведь: Ой-ой-ой!

Дети: Что с тобой?

Медведь: Побегу — ка я домой.

Дети: Побежал медведь домой

А за ним пчелиный рой.

Медведь: Ой-ой-ой!

Дети: Что с тобой?

Медведь: Ноги не снести домой

(Медведь убегает дети-пчелы за ним).

Пелагея благодарит ребят за то, что они приходили к ней в гости угощает их сладкими подарками и предлагает ребятам пройти в группу, помыть руки и попить чай.