Проблемы развития ранней одаренности.

Несмотря на огромное внимание, уделяемое вопросу одаренности, это понятие по-прежнему остается загадкой для большинства детей, педагогов и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Именно поэтому проблема одаренных детей и забота о них – на современном этапе развития нашего общества – актуальнейшая задач.

Понятие одаренности часто путают с понятием способности, но мы должны понимать, что это близкие по смыслу слова и в тоже время абсолютно разные: Способный ребенок – это ребенок, который выделяется высоким уровнем развития в творческих видах деятельности; Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности.

Прежде всего, важно, как поведут себя родители и педагоги, когда обнаружится необычность ребенка. Как правило, такие дети лишены поддержки со стороны окружающих.

Проблемы, стоящие перед одаренными детьми.

Неприязнь к детскому саду, школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям. Так же это может быть вызвано тем, что педагоги не уделяют должного внимания ребенку, ссылаясь на то, что « он и так все знает» или « я и так знаю, что он это понимает», в конце концов, ребенок разочаровывается в школе и чаще всего начинает реализовываться в другой сфере.

Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя. В связи с этим одаренные дети часто становятся «одиночками», такие дети часто начинают комплексовать из-за того, что они не такие, как все.

Конформность. Конформи́зм (от позднелат. conformis — «подобный», «сообразный») — изменение индивидом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе. При этом господствующая позиция не обязательно должна быть выражена явно или даже вообще существовать в реальности. Свойство личности, выражающееся в склонности к конформизму, называется «конфо́рмность». Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. На этой почве у ребенка могут возникать конфликтные ситуации со сверстниками, родителями и педагогами.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, им было бы достаточно просто сделать это в кругу ровесников, но одаренным детям это зачастую бывает не интересно.

Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, воспитателей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

На пути выстраивания собственной работы нашего детского сада с одаренными детьми мы столкнулись с рядом проблем. Первая проблема была с выявлением одаренных детей. И здесь нам помогло, прежде всего, наблюдение за воспитанниками детского сада. Помимо этого шла работа по изучению отечественного опыта выявления одаренных детей.

В ходе этого у нас сложилась своя система диагностики детской одаренности, которая проводится всеми участниками образовательного процесса в несколько этапов:

Этап предварительного поиска.

На данном этапе нужно собрать дополнительную информацию о ребенке: от родителей, воспитателей группы и самих детей. Это позволяет создать первое представление об уровне развития дошкольников.

Этап оценочно-коррекционный.

Этот этап в диагностической схеме ориентирован на уточнение, конкретизацию полученной на этапе поиска информации.

Этап самостоятельной оценки.

Детям предлагается посещать занятия кружка добровольно и желание ребенка продолжать эти занятия – один из важных индикаторов одаренности.

Этап заключительного отбора.

Из полученных данных (родители-педагоги-дети), мы систематизируем информацию.

Вторая проблема была связана с выбором средств поддержки детской одаренности. Мы остановились на изобразительной деятельности.

Третья проблема касалась отбора конкретного содержания в работе с одаренными детьми, которое должно иметь ряд отличий от содержания образования большинства сверстников.

Содержание обучения одаренных детей мы реализуем в двух направлениях:

- плановые мероприятия по рисованию, лепке, аппликации;

- организация кружковой работы « Наш вернисаж» и « Страна Вообразилия»

Технологии, используемые педагогами в работе кружков, самые разнообразные. Проводятся своеобразные творческие отчеты, как отчет выполненной работы с показом достижений детей за временной промежуток (спектакли, экскурсии, комплексные занятия, выставки детского творчества и др).

Помимо этого участвуют в городских, межрегиональных и всероссийских конкурсах.

Для формирования полноценной личности одаренного ребенка необходимо создание условий и пространства для развития, которое должны поддерживать и детский сад и семья. Необходимо учитывать важные факторы развития детской одаренности:

- разработка учебной программы, в зависимости от уровня их одаренности;

- разработка учебного плана;

- формы организации образовательной деятельности (исследовательские группы, тренинги, творческие мастерские, кружки, факультативы);

- объем учебного материала и темп обучения;

- нестандартное использование непосредственно образовательной деятельность, помещения, опору на опыт и интересы ребенка, акцентирование внимания детей на наблюдениях и экспериментировании, активное участие каждого ребенка в планировании собственной учебно-исследовательской работы, чередование индивидуальной и коллективной работы, использование элементов взаимного обучения

С учетом вышесказанного, все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь взрослого в решении его проблем.

Поддержка детской одаренности — трудная и широкомасштабная задача: тут необходимо и соответствующее воспитание, и просвещение родителей, и подготовка педагогов. Таланту нужна постоянная забота всего общества, ведь самое страшное для его выявления и развития – равнодушие.

Давайте будем терпеливы и бережны к проявлениям детской одаренности.