Проект воспитания у старших дошкольников культуры общения

п/п

Название блока

Тема занятий и других мероприятий.

Программные задачи

Словарь

Дидактический, литературно-художественный материал

Методические указания.

Ситуации

I.

Неречевые средства общения.

1. «Я ли не удалец, я ли не молодец».

1. Познакомить детей с несловесными средствами общения.

2. Показать детям, что мимика и жесты помогают полнее выразить мысль. а иногда они способны заменить собою целые слова.

Жесты, мимика, пантомима, радость, грусть, удивление, страх.

Рассказ Чуковского «Цыплёнок», иллюстрации к рассказу.

Г. Юдин «Нелетающий зонт», мимическая гимнастика.

Д/игра «Тень».

Стих. К. Чуковского «Черепаха».

Стих. Э. Машковской «Кислые стихи».

Стих. В. Берестова «Дракон».

Определить вместе с детьми жесты, мимику, помогающие понять содержание стихотворений «Черепаха» К. Чуковского, «Кислые стихи» Э. Машковской, «Дракон» В.Берестова.

Детям предлагаются различные рисунки. На каких рисунках – символах художник передал радость, удивление, грусть, страх. можно ли без слов пожалеть человека, заставить улыбнуться, оскорбить…

2.»Театр масок».

1. Развивать эмоциональный мир ребёнка через освоение языка эмоций».

2. Продолжать развивать способность их понимать и осознавать свои и чужие эмоции, правильно выражать их и полноценно переживать, перевоплощаясь.

3. Учить детей сравнивать, сопоставлять признаки, характерные черты того или иного эмоционального состояния.

Эмоция, чувства, состояние, удовольство, удовлетворение. Нахмуриться, улыбнуться, прищуриться.

Сияющие глаза, радостный смех, злое выражение лица.

Предметные картинки с изображением эмоций: радость, смех, испуг, удовлетворение.

Игра «Снятие страхов».

1. Провести игру «Нарисуй свой страх».

2. Провести игру «Дорисуй эмоцию».

Игра — беседа «Разговор с игрушками по душам».

- Почему кукла такая грустная, весёлая, довольная?

- Что можно сделать для этой куклы, чтобы она засмеялась, обрадовалась?

3. « Веселье и унынье».

1. Учить детей культуре чувств, способам их выражения и умение замечать эмоциональное состояние другого человека.

2. Воспитывать у детей внимательное отношение к другому человеку и способность «читать эмоции» и соответственно реагировать на них.

3. Учить детей вслушиваться в интонацию говорящего, определять по интонации душевное состояние говорящего.

4. Формировать умение взбодрить другого человека.

Пословица: не всё ненастье, проглянет и солнышко красно.

Веселье, унынье, грусть, тоска, печаль.

Стих. Д. Хармса «Весёлый старичок».

Д/игра «Какой он?».

Магнитофонная запись голосов

1. Игра «Хорошо-плохо»; Все улыбаются – это хорошо, а если вы унылые?…

2. Прочитать стих. В. Погоревского «Унылый и весёлый».

3. Дети по голосу (магнитофонная запись) определяют какой человек: добрый или сердитый, ласковый или грубый…

Откуда берутся слёзы? Плакать – это всегда плохо? отчего вы грустите и что вас радует?

4. «Путешествие в страну эмоций и чувств».

1. Учить распознавать эмоциональное состояние людей по выражению лица, жестам, мимике, действиям.

2. Закрепить первоначальное представление об основных человеческих эмоциях: радости, удовольствии, удивлении, страхе, испуге.

3. Продолжать развивать чувство эмпатии: сочувствия, содействия, жалости, доброжелательности.

4. Совершенствовать поведенческий и речевой этикет на эмоциональной основе.

Радость, удивление, страх, испуг, веселье, сочувствие, сопереживание, жалость.

Воспитанный, вежливый, безразличный.

Предметные и сюжетные картинки с изображением различных состояний людей.

Запись музыки, шкатулка, ширмы, уголки страха, испуга, радости; незнакомец.

1. Поможем незнакомцу или нет?

2. Нужно ли дарить незнакомцу эмоцию страха и испуга?

К вам подошёл незнакомый человек с просьбой.

Как вы поступите?

5. «У природы нет плохой погоды».

1. Познакомить детей с разными средствами и формами передачи эмоциональных состояний (музыка, живопись).

2. Показать способность различных природных явлений вызывать различные эмоциональные состояния.

Гроза-угроза; дождь — слёзы; туман-печаль; солнце — сиять; стихия — бушевать.

Грусть, пора, весна — красна, зимушка-зима, лето — весёлая пора.

Музыкальная запись П.И. Чайковского «Времена года».

Репродукции картин пейзажистов: Шишкина, Левитана и др.

Подбор стихов о временах года.

1. Рассматривание картин.

2. Прослушивание музыкальных произведений.

3. Д/и «Нарисуй настроение».

6. Этюд «Оживи картинку».

1. Показать детям возможность изображать любую картинку с помощью неречевых средств общения.

2. Приучать детей пользоваться при общении разнообразными жестами, мимикой, позами.

Картинки с изображением пейзажей, сюжетные картинки «Мама расстроена…», «К нам пришли гости», «Мы едем в трамвае» и др.

1. Рассмотреть картинку.

2. Дать задание: изобразить без слов

содержание картинки.

3. Другие дети оценивают достоверность

выполнения задания.

7. Этюд «Мальчик и девочка подружились».

1. Закрепить умение изобразить ситуацию с помощью неречевых средств общения так, чтобы она была понятна для окружающих людей.

2. Расширить количество жестов, поз, мимических движений при изображении ситуации.

Игра-соревнование «Кто лучше и правдоподобнее исполнит этюд», атрибуты: фуражка, косынка и др.

1. Деление детей по парам.

2. Дать задание для всех пар.

3. Изображение этюда всеми парами.

4. Сравнение и оценка выполнения задания .

8. П/и «Что мы видели не скажем, а что делали — покажем».

1. Закрепить умение детей без затруднений подбирать необходимые неречевые средства общения в любых ситуациях.

2. Изображать ситуацию таким образом, чтобы она была понятна без применения словесных высказываний.

1. Деление детей на подгруппы.

2. Дети договариваются, какую ситуацию они будут изображать.

3. Одна подгруппа выполняет задание, другая подгруппа – отгадывает.

4. Выигрывает та подгруппа детей, которая правильнее изображает ситуацию и их выполнение заданий быстрее отгадывается детьми другой подгруппы.

9. Игровое домашнее задание «Нарисуй маску».

1. Продолжать развивать эмоциональный мир ребёнка через освоение «языка эмоций».

2. Закрепить умение выражать различные эмоциональные состояния через художественные средства выразительности.

Радость, испуг, горе, удивление, обида, недоумение.

А.Н. Толстой «Приключения Буратино».

1. Рассматривание иллюстраций с изображением героев театра Карабаса-Барабаса из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино».

2. Д/и «Изобрази маску».

3. Рисование масок для театра пантомимы.

2.

В мире вежливых слов.

1.»Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться ».

1. Раскрыть этимологическое, социокультурное значение слова – «здравствуй».

2. Выработать устойчивое эмоционально-положительное отношение к приветствиям в разной речевой форме.

3. Добиться понимания последствий соблюдения или нарушения формы приветствия для других людей.

4. Закрепить у детей полученные знания в различных игровых и повседневных ситуациях.

Приветствия:

-Доброе утро!

- Добрый день!

- Добрый вечер!

- Доброго здоровья!

- Рада вас видеть;

- Я по Вас соскучилась;

- Мир Вашему дому;

- Привет;

Пожелать здоровья, проявить внимание и др.

Набор сюжетных картинок с изображением приветствия людей в разные века.

Стихотворения:

В. Кривошеев «Доброе утро»;

А.Яшин «Добрые слова».

1. Выучить с детьми стихи.

2. Прочитать стих. В. Солоухина «Имя у тебя одно».

3. Выучить пальчиковую гимнастику «Мальчик — пальчик».

4. сказка на фланелеграфе: «Маша заблудилась»

Встретились два друга… Если кто-то не поздоровался, значит…

В группу вошёл незнакомый человек… Как ты поступишь? По пути в музыкальный зал вам встретился воспитатель по физкультуре… Как ты поступишь?

2. Имя у тебя одно, навсегда оно дано…

1. Закреплять форму знакомства и умения обращаться друг к другу по именам, употребляя уменьшительно-ласкательную форму.

2. Показать формы знакомства с людьми разного возраста.

3. Вызвать негативное отношение к кличкам, прозвищам и грубым формам обращения.

- Разрешите с Вами познакомиться, представиться;

- Рад с Вами познакомиться;

- Очень приятно;

- Позвольте, прозвище, кличка, знакомство.

Игрушка – попугай, глобус, часы.

Рассказ М. Пляцковского «Эй-ты».

Стих. В.Солоухина «Имя у тебя одно».

Дразнилки.

1. Выучить стих. В Солоухина «Имя у тебя одно».

2. Разучить пальчиковую гимнастику «Этот пальчик…»

3. Рассказать детям об истории и значении имён.

4. Предложить родителям рассказать об истории имени ребёнка.

Как бы ты назвал свою дочку, сына?…

3.У русских по отчеству принято звать.

1. Дать представление об особенностях обращения ко взрослым в разных странах.

2. учить образовывать и называть форму отчества.

3. Воспитывать любовь и уважение к старшим.

Отчество, предки, род, традиция,, Америка, Англия, мисс, миссис, сэр, синьор, синьора, синьорита, товарищь.

Карта, фотографии родителей.

1.Провести игру «Образуй отчество от имени».

2. Упражнять детей в правильном обращении ко взрослым, своим родителям.

Тебя послали в соседнюю группу попросить корм для рыбок.

Как ты обратишься к воспитателю?

4. Путешествие в Спасибоград.

1. Упражнять в проявлении вежливости и приветливости к сверстникам и взрослым; выражать благодарность в разных речевых формах; соблюдать правила поведения в транспорте.

2. Воспитывать чувство деликатности, такта, чуткости.

Деликатность, чуткость, такт, тактичность, отзывчивость., приветливость, уважительность,, грубость, недоброжелательность, неприветливо, жестоко, чёрство.

Иллюстрации сюжетных картинок с нравственными поступками.

Игрушки: Мальвина, Буратино, ширма, пейджер.

Стихи: В. Орлов «Вежливый хвост».

Э. Гельдман «Муравей и сороконожка».

А. Казанцев «Встреча».

1. Провести развивающую игру «Вежливо — невежливо» (по типу хорошо-плохо).

2. Выучить стих. С. Маршака «Ежели вы вежливы».

Что ты ответишь на оказанную тебе услугу?

5. Счастливого пути!

1. Познакомить с разными формами прощания и способами применения их в различных ситуациях.

2. Закрепить формы приветствия.

3. Закрепить представление детей о видах транспорта и правилах поведения в городском транспорте.

Прощание:

- До свидания!

- Прощай!

- До скорой встречи!

- Счастливого пути!

- Доброй дороги!

- Удачной поездки!

- Счастливого возвращения!

Сюжетные картинки из серии В.В.Гербовой; набор предметных картинок с изображением разных видов транспорта; игрушка Незнайка; стихи И. Токмаковой «Счастливого пути».

1. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие».

2. Выучить стих. И. Токмаковой «Счастливого пути»

3. Прочитать стих. Э. Машковской «Вежливое слово».

К тебе приехал друг из другого города…

Твои родственники решили отдохнуть на курорте. Ты поехал на вокзал провожать их…

6.Я приду к тебе в гости.

1. Познакомить детей с качествами, присущими хозяину (хозяйке) дома.

2. Учить подбирать синонимы. Характеризующие слово «гостеприимство».

Хозяйка, хозяин, гость, гостеприимство.

Принимать гостей, радоваться, ликовать.

Приветливый, приятный, гостеприимный, щедрый, тактичный.

Звонок, фартук, жилет, платок, стих. О. Григорьев «Гостеприимство».

1.Ввести в сюжетно-ролевую игру эпизод с гостеприимным хозяином.

2. Инсцинировка стихотворения О. Григорьева «Гостеприимство».



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




© , 2018