Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11

Проект «Времена года»

с детьми подготовительной к школе группы (развитие речи и мышления детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники)



подготовила:

воспитатель Подгорная Н. С.

Белгород — 2012

Актуальность данного проекта определяется той ролью, которую играет мнемотехника в развитии речи и мышления ребенка.

Проблема: заключатся в обосновании педагогической методики и поиске педагогических условий развития речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.

Новизна проекта заключается в том, что совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:

1. Принцип интеграции: интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы; интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса; интеграция детской деятельности.

2. Комплексно-тематический принцип: объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»; тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.

Метод организации работы с детьми отличается:

- интегративностью;

- экономичностью;

- процессуальностью;

- здоровьесбережением;

- универсальностью.

Метод моделирования можно с успехом применять в любой образовательной области:

развитие культурно – гигиенических навыков;

рассказывание о растительном, животном и предметном мире;

уход за комнатными растениями;

рассказывание о времени года;

отгадывание, разгадывание и придумывание загадок;

заучивание стихотворений.

Описание проекта:

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Участники проекта: старший воспитатель, воспитатели группы, воспитанники и родители подготовительной к школе группы, педагоги дополнительного образования.

Сроки выполнения проекта:

Начало: сентябрь 2011 г.

Окончание: май 2012 г.

Продолжительность: долгосрочный, один учебный год.

Объект исследования:

процесс развития речи и мышления детей подготовительной к школе группы МБДОУ д/с № 11 г. Белгорода.

Предмет исследования:

мнемотехника как средство развития речи и мышления детей старшего дошкольного возраста. 

Цель проекта: развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники при ознакомления с временами года.

Задачи проекта:

Образовательные:

обобщить лексический материал по теме «Времена года»;

способствовать закреплению знаний у детей об окружающем мире;

закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п.

подвести к установлению элементарной связи между сезонными изменениями и жизнью растений, животных и людей;

познакомить с сезонным трудом людей, связанным с природой;

расширять и углублять знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе.

Развивающие:

способствовать развитию образного и логического мышления;

способствовать развитию зрительной и слуховой чувствительности;

совершенствовать связную речь в ходе рассказов по темам проекта.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.

Предполагаемые результаты в отношении детей:

систематизация знаний детей по теме “Времена года”; закрепление знаний об окружающем мире;

умение устанавливать связи между сезонными изменениями и жизнью растений и животных;

пополнение и активизация словарного запаса детей;

развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи;

формирование целостности окружающего мира;

умение договариваться и работать слажено;

умение обратиться к взрослому с вопросом;

умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением;

умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике;

умение обрабатывать собранный материал;

в отношении родителей:

повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности;

повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Эффективность работы по данному проекту нами будет отслеживаться по следующим критериям:

в отношении детей:

через их совместную работу по поиску и сбору информации;

по умению анализировать и систематизировать информацию;

по умению общаться со сверстниками и взрослыми;

в отношении родителей:

через повышение родительской активности и их заинтересованностью воспитательно-образовательным процессом;

через активное участие в предлагаемых формах работы.

Этапы реализации проекта:

Организационно-подготовительный (сентябрь – октябрь).

Внедренческий (октябрь – май).

Заключительный (апрель – май).

Организационно-подготовительный этап

Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.

Изучение методической литературы по теме «Времена года», «Мнемотехника для детей». Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Дошкольное образование», «Дошкольная педагогика».

Анкетирование родителей по теме проекта, обработка анкетных данных.

Методика оценки уровня сформированности словесно-логического мышления, мыслительных операций, исследование связной речи и взаимосвязи мышления и речи старших дошкольников, обработка данных.

Разработка проекта по теме «Времена года».

Экскурсии и целевые прогулки.

Наблюдения за объектами и явлениями природы.

Беседы.

Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин и т. п.

Одной из главных составляющих данного этапа является обследование детей. Задачей обследования является:

оценить уровень словесно-логического мышления;

оценить мыслительные операции: способность к обобщению, абстрагированию, группировки на основе существенных признаков;

выявить уровень ориентировки в пространственно-временных и причинно-следственных связях;

исследовать связную речь детей.

Для исследования мыслительных операций и речи детям были предложены 10 различных тестов:



Классификация.

Исключение лишнего

Что в начале, что потом?

Скрытый смысл картин.

Нелепицы.

Загадки.

Времена года

Чего не хватает?

Аналитические задачи.

Пересказ текста «Утята».

Внедренческий этап

Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по теме «Времена года» с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов.

Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме проекта.

Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.

Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок по теме «Времена года», привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т.п.

Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.

Изготовление игр, наглядных пособий для детей.

Создание детьми своих творческих мини-проектов: рисунки, аппликации, поделки из природного и бросового материала.

Выполнение проекта

Месяц

Специально – организованная деятельность

Сентябрь

Работа с мнемотаблицей по теме «Осень»

Заучивание стихотворения И. Михайловой «Как обидно» с помощью мнемотехники.

Октябрь

Отгадывание мнемозагадок.

Игра «Фотоаппараты».

Упражнение «Рисуем слова».

Пересказ рассказа Г. Скребицкого «Художник-Осень»

Ноябрь

Составление предложений об осени по мнемодорожкам.

Составление описательного рассказа об осени по мнемотаблице.

Итоговое занятие по теме «Краски осени»

Декабрь

Работа с мнемотаблицей по теме «Зима»

занятие по обучению связной речи с использованием приёма мнемотехники Заучивание стихотворения «Декабрь» С.Я. Маршака

Упражнение «Рисуем слова»

Январь

Отгадывание мнемозагадок.

Игра «Снежная куча»

Пересказ рассказа «Здравствуй, зимушка-зима!»

Февраль

Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.

Составление описательного рассказа о зиме по мнемотаблице.

Итоговое занятие по теме «Зима»

Март

Работа с мнемотаблицей по теме «Весна»

Заучивание стихотворения «Весна – красна»

Заучивание стихов на тему «Весна», с привлечением родителей (мнемотехника)

Апрель

Отгадывание мнемозагадки.



Пересказ рассказа «Весна в окно стучится» по мнемосхеме.

Игра «Объяснялки»

Май

Составление предложений о весне по мнемодорожкам.

Составление описательного рассказа о весне по мнемотаблице.

Итоговое занятие по теме «Весенняя сказка»

Игры и пособия:

«Найди по описанию»;

«Узнай и назови»;

«Загадки о животных;

«Цветы»;

«Домашние животные»;

«Пословицы и поговорки»;

«Что, где растёт»;

«Вершки – корешки»;

«Составь рассказ»;

«Заполни мнемодорожку»;

«Продолжи ряд»;

«Времена года».

Сюжетные – ролевые игры:

«Зоопарк»;

«Собираемся на прогулку».

Подвижные игры:



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




© , 2017