« Природа — наш дом, в котором мы живем»

( развлечение для детей и родителей в подготовительной группе)

Из опыта работы воспитателя МБДОУ

« Д/С компенсирующего вида №14

« Родничок» Султановой Светланы

Салимовны

Г. Азнакаево Р Т

Воспитатель: Наша планета земля

Очень щедра и богата

Горы леса и поля-

Дом наш родимый, ребята.

Солнышко рано встает,

Лучиком день зажигает.

Весело птица поет,

Песнею день начинает.

Как хороши, приглядись,

Клены, березы и елки!

Пенью у птицы учись,

А трудолюбию у пчелки.

( Л. Савчук)

Звучит запись голосов птиц « В лесу»

В-ль: ( на фоне записи). В марте начинается месяц птиц. Ребята в этот месяц должны помочь маленьким пернатым друзьям: развесить на деревьях птичьи домики (скворечники , синичники ,дуплянки), перевязать кусты для гнезд, устроить бесплатные столовые для милых гостей. Давайте расскажем о том, как пернатые защищают наши леса, поля, сады и огороды, о том, как надо беречь и привечать наших веселых певцов.

1 – родитель: Ведь птиц в природе становится все меньше и меньше. Вырубаются леса, кустарники. Много шума от городов и заводов, растет загрязнение воздуха, рек.

2- родитель: Очень печально- растет и число птиц в Красной книге: их около 40 видов ( коршуны, сапсаны, совы, цапли и др.) Этих птиц нам с вами в природе не увидеть, их голоса не услышать.

3- родитель: Очень жаль: птицы- в книге! Жить птицы должны не в книге, а в природе. Поможем, дети, птицам!

1-й ребенок.

Морозы жестокие в этом году,

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за Жучку: в ее конуре

Такой же морозище, как во дворе,

Но больше всего беспокойно за птиц.

За наших воробушек, галок, синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе им,

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить, и тогда

Им будет легко пережить холода.

В- ль: Отгадайте загадки,

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. ( Снегирь)

А какие еще птицы остаются у нас зимовать?

Дети: Воробьи, голуби, дятлы, снегири, синички.

В-ль: Чик- чирик,

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? ( Воробей)

Проводится викторина, в которой участвуют дети и родители.

В-ль: Назовите птиц, зимующих в нашей местности. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? Какие птицы живут у нас только зимой? Какая птица наших мест выводит птенцов зимой? Чем подкармливать птиц зимой?

Проводится игра « Кому, что по вкусу?» На картинках нарисован различный корм. Надо сказать, какой птице подходит тот или иной корм.

2й- ребенок: Возвращаются певцы,

Наши старые жильцы.

От невидимых лучей

Побежал с горы ручей

И подснежник маленький

Вырос на проталинке.

Возвращаются скворцы,

Наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся,

И малиновка, и дрозд

Занялись устройством гнезд.

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

В-ль:А какие птицы вернулись к нам из жарких стран? Отгадайте загадки.

На шесте – дворец,

Во дворце- певец. ( Скворец).

Черный, проворный,

Кричит « крак»,

Червякам враг. (Грач).

А теперь загадка для родителей.

Спереди- шильце,

Сзади- вильце,

Сверху- черное суконце,

Снизу белое полотенце.( Ласточка).

3-й ребенок: Я ребята, птиц люблю,

Никогда их не ловлю

Ни ловушками, ни в сети,

Не держу их дома в клетке.

Никогда гнезда не трону;

Ни сороки, ни вороны,

Ни скворца, ни воробья

Не обидел в жизни я.

В-ль: У кого есть крылья и хвост?

Дети: У птицы, самолета, стрекозы, летучей мыши, мельницы.

4-й ребенок: Грач на березовой ветке

Признался синичке- соседке:

« Ты славная птичка- синичка,

Словно родная сестричка,

Мне жалко тебя покидать,

Но время уже улетать,

Тут холодно будет зимой.

Давай-ка, синичка, с тобой

Отправимся вместе на юг,

Поверь мне, что я тебе друг»

« На юг я совсем не хочу!-

Синичка сказала грачу.-

В дружбу я верю и все же

Не полечу никуда.

Нам Петя зимой поможет

Перенести холода,

Он и заботлив, и весел.

Я верю, что снова зимой

Для нас он кормушки повесит

Под елкой и под сосной»

5-й ребенок: Мы овсом и ячменем

Кормим птичек под окном,

К нам обедать по привычке

Прилетают две синички,

Пара сизых голубей

И знакомый воробей,

А за ним его семья,

И соседи, и друзья.

«Вылетают» зимующие птицы – дети в костюмах синицы, воробья, вороны, голубя, снегиря.

Все «птицы»: Не страшны нам холода, Ведь в кормушке есть еда.

В-ль: Выбегайте-ка, друзья, да постройте им дома!Проводится игра «Займи домик».

В-ль: Подумайте и скажите, какую пользу приносят птицы? (Дети отвечают.)

1-й родитель: Каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. За лето ласточка успевает поймать около миллиона всяких мошек, комаров, тлей. У рек, где гнездятся береговые ласточки, даже в самое «комариное время» можно спокойно удить рыбу и отдыхать, не отмахиваясь от комаров. Береговушки питаются ими.

2-й родитель: Над полями и лесами днем парят хищные птицы, высматривая полевок и других грызунов, ночью их сменяют совы. Вот так все лето и работают птицы, помогая нам сохранить леса и сады, урожай фруктов, овощей и зерна. Теперь вам понятно, почему говорят: «Птицы – наши помощники и друзья»? А кроме того, они украшают леса и озера, сады и поля, радуют нас веселыми звонкими песнями.

Проводится конкурс «Узнай по голосу». Звучит грамзапись с голосами птиц. Дети называют, какая птица поет.

6-й ребенок: Мы, ребята-дошколята,

Приглашаем всех пернатых:

Прилетайте, кто захочет,

Мы вас любим очень-очень.

Под музыку «Песня и пляска птиц» из оперы «Снегурочка» «вылетают» перелетные птицы – дети в костюмах птиц.

Перелетные птицы: Здравствуйте, дети! Здравствуйте!Скворец (подлетев к синичке) : Здравствуй, птичка-невеличка,

Здравствуй, добрая синичка.

Грач: Здравствуй, дятел, наш приятель! Здравствуй, голубь и снегирь!

Дятел: Расскажите, птицы, где вы побывали,

Расскажите, птицы, что вы повидали.

Скворец: В жарких странах жаркое лето –

Ни зимы, ни снега там нету.

Дятел: Хорошо ли жили вдалеке от дома?

С кем вы там дружили, в странах незнакомых?

Скворец: Мы скучали по деревьям,

По звенящему ручью,

По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Дети: Все мы рады вам, друзья!

Будьте с нами вы всегда.

Ласточка: Гнезда вы не разоряйте.

Скворец: Птичьих гнезд не трогайте.

7-й ребенок: Нет, гнезд не будем разорять, Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят.

Из соседней голубятни Голубь вылетел ручной И сверкнул в лучах закатных Свежей снежной белизной. Это наш соседский мальчик Из окошка чердака

В небо выбросил, как мячик, Молодого голубка.

В-ль: А сейчас, ребята давайте…

Родители: Построим для птиц скворечники и повесим их на нашем участке.

Дети вместе с родителями делают домики для птиц. Все выходят на улицу и вешают скворечники.

8-й ребенок: Через горы, через море Стайкой птицы к нам летят. Мы для них построим город, Птичий город – Птицеград!Родитель: Готовы скворечники, Можно селиться.

Готовы дома-терема!

Летите, летите, Веселые птицы,

Скорей занимайте дома!В-ль: А сейчас мы вас приглашаем на чаепитие. Наши мамы напекли вкусных «жаворонков». Давайте угостим ими всех наших гостей. Пусть сердца их станут добрее, заботливее ко всему живому на Земле!