Проект развития воспитательной системы сельского ДОУ

«Маленький селянин»

Пояснительная записка

Проект развития воспитательной системы «Маленький селянин» является результатом многолетней работы коллектива МДОУ «Журавлевский детский сад» села Журавлево. В ее основу легли общие идеи, отражающие взгляды педагогов на работу с детьми дошкольного возраста, на условия эффективного воспитания сельских детей, полноценного личностного формирования и становления, готовности их к жизни в мире.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка. Это период приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, время эмоционального переживания отношений с людьми, природой и самим собой.

Педагоги используют в своей работе программы воспитания и развития детей дошкольного возраста, рекомендованные Министерством общего профессионального образования Российской Федерации.

В этих программах доступно, полно, системно раскрывают задачи обучения и развития детей дошкольного возраста. Основная форма работы – фронтальные и индивидуальные обучающие и развивающие занятия, дидактические игры и упражнения.

Содержание же воспитательной работы освещается недостаточно, поэтому у педагогов возникает много дополнительных вопросов и проблем в планировании и организации воспитательной работы с детьми.

Предлагаемая система воспитательной работы учитывает потребности педагогов в комплексном подходе к обучению, воспитанию и развитию ребенка и является необходимым дополнением к существующим программам, строится на основе достижений классической и современной дошкольной педагогики.

Воспитательная система «Маленький селянин» ориентирована на своевременную помощь сельским детям, на раскрытие оптимальных возможностей и неповторимой индивидуальности каждого ребенка с учетом психологических и психофизиологических особенностей.

Процесс переосмысления и анализа новых технологий и опыта работы, инновационных ДОУ начался в нашей стране в последние десятилетия прошлого века. В 80 – 90 годы педагогической науки и систему образования характеризовал всплеск общественно-педагогического движения по становлению нового образовательного учреждения, с одной стороны, и реформированию психолого-педагогических наук, с другой. В эти годы проходит серия съездов педагогов-новаторов, огромную роль в жизни педагогических коллективов и отдельных воспитателей играет журнал «Дошкольное воспитание», где инновационные образовательные учреждения назывались «детскими садами будущего».

Работая над проблемой создания проекта воспитательной системы сельского ДОУ, мы склоняемся к необходимости реализации принципа непрерывности развития личности и ее образования.

Цель проекта: разработать модель сельского ДОУ, которая поможет детям установить отношения сотрудничества с обществом, природой и самим собой.

Реализация цели предполагает решение задач:

Определить теоретические основы воспитательной системы сельского ДОУ.

Разработать модель воспитательной системы сельского ДОУ и модель ее выпускника.

Выявить педагогические условия и перспективы реализации проекта.

Развитие теории и практики непрерывного образования за рубежом и в России показывает, что при решении проблемы непрерывного образования личности реализуются принципы гуманизации и демократизации образования. Экономические и социальные изменения, происходящие в нашей стране, разрушили стереотипную формулу: «образование на всю жизнь», заменив ее требованием: «образование через всю жизнь».

Отсюда одной из актуальных проблем в сфере образования является проблема создания непрерывной системы образования человека в течение всей жизни, в рамках которой будет осуществляться выбор образовательных траекторий, соответствующих его индивидуальным потребностям, интересам, с одной стороны, и потребностям рынка, перспективам развития данного региона, с другой.

Необходимость разработки модели воспитательной системы сельского ДОУ обостряется наличием целого ряда нерешенных в современном образовании противоречий:

отсутствие преемственности между стандартом образования и потребностью личности в продвинутом образовании;

между объективной необходимостью создания единой системы непрерывного образования и отсутствием подходов к проектированию содержания непрерывного образования человека;

между объективной необходимость построения индивидуальной траектории развития личности и недостаточной разработанностью механизмов индивидуализации образования и декларирование принципов гуманизации и демократизации образования;

между необходимостью согласования непрерывного образования с новыми изменениями, стандартами и отсутствием подходов, реализующих преемственность и вариативность содержания на всех этапах обучения.

Этим объясняется возникновение проекта воспитательной системы сельского ДОУ.

Построение и реализация проекта воспитательной системы сельского ДОУ, требует инновационной деятельности педагогов, предполагающей разработку авторских программ и индивидуальных технологий; совершенствования процесса обучения и воспитания дошкольников, перехода от объяснительного к развивающему, продуктивному, эвристическому; обновления системы управления.

Название воспитательной системы «Маленький селянин» нацеливает на развитие личности ребенка через осмысление своего места в жизни, через познавательную и игровую деятельность по решению насущных проблем своей Малой родины.

Теоретические основы проекта воспитательной системы

«Маленький селянин»

Современное дошкольное образовательное учреждение осуществляет свою деятельность в сложных социально-экономических условиях, в обществе с кризисом политики, экономики, социальной сферы и нравственного сознания. В этих условиях борьбы за собственное существование, детские сады не только осуществляют уход, присмотр за детьми, но и дают образование, создают условия для личностного развития детей, раскрытия их творческого потенциала, качественной подготовки к обучению в школе.

Постоянно меняющиеся социальные, экономические условия, меняющийся социальный состав родителей предъявляют новые требования к качеству дошкольного образования. Традиционные детские сады ищут собственные пути развития.

В последние годы в педагогику вошло понятие «школьная воспитательная система». Его появление обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке. Изучив исследования Л.И. Новиковой, Л.В. Байбородовой, В.А. Караковского, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, И.П. Иванова, Е.А.Ямбурга, Н.Е.Щурковой., Н.Л. Селивановой, Е.Н.Степанова, и др., в нашем детском саду была предпринята попытка создания теоретических и методических основ воспитательной системы сельского ДОУ, что позволило значительно обогатить практику воспитательной работы новыми знаниями о системной природе и сущности воспитательного процесса, его компонентах и структуре, закономерностях построения, управления и преобразования, путях и способах развивающего влияния на личность ребенка дошкольного возраста.

Основанием для определения типа воспитательной системы может служить характер целевых ориентиров. «Если система ориентирована на личность ребенка, на развитие его природных задатков и способностей, на создание в школе обстановки социальной защищенности и творческого содружества, — разъясняет коллектив авторов монографии «Теория и практика воспитательных систем», — такая система является гуманистической. Если же система сориентирована на постоянное, скрупулезное предъявление требования, на воспитание послушания, а дисциплина является и целью, и главным воспитательным средством, то такая система авторитарна и антигуманна».

Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений в обществе. Принцип гуманизма в образовательно-воспитательной системе предполагает отношение к ребенку как к высшей ценности, цели, а не средству педагогического процесса; безусловное принятие ребенка, любовь и уважение к нему, уважение его прав и свобод, в том числе — права на ошибку; веру в ребенка, терпимость к его недостаткам, безусловный отказ от морального и физического насилия по отношению к нему, приоритет морального стимулирования в педагогическом процессе.

Ключевым звеном, основой личностно-ориентированных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе является гуманно-личностный подход к ребенку. Гуманно — личностный подход ставит в центр образовательно-воспитательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом образования и воспитания, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, образовательно-воспитательного учреждения в целом.

Новый подход обращает педагогов ДОУ к личности ребенка, к его внутреннему миру, к его способностям и возможностям, нравственной потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Наша цель педагогов — разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, создать все необходимые условия для более полного и свободного развития личности. Коллективом детского сада разработана концепция воспитательной системы, определив модель дошкольного учреждения.

Модель дошкольного учреждения коллектив ДОУ видит в создании инновационного типа сельского дошкольного образовательного учреждения, адаптированного к современным социально-экономическим условиям, работа в котором строится на основе культурно-исторического наследия, основ и ценностей культуры с учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого участника воспитательно-образовательного процесса, с целью сохранения и укрепления здоровья детей, обеспечения интеллектуального, личностного и физического развития воспитанников, развития их творческого потенциала.

Особое место в проекте воспитательной системы сельского дошкольного учреждения занимает обоснование взгляда педагогов на личность ребенка и в целом модель выпускника детского сада. В целом же эта концепция представляет собой коллективно созданный проект системы воспитательно-образовательной работы, основу которого составляют общечеловеческие, культурные ценности, на реализацию которых направлена деятельность сельского дошкольного образовательного учреждения. При этом полагаем, что воспитательно-образовательный процесс должен осуществляться целенаправленно в совместной деятельности педагогов, детей и родителей на основе субъект-субъектных взаимоотношений.

Концепция воспитательной системы сельского ДОУ представляет собой сложную, постоянно координируемую деятельность педагогов воспитанников и социума, составляющую оригинальную основу функционирования педагогической системы, направленную на обеспечение эффективности порождаемого ею воспитательно-образовательного процесса.

В определении философии сельского дошкольного учреждения мы исходим из того, что главной проблемой философии была и остается проблема человека как абсолютной ценности, «меры всех вещей». Исходя из этого, в основу философии учреждения образования педагогическим коллективом положены гуманистические основания жизнедеятельности. При выдвижении идеи признания ребенка высшей ценностью мы учитываем единство человека и общества, преемственность культурных традиций. Признавая творчески-деятельностную и эмоциональную сущность личности, учитываем так же и природные основы ее формирования – генетические особенности и индивидуальность, получаемые от рождения в виде задатка.

Выбор данной модели обусловил анализ социокультурной ситуации села и педагогической ситуации в ДОУ.

Основными идеями, которые легли в основу концепции воспитательной системы сельского ДОУ, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, общей заботы, формирования единого сельского развивающего пространства, направленного на воспитание ответственного отношения к окружающей социоприродной среде и развития духовно-нравственного потенциала личности.

Талица 1

Этапы развития воспитательной системы

этап

Этап проектирования модели воспитательной системы ДОУ

2009г.

2-й

этап

Этап теоретического обоснования концепции воспитательной системы ДОУ

2009г.

3-й

этап

Этап практической реализации концепции воспитательной системы ДОУ

2009-2011гг.

4-й

этап

Этап реализации концепции воспитательной системы ДОУ

(обобщения педагогического опыта)

2011-2012 гг.

Создавая свою воспитательную систему, на первом этапе становления педагогический коллектив серьезно занялся целеполаганием. Мы считаем, что воспитательная система сельского ДОУ должна опираться на общечеловеческие ценности. Из нескольких вариантов мы выбрали вариант, связанный с основополагающими, фундаментальными понятиями – Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля. Мы выделили основные ориентиры – культурно-историческое наследие Кемеровской области, основы и ценности русской народной культуры, семья, малая Родина.

Так была создана идеология воспитательной системы сельского ДОУ, разработана модель выпускника детского сада.

Задача педагогов заключалась в том, чтобы фундаментальные понятия, имеющие значения нравственных ориентиров, превратить в систему деятельности и отношений, реализуя их на практике. Названные ценности включаются в целевую установку воспитательной системы и становятся мощным системообразующим фактором.

Важнейшим компонентом воспитательной системы является педагогически обоснованная цель.

Цель нашей воспитательной системысостоит в создании комфортных условий для всех участников учебно-воспитательного процесса, чтобы обеспечить развитие психического и физического состояния здоровья ребенка, его психологической готовности к школе и формирования личности ребенка, обладающей ориентацией на преобразование села, своей малой родины, с учетом ее природного, экономического, исторического и культурного потенциала в интересах своей семьи, односельчан, района, области и страны в целом.  

Реализацию этой цели мы видим посредством решения следующих задач:

- воспитание социально – адаптированной личности;

- воспитание уверенного в себе ребенка с чувством собственного достоинства;

- воспитание доброго, милосердного ребенка, способного любить, ценить, беречь окружающий мир;

- воспитание трудолюбивого ребенка, способного уважать чужой труд;

- обеспечить оптимальное общее развитие каждого ребенка, сохранить и поддержать его индивидуальность, активность и самостоятельность в выборе способов деятельности;

- способствовать формированию во внутреннем мире ребёнка его нравственных качеств, любви к Отечеству и своей малой родине, своему народу, его духовным ценностям и языку, природе;

- ориентировать ребенка на объективную оценку своих возможностей и их реализацию в разных видах позитивно направленной деятельности.

Приоритетными направлениями психолого-педагогической поддержки детей являются:

1. Индивидуальная траектория развития каждого ребенка достигается:

- изучение индивидуальных потребностей, интересов и склонностей детей, формирование у них потребности в саморазвитии;

- приобщением к духовной культуре, воспитанием эстетического мировидения, формирование привычки к здоровому образу жизни;

- обеспечение свободы выбора воспитанникам видов деятельности, форм участия в запланированной работе, ролей и положения в системе социальных связей;

- расширение самостоятельной, творческой, исследовательской деятельности детей;

- максимальным развитием индивидуальных способностей каждого ребенка, подготовкой детей к бесстрессовому обучению в школе.

2. Интеграция педагогических средств, используемых в образовательном пространстве, которая предусматривает:

- определение комплекса взаимосвязанных воспитательных и образовательных задач при планировании и организации педагогического процесса, любого мероприятия;

- гибкий характер организации обучения и воспитания, включающий в себя разнообразные формы и методы, неформальные способы взаимодействия педагогов и детей;

- объединение ряда педагогических средств обучения и воспитания в особые воспитательные комплексы (разновозрастные и интегрированные занятия, занятия на природе, предприятиях, в культурных учреждениях, сферах услуг села).

3.Усиление воспитательного потенциала занятий, предусматривающее:

- обеспечение психологического комфорта ребенка на занятиях с целью его психического, физического и духовного здоровья;

- создание условий для развития взаимодействия между детьми, формирования заботы друг о друге;

- организацию обучения в разновозрастных группах;

- использование воспитательного потенциала социума (природы, ресурсов культурных центров, предприятий, организаций, учреждений);

4. Развитие взаимодействия детей в разновозрастных группах, которые могут объединять до 20 — 24 человек, создавая комфортную образовательную среду для развития ребенка. При этом важно обеспечить следующее:

- организацию совместной деятельности детей разного возраста во всех формах работы;

- создание временных и постоянных групп, объединений в разных видах деятельности детей;

- проведение занятий в постоянных и временных разновозрастных группах; — интеграцию и дифференциацию задач, содержания, форм совместной деятельности детей разного возраста, способствующих удовлетворению интересов и потребностей как старшего поколения, так и детей;

- педагогическое регулирование взаимодействия детей разного возраста, развивающее сотрудничество детей и не допускающее подавление младших детей старшими;

- стимулирование совместной деятельности, взаимовоспитания детей разного возраста.

5. Развитие сотрудничества педагогов, детей и родителей, что предполагает:

- участие родителей в подготовке и проведении занятий, воспитательных мероприятий;

- выполнение родителями и детьми совместных заданий, семейных проектов, творческих работ;

- коллективное целеполагание, планирование, организацию, подведение итогов, анализ деятельности с участием родителей и детей;

- использование стимулирующих средств, развивающих отношения детей и родителей (семейные конкурсы, поощрение родителей, присвоение званий «Семья года», «Образцовая семья», «Молодежное подворье» и др.);

- повышение психолого — педагогической культуры родителей.

Таблица 2

Направления

Задачи

1.Обеспечение индивидуальной траектории воспитанника.

- изучение индивидуальных потребностей, интересов и склонностей детей, формирование у них потребности в саморазвитии;

- обеспечение свободы выбора воспитанникам видов деятельности, форм участия в запланированной работе, ролей и положения в системе социальных связей;

- расширение самостоятельной, творческой, исследовательской деятельности детей.

2. Интеграция педагогических средств, используемых в образовательном пространстве.

- определение комплекса взаимосвязанных воспитательных и образовательных задач при планировании и организации педагогического процесса, любого мероприятия;

- гибкий характер организации обучения и воспитания, включающий в себя разнообразные формы и методы, неформальные способы взаимодействия педагогов и детей;

- объединение ряда педагогических средств обучения и воспитания в особые воспитательные комплексы (разновозрастные и интегрированные занятия, занятия на природе, предприятиях, в культурных учреждениях, сферах услуг села).

3.Усиление воспитательного потенциала занятий.

- обеспечение психологического комфорта ребенка на занятиях с целью его психического, физического и духовного здоровья;

- создание условий для развития взаимодействия между детьми, формирования заботы друг о друге;

- организацию обучения в разновозрастных группах;

- использование воспитательного потенциала социума (природы, ресурсов культурных центров, предприятий, организаций, учреждений);

4. Развитие взаимодействия детей в разновозрастных группах, которые могут объединять до 20 — 24 человек, создавая комфортную образовательную среду для развития ребенка. При этом важно обеспечить следующее:

- организацию совместной деятельности детей разного возраста во всех формах работы;

- создание временных и постоянных групп, объединений в разных видах деятельности детей;

— проведение занятий в постоянных и временных разновозрастных группах; — интеграцию и дифференциацию задач, содержания, форм совместной деятельности детей разного возраста, способствующих удовлетворению интересов и потребностей как старшего поколения, так и детей;

- педагогическое регулирование взаимодействия детей разного возраста, развивающее сотрудничество детей и не допускающее подавление младших детей старшими;

- стимулирование совместной деятельности, взаимовоспитания детей разного возраста.

5. Развитие сотрудничества педагогов, детей и родителей.

- участие родителей в подготовке и проведении занятий, воспитательных мероприятий;

— выполнение родителями и детьми совместных заданий, семейных проектов, творческих работ;

- коллективное целеполагание, планирование, организацию, подведение итогов, анализ деятельности с участием родителей и детей;

- использование стимулирующих средств, развивающих отношения детей и родителей (семейные конкурсы, поощрение родителей, присвоение званий «Семья года», «Образцовая семья», «Молодежное подворье» и др.); — повышение психолого — педагогической культуры родителей.

Миссия детского сада. Обеспечить здоровье и развитие детей, удовлетворение потребностей и интересов каждого ребенка и семьи, сельского сообщества, интегрировать воспитательно — образовательный процесс с целью развития умственных, художественных и коммуникативных способностей детей, способствовать обогащению духовного и культурного потенциала села, развитию и укреплению положительных традиций на основе принципов гуманизации и демократизации педагогического процесса.

В основу создания воспитательной системы «Маленький селянин» положены две идеи:

1. Обеспечение субъектной позиции детей, педагогов, родителей в решении общеобразовательных и воспитательных задач;

2. Развитие образовательного пространства и социальных связей ребенка.       Обеспечение субъектной позиции детей, педагогов, родителей.       В условиях села, сельского ДОУ имеются реальные условия для проявления и развития индивидуальных качеств личности. В этой связи становится необходимым и реальным формирование субъектной позиции каждого участника педагогического процесса.

Субъектная позиция характеризуется следующими признаками:

- осознанием, пониманием и принятием каждым участником педагогического процесса целей и задач, как общей совместной деятельности, так и своей деятельности, своего развития;

- адекватностью самооценки своих возможностей и способностей, критичностью по отношению к себе и окружающим, потребностью в самоконтроле;

— способностью каждого действовать целенаправленно и самостоятельно, принимать ответственные решения;

- активностью и заинтересованностью каждого участника педагогического процесса в собственном развитии, в достижении положительного результата, инициативностью;

- способностью анализировать деятельность, рефлексивно относиться к своим действиям, результату, принятым решениям.

Субъектная позиция участников педагогического процесса является, с одной стороны, необходимым условием проявления и развития индивидуальности каждого члена коллектива ДОУ, а с другой – основой диалога, сотрудничества и сотворчества всех участников педагогического процесса, что, в свою очередь, может обеспечить развитие сельского ДОУ.      Развитие образовательного пространства и социальных связей ребенка.      Главная цель создания образовательного пространства в сельском социуме – обеспечение условий для развития индивидуальности, самореализации каждого ребёнка, удовлетворения его разнообразных образовательных потребностей, получения полноценного качественного образования и в целом успешной социализации ребенка.

Признаками образовательного пространства являются:

а) наличие общих целей и задач, концептуальных проектов, нормативной документации (планов, стандартов, программ и др.);

б) взаимодействие образовательных учреждений, государственных и общественных структур, культурных и досуговых центров, предусматривающее разграничение функций и координацию действий субъектов образовательного процесса, взаимообмен имеющимися ресурсами;

в) целостная структура управления.

Развитие образовательного пространства можно рассматривать на нескольких уровнях (региональном, муниципальном, дошкольном, индивидуальном).

Воспитательная работа детского сада  ориентирована на развитие у детей системы нравственных качеств, социально-коммуникативных навыков. 

Приоритетными функциями сельского ДОУ на современном этапе реализации концепции являются познавательные, воспитательные, развивающие, оздоравливающие функции в их органическом единстве. Во главу угла мы ставим физическое, психическое и социально-нравственное здоровье всех участников воспитательно-образовательного процесса, одним из путей, формирования которого является приобщение к духовно-нравственным ценностям.

Основными принципами, на которых строится организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ являются:

Принцип создания здоровой духовно-нравственной образовательной среды. Создание такой среды обеспечивает воспитание бережного и созидательного отношения к культурному наследию своей Родины, села, заботливого отношения к своему детскому саду, старшим и младшим, чувства сопереживания и поддержки друг друга.

Реализация данного принципа означает:

- изучение исторического и культурного наследия своей страны, села, знакомство с местными и национальными традициями;

- включение членов коллектива в активное освоение отечественной культуры, национального достояния, духовных ценностей своего народа, жителей села;

- вклад детей, педагогов, родителей в обогащение национальных и местных традиций, активное участие в преобразовании окружающей жизни, развитии культуры села, делах своего ДОУ, направленных на заботу о людях, сверстниках, старших и младших;

- использование в педагогическом процессе воспитательного потенциала местных музеев, природы как самого богатого педагогического средства в условиях села.

Реализация этого принципа требует:

- духовно-нравственного обогащения содержания воспитательного процесса, деятельности детей;

- учета социокультурных ценностей страны, региона, села при определении

содержания и форм воспитания детей;

- внесения в содержание воспитания местного компонента, материалов, собранных в ходе исследовательской, поисковой деятельности детей; — подготовки совместного дидактического материала педагогами, отражающего культурное наследство, духовные ценности, традиции местного населения, достижения;

- создания культурных и досуговых центров, где представлены экспонаты, отражающие духовное наследие местных жителей, результаты поисковых экспедиций, достижения местного населения, педагогов, детей, их семей и другие материалы, собранные взрослыми и детьми, где проводятся встречи, мероприятия, отмечаются главные события в жизни страны, села, ДОУ; — использования специальных педагогических средств, стимулирующих внимательные и чуткие отношения между всеми педагогами, детьми и родителями (совместные праздники, занятия, совместные творческие объединения и др.);

— создания символики, развития традиций, закрепляющих нравственные нормы взаимоотношений членов коллектива, жителей села.

Принцип социального партнерства, сотрудничества и созидательного творчества. ДОУ не может в полной мере решить весь комплекс социально-педагогических задач без взаимодействия и сотрудничества со своими социальными партнерами: местной администрацией, предприятиями, культурными учреждениями, общественными организациями. ДОУ, реализуя этот принцип, с одной стороны, использует воспитательные, образовательные, кадровые и материальные ресурсы социума для воспитания и обучения подрастающего поколения, а с другой – способствует культурному, образовательному и нравственному обогащению своих партнеров, а также помогает решать проблемы социального и экономического развития села. При этом важно включить всех участников педагогического процесса и партнеров ДОУ в процесс совместного творческого поиска средств улучшения окружающей жизни, жизни села и самих себя.

Данный принцип означает:

- обеспечение успешности социализации сельских детей и повышение качества их воспитания и образования;

- развитие различных контактов детей, педагогов с социальным окружением; — включение в систему работы ДОУ, в жизнь детей забот и проблем, которые решаются на селе, ближайшими учреждениями и предприятиями;

— участие педагогов, детей в общественно полезной деятельности на селе (дела по благоустройству, забота о людях, престарелых, охрана природы, краеведческая работа и т. д.);

- освоение и развитие местных трудовых и культурных традиций, включение их в воспитательный процесс;

- использование «человеческих ресурсов» среды (привлечение к организации воспитательного процесса жителей села, специалистов, представителей различных организаций и т. п.);

- организацию взаимодействия с родителями детей, оказание им помощи и расширение воспитательного потенциала семьи;

- использование материальной, производственной и культурной базы села (предприятий, учреждений, клубов, спортивных площадок и др.).

Данный принцип требует:

- определения социально значимых компонентов содержания обучения и воспитания и организации продуктивной творческой деятельности по его освоению;

— принятия договорных документов, определяющих содержание и формы социального партнерства субъектов социума, права и обязанности партнеров по взаимодействию;

- выявления актуальных социальных проблем села, ДОУ, ближайших учреждений, приобретения в учебной и внеучебной деятельности информации, необходимой для решения этих проблем, разработки и осуществления с социальными партнерами совместных проектов, программ по совершенствованию образования, духовному и физическому оздоровлению населения, организации отдыха детей;

- участия социальных партнеров в развитии материально-технической базы учреждений образования и культуры на селе;

- включения участников педагогического процесса в коллективную творческую деятельность общественной направленности, проведения совместных общественных и воспитательных мероприятий, связанных с развитием села.

Принцип многообразия и вариативности. Обусловлен существенной зависимостью деятельности каждого сельского ДОУ от конкретных условий, которые определяют в значительной мере построение педагогического процесса. Он означает определение каждым ДОУ, коллективом, ребенком, педагогом своего собственного образовательного пути, маршрута развития и совершенствования.       Принцип многообразия и вариативности требует:

- при построении образовательно-воспитательного процесса учитывать конкретные условия деятельности ДОУ, села, воспитательные и образовательные возможности социума, экономические, кадровые, учебно-методические ресурсы ДОУ;

- обеспечить многообразие и вариативность планов и программ, удовлетворяющих запросы и потребности детей и родителей, учитывающих индивидуальные планы детей и возможности педагогов;

- предоставить возможность включаться детям, родителям, педагогам в различные сферы деятельности;

- разнообразить содержание и формы деятельности детей, способы взаимодействия детей, родителей, педагогов, формы участия родителей в решении проблем образования и воспитания ребенка, пути повышения профессионализма педагогов;

- использовать различные педагогические технологии, развивающие индивидуальность и личность каждого ребенка.

Принцип мотивационного обеспечения и стимулирования. Это означает, что, с одной стороны, необходимо учитывать мотивы, ценностные ориентации каждого участника педагогического процесса, субъекта деятельности, а с другой – создать систему средств, обеспечивающих развитие мотивационной сферы детей, а также педагогов и родителей в соответствии с их возможностями и условиями реальной действительности.

Этот принцип требует:

- использования специальных диагностических средств для тестирования и самотестирования, позволяющих осознать способности, склонности, возможности ребенка, а также свои собственные;

- помощь детям и взрослым в оценке имеющихся условий для выстраивания индивидуальных планов, траекторий каждого ребёнка, профессиональных планов педагога;

- целенаправленного создания ситуаций успеха для детей, педагогов, родителей, позволяющих добиться удовлетворения от совершенных действий как основы положительного настроя на дальнейшую деятельность;

- создания системы стимулов для развития и проявления индивидуальности каждого члена коллектива, способствующих самореализации участников педагогического процесса.

Эти принципы дополнятся необходимыми условиями – изучением культурно-исторического наследия малой Родины в процессе всех видов детской деятельности, на методических и культурных мероприятиях, с активным включением в этот процесс родителей, социального окружения. В организации образовательного процесса целенаправленно используются местный, региональный материал, педагоги вовлекаются в поисковую, исследовательскую краеведческую деятельность.

Наша воспитательная система включает в себя учебно-воспитательный процесс, ориентированный на семейное и социальное окружение ребенка.

В качестве основных моментов содержания воспитательной работы определены:

образовательная деятельность (совершенствование воспитательно-образовательного процесса обучения с учётом сельской и национальной специфики);

обеспечение личностного развития ребенка в разных видах деятельности;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст