Урок географии 7 класс

Тема: Рельеф, климат и внутренние воды Австралии.

Цель: сформировать представления о природе материка.

Задачи:

Рассказать о формировании рельефа материка и его особенностях.

Раскрыть особенности климатических условий материка и факторах его формирующих.

Познакомить с особенностями внутренних вод Австралии и густоте речных систем материка.

Устанавливать причинно-следственные связи на примере взаимодействия климата и рек.

Воспитывать интерес к предмету, через раскрытие интересных фактов и через развитие навыков самостоятельной добыче знаний.

Развивать умение работать с картами, делать выводы.

Оборудование:

Урок выстроен по технологии творческого развития

Ориентировочно-мотивационный этап( постановки учебной задачи)

Давайте с вами познакомимся. ( представляюсь и говорю, что я люблю, чтобы ребята на уроке говорили, но только по поднятой руке, говорили все, что думают и не стеснялись, потому что если вы говорите, значит вы думаете. Потом предлагает учащимся смайлики, на них они пишут свое имя и прикалывают на грудь( для удобства учителя)

Сегодня я вам предлагаю совершить научно-исследовательское путешествие на необычный материк ( слайд)

. (Зачитываю монолог Паганеля об Австралии из книги Ж. Верна “Дети капитана Гранта”)

“А я клянусь вам, что этот край – самый любопытный на всём земном шаре!

Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями, как какое-то гигантское кольцо; материк, в середине которого есть наполовину испарившееся внутреннее море; где реки с каждым днём всё больше высыхают, где деревья ежегодно теряют не листья, а кору, где у четвероногих имеются клювы,, где у прыгуна – кенгуру лапы разной длины.

Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших”.

Сегодня мы познакомимся с природой этого необычного материка.

- каждое путешествие должно быть нацелено. Предлагаю вам тоже поставить цели нашей работы. Я вам помогу это сделать.

- когда описываем природу о чем говорим? ( вывешиваю на доску Рельеф, Климат, Внутренние воды, природные зоны.)

Молодцы!

Все научные работники ведут научные записи, поэтому давайте запишем тему нашего исследования ( запись темы урока)( слайд)

Сегодня я вам предлагаю работать парами, каждое выполненное задание вы будете оценивать для этого я вам раздала бланки самооценки, по окончании урока посмотрим, как вы можете оценить свою работу..

II.операционально – исполнительский

( включаю диск про Австралию, где стихотворение)

Рельеф. ( слайд тектоническая карта и физическая)

Итак мы с вами прибыли на необычный континент. Уважаемые ученые, начнем нашу деятельность. Какие формы рельефа есть? ( приклеиваю карточки на доску)

Работа по карте строения земной коры .( работа в парах.)

Определите, какие тектонические структуры расположены на этом материке.

Каким формам рельефа они соответствуют? назовите и найдите на карте их на карте.

Найдите самую высокую точку. Как называется эта гора.

Есть ли на этом материке разломы, границы столкновения литосферных плит, сейсмически активные зоны?

Есть ли здесь вулканическая деятельность?

Проверка. ( задаю вопросы дети отвечают и вывешиваю на контур Австралии формы рельефа, а на схему на доске вывешиваю Горы и равнины.

- какие формы рельефа есть на Австралии? ( горы и равнины)

Где расположены равнины ,назовите их( прикрепляю на доску.)

Почему есть горы и равнины в западной части материка? ( древние платформы)

Где расположены горы (прикрепляю называние гор.) дети показывают на крате.

Почему здесь горы? ( области герцинской складчатости)

Почему нет вулканов.

Самая высокая гора (прикрепить на доску).

Самая высокая точка г. Косцюшка названную в честь Тадеуша Костюшко — деятеля польского национально-освободительного движения. Горную вершину в честь своего знаменитого соотечественника назвал путешествовавший в позапрошлом веке по Зеленому континенту польский исследователь Павел Стшелецкий( слайд)

Гора Айерс –Рок. Находится в самом сердце Австралии. Имея 8 км в окружности, она вздымается над окружающейее пустыней на высоту 350 м. и окажется неприступной. Верхний слой горных пород здесь красный за счет окислов железа и марганца. На восходе солнца гора кажется коричневой, днем ярко-оранжевые , а на закате словно горит красным цветом. Ночью гора черная, словно вобравшая в себя густую черноту тропической ночи.( слайд)

Австралия богата всеми основными видами полезных ископаемых.( показ по карте)

Оцените свою работу сами на бланке самооценки.

Продолжаем работу

Климат.

- чтобы описать климат какие надо назвать элементы?

-что может повлиять на формирование климата?

Задание 1. Предлагаю вам выполнить следующую работу. Определить в каких климатических поясах расположена Австралия?

Работа по климатической карте. ( определяют, вывешиваю климатические пояса)

Определить по описанию тип климата, используя карту атласа.

Субэкваториальный- лето жаркое и влажное; зима теплая и сухая. Связано это с сезонными отличиями воздушных масс: летом господствуют экваториальные, а зимой – тропические воздушные массы.

Тропический делиться на три сектора:

Западный- сектор береговых пустынь, имеет засушливый климат, вызванный влиянием холодного течения.

Центральный – континентальный сектор, формируется под влиянием удаленности от океана и ослабленным его влиянием. Здесь также формируются пустыни

Восточный – морской, здесь господствует круглый год воздушные массы теплого Восточно-Австралийского течения, Тихого океана, в связи с чем выпадает большое количество осадков. Так же большое количество происходит под влиянием пассатов и Большого Водораздельного хребта как дополнительных факторов климатообразования. Больших колебаний в температуре по сезонам не отмечается.

Субтропический – делится на три сектора

Западный( средиземноморский) отличается жарким сухим летом( сказывается влияние тропических воздушных масс), зима дождлива и ветрена.

Континентальный сектор характеризуется жарким, сухим летом и прохладной зимой.

Восточный сектор имеет второе название – муссонный. Климат его отличается равномерным увлажнением в течение года, так как летом приходит тропические воздушные массы морского сектора, а зимой господствует умеренные воздушные массы.

( проверка зачитывают )прикрепить к схеме.

Рассказ о климате Австралии

Австралия не только самый сухой материк Земли, но и один из самых жарких. Клонкарри населенный пункт на северо-востоке Австралии в штате Квинсленд, где была зафиксирована максимальная температура воздуха +53,1 С. Митчелл – населенный пункт на востоке материка, в штате Квинксленд, в Большом водораздельном хребте, где была зафиксирована минимальная температура -28 С.

Самое влажное место на материке с максимальным среднегодовым количеством осадков – 3535 мм. Иннисфейл – населенный пункт на северо-востоке Австралии. Самое сухое место на материке с минимальным количеством осадков 126 мм на равнине Налларбор, в районе озера Торренс- Виллиам – Крик – населенный пункт на юге Австралии.

Самое больше количество осадков выпадает на восточных склонах БВх, т.к. в этой части океана проходит теплое течение , а теплая вода несет с собой большое количество тепла и влаги, но горы являются барьером и поэтому вся влага выпадает здесь в виде дождей.

самооценка

Ну, а теперь настало время новостей (показ видео)

Следующим этапом нашего исследования будет внутренние воды. Реки Австралии тоже очень интересные. Они не всегда наполнены водой и представляют из себя сухие русла( слайд) называются такие реки КРИКИ. Озера тоже не имеют четких берегов. Но почему так происходит вы узнаете сами.

– вспомним, что мы отнесем к внутренним водам ( прикрепляем таблички)

Задание 1. Рассмотрите карту и ответьте на вопросы

-Где протекает самые крупные реки? Как они называются?

- Почему именно в этом месте реки полноводные ?

Найдите крупные озера Австралии. Как они называются?

- Какая существует связь между климатом и внутренними водами материка?

Рассказ учителя о внутренних водах материка ( или сообщение учащихся о водоемах)

- К бассейну Тихого океана относятся реки, стекающие с восточных склонов Большого Водораздельного хребта. Эти реки полноводны в течение всего года, так как здесь выпадает много осадков; короткие и порожистые. Питание большинства рек материка преимущественно дождевое, а в Австралийских Альпах — смешанное.

Муррей (длина — 2570 км) берет начало в Австралийских Альпах, питается не только дождевыми, но и частично снеговыми водами. Летом река полноводна, в период дождей нередко выходит из берегов, зимой мелеет. Основной приток Муррея — Дарлинг, самая длинная река Австралии (2740 км). Но эта река маловодна. Муррей, несмотря на то, что короче Дарлинга, считается главной рекой этой системы, так как гораздо полноводнее, чем Дарлинг. Уровень воды р. Дарлинг в зависимости от сезонов года сильно колеблется (до 8 м над меженью). В сухое время года Дарлинг не всегда доносит свои воды в Муррей и распадается на отдельные водоемы.

- Большинство озер Австралии, как и реки, питаются дождевыми водами.

Они не имеют ни постоянного уровня, ни стока. Летом озера пересыхают и представляют собой неглубокие солончаковые впадины. Слой соли на дне иногда достигает 1,5 м.

- Большинство озер Австралии, как и реки, питаются дождевыми водами.

Они не имеют ни постоянного уровня, ни стока. Летом озера пересыхают и представляют собой неглубокие солончаковые впадины. Слой соли на дне иногда достигает 1,5 м.

Самое крупное хранилище подземных вод в Австралии — Большой Артезианский бассейн в Центральной низменности — занимает площадь 1736 тыс. км². и простирается от залива Карпентария до бассейна Дарлинга. Глубина залегания бассейна составляет около 3000 м, а общий объём воды — 64 900 км³. Температура воды варьируется от 30 до 100 °C. Воды часто минерализованы, в области озера Эйр выходят на поверхность минеральными источниками. Водоснабжение за счет подземного стока имеет жизненно важное значение для многих сельских районов Австралии. Рациональное использование водных ресурсов одна из наиболее серьезных экологических проблем Австралии.

Рефлексивно- оценочный этап урока.

Оценка за весь урок.

Проверим все ли мы усвоили.

Расположить надписи на форм рельефа на контуре( один вешает на контур, остальные на контурной карте)

. Докажите, что Австралия самый сухой материк.

Почему реки на карте Австралии обозначены пунктиром.

Д.з

1. Прочитать параграф 36 и рассказать

2. сообщение.

3. нарисовать запомнившееся из урока.

( оценка деятельности ребят)

Бланки самооценки отдаем учителю.

Учитель делает оценку работы каждого на уроке.

Посмотрим как вам понравился урок. У вас на груди смайлики нарисуйте на нем рожицу, которая соответствует вашему настроению и приклейте ее на контур Австралии. Так я узнаю ваше мнение о сегодняшнем уроке.