Приобщение дошкольников к национальной культуре средствами музыкальной культуры и досуговой деятельности.

Белорунова С.В.

МДОУ «Детский сад № 36 комбинированного вида» г. Саранск.

Система духовно – нравственного воспитания ребёнка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа.

Цели воспитания – развитие интереса у детей изучения мордовской культуры; развитие нравственных качеств личности ребёнка.

Задачи воспитания:

Образовательные:

Познакомить детей с материальной и духовной культурой мордовского народа;

Показать характерные изменения в культуре мордвы;

Научить различать характерные черты мордовской национальной одежды.

Развивающие:

Развивать слуховую и зрительную память детей;

Развивать непроизвольное запоминание;

Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

Способствовать формированию понимания детьми целостности русской и мордовской культуры;

Воспитывать толерантность, уважение к другой культуре;

Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей.

Поставленные задачи реализуются через следующие формы воспитательно — образовательного процесса:

Непосредственной образовательной деятельности

Кружковой деятельности

Досугов и развлечений

Экскурсий

Конкурсов и выставок

Познавательных бесед

Содержание воспитания. Особую роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединённых совместными действиями и общими переживаниями.

Оптимальным для приобщения дошкольников к национальной культуре в детском саду является проведение сезонных музыкально – игровых праздников: осенью -«Золотая осень», «День Матери»; зимой – «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной – «Международный женский день», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто»; летом- «Троица».Так же дети познакомились с фольклором мордовского ансамбля «Келу».

Дети с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Педагоги детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в игровой, продуктивной деятельности. Знакомство ребёнка с мордовской культурой развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданными предшествующими поколениями.

На посиделках дети знакомятся с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством.

Каждую первую неделю месяца педагоги организовывают прогулки по улицам города. Целевые наблюдения и короткий рассказ взрослого способствуют тому, что ребёнок, не перегружаясь излишней информацией, получают яркие представления о достопримечательностях города Саранска. В дальнейшем дети сравнивают современные и старые здания, отмечают своеобразие лепнины, резьбы, находят в современных украшениях домов те элементы, которые были у предков. Дети учатся воспринимать архитектурные памятники как эталон народной национальной культуры.

Посещение музеев — одно из основных средств развития эмоционально — чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают вывод о том, что традиции мастерства сохраняются. Посещение музея – неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребёнка, его познавательной активности.

На протяжении всего года воспитатели знакомят детей с русским народным костюмом, а так же с народным костюмом людей мордовской национальности. На посиделках и праздниках дети совместно с взрослыми знакомятся с деталями костюма, наряжаются в него, входят в определённую роль. По окончании праздничного периода педагоги с детьми организуют итоговые беседы. Познавательные беседы развивают мышление ребёнка. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.

Своё выступление хотелось бы закончить словами В. А. Сухомлинского «Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».