муниципальное бюжетное дошкольное образовательное учреждение № 28 – детский сад комбинированного вида

Программа адаптации детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата к условиям ДОУ.

Разработчик: старший воспитатель МБДОУ № 28 Газашвили Елена Анатольевна

Введение

Адаптация — естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения ООП ДОУ, но и комфортность пребывания в детском саду, здоровье ребенка, его отношение к воспитательно – образовательному процессу.

Адаптацию различают по тяжести течения: легкую, средней тяжести, тяжелую.

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней. Он начинает адекватно вести себя в коллективе и не болеет в течение первого месяца посещения ДОУ.

При адаптации средней тяжести сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии ребенка нормализуются в течение полутора месяцев. На протяжении первого месяца посещения ДОУ у ребенка, как правило, возникает однократное заболевание, ребенок отсутствует по болезни 7-10 дней, т.е. это заболевание нетяжелое, протекающее без осложнений.

Тяжелая адаптация может протекать в двух формах. У некоторых детей наблюдаются частые повторные заболевания, как правило, респираторные, в ряде случаев приводящие к осложнениям (отиту, бронхиту, пневмонии). При этом период адаптации длится свыше полутора месяцев. Тяжелая адаптация отражается и на показателях развития и состояния здоровья. При этом поведение детей не нормализуется иногда в течение полугода.

Адаптация к условиям МБДОУ детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата занимает более длительное время в отличие от детей, не имеющих патологий в развитии. Это обусловлено тем, что у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата нарушен весь ход моторного развития, что, естественно, оказывает неблагоприятное влияние на формирование нервно-психических функций.

Цели, задачи и структура Программы

Разработку Программы адаптации к условиям ДОУ детей с нарушениями опорно -двигательного аппарат (далее Программа) я начала с определения цели и задач.

Цель настоящей программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации детей, имеющих нарушения опорно – двигательного аппарата к условиям ДОУ.

Задачи:

1. Использовать новые организационные способы привлечения родителей (законных представителей) детей к сотрудничеству с детским садом.

2. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ.

3. Вырабатывать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.

4. Формировать у ребенка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

5. Способствовать формированию у родителей потребности в частом индивидуальном общении с детьми.

При реализации Программы использовала следующие направления:

1. профилактическое;

2. аналитико — диагностическое;

3. адаптационная деятельность.

Совместно с педагогом – психологом учреждения были разработаны:

перспективный план по работе с родителями на адаптационный период.

модель организации адаптационного периода через режимные процессы.

Работа с родителями

Для успешной адаптации дошкольника к условиям дошкольного учреждения необходимо, прежде всего, создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием. Поэтому, перед разработкой перспективного плана по работе с родителями на адаптационный период, воспитателями и уполномоченным по правам ребенка по разработанным мною рекомендациям было проведено два мероприятия: первая встреча и посещение семьи. Эти мероприятия я рекомендовала провести за 1-2 месяца до первого посещения ребенком группы детского сада.

Рекомендации по проведению первой встречи родителей с воспитателями:

Цель встречи — расположить к себе родителей и получить от них первичную информацию о ребенке.

В процессе индивидуальной беседы воспитатели должны проявить заинтересованное отношение к будущему воспитаннику. Выразить желание увидеть его фотографию, интересоваться его здоровьем, привычками, сложившимися дома в процессе еды, засыпания.

Важно выяснить у родителей, каким ласковым именем они называют своего ребенка, чем он любит заниматься, какие особенности его поведения радуют родителей, а какие — огорчают.

Педагоги говорят родителям, что хотят заочно познакомить ребенка с детским садом. Предлагают вместе с ребенком рассмотреть дома заранее

подготовленный альбом с фотографиями, на которых изображены детский сад, все помещения группы (раздевальная и игровая комнаты, спальня, туалет), подробно проинструктируют родителей, как организовать в семье рассматривание альбома, как привлечь внимание ребенка к игровой среде, заинтересовать общением с другими детьми и взрослыми.

Потом педагогам необходимо познакомиться с ребенком в домашней обстановке и лично пригласить его в детский сад.

Рекомендации по посещению семьи:

Посещение семьи осуществляют один или двое воспитателей вместе с социальным педагогом дошкольного учреждения или уполномоченным по правам ребенка в ДОУ. Эффективное проведение данного мероприятия требует от педагогов деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма. Время посещения семьи определяют родители. Воспитатель заранее подбирает игрушку или самоделку в подарок ребенку.

Находясь в семье, общаясь с ребенком и родителями, педагоги должны получить определенную информацию:

Состав семьи, профессия и образовательный уровень родителей.

Общая семейная атмосфера. Особенности взаимоотношений между членами семьи: ровные, дружелюбные, изменчивые, противоречивые, своеобразная автономность каждого в семье.

Роль родителей в воспитании ребенка (что родители считают важным в воспитании, какие качества ставят на первый план).

На что направлены основные заботы родителей: здоровье, умственное развитие, нравственное воспитание и т.д.

Система воспитательных воздействий на ребенка: участие всех взрослых в воспитании, согласованность их действий или непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания, выполнение воспитательных функций преимущественно одним человеком; отсутствие воспитания.

Организация совместных форм деятельности в семье: вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы; распределение обязанностей среди взрослых, периодическое возложение каких-то из них на ребенка; разногласия взрослых в семейных делах, частая смена главенства, изоляция дошкольника от домашних событий.

Создание развивающей среды в семье: игровой и книжный уголки, наличие пособий, игр и др.

Вся полученная информация тщательно анализируется социальным педагогом, уполномоченным по правам ребенка, воспитателями и медицинским работником. По результатам анализа определяют детей и родителей, которые в адаптационный период могут испытывать трудности.

Формы работы с родителями, направленные на достижение ожидаемого результата

Формы работы

Ответственный

Сбор информации о семьях потенциальных воспитанников ДОУ.

Старший воспитатель

Посещение семей дошкольников. Изучение условий обучения и воспитания в семье. Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания (анкетирование, диагностика).

Воспитатели, психолог, уполномоченный по правам ребенка ДОУ, социальный педагог.

Проведение информационных и тематических мероприятий.

Психолог, социальный педагог, уполномоченный по правам ребенка ДОУ, логопед, старшая медсестра, воспитатель, музыкальный руководитель, старший воспитатель.

Проведение практических занятий.

Психолог, логопед, старшая медсестра, воспитатель, музыкальный руководитель.

Наглядные формы работы с родителями, уголки для родителей, выставки и показ детских работ, разработка памяток и рекламных буклетов учреждения, оформление информационных стендов, публикации о работе ДОУ в местной печати.



Педагоги ДОУ.

Приглашение на мероприятия и развлечения, проводимые в ДОУ.

Педагоги ДОУ.

Перспективный план по работе с родителями на адаптационный период

Информационные и тематические мероприятий.

Практические занятий.

Наглядная информация

Мероприятия в ДОУ

СЕНТЯБРЬ

Познай себя как родителя (анкетирова-ние)

Игры и развлечения.

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения (папка-ширма).

Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду (информация на сайте ДОУ).

Режим дня в адаптационный период (буклет)

Фото выставка «Я и моя семья»

ОКТЯБРЬ

Общение детей и родителей (круглый стол)

Как организовать игровой уголок дома.

Какие игрушки покупать малышу (памятка).

Домашние игры – детские травмы (папка-передвижка).

Организация прогулок с детьми (информация на сайте ДОУ)

Моя любимая игрушка (выставка)

НОЯБРЬ

Здоровый ребенок (родительское собрание).

Нетрадиционные формы оздоровления.

Система оздоровления (информация на сайте ДОУ).

Профилактика простудных заболеваний (папка-ширма).

Гигиенические требования к одежде ребенка (памятка).

Игровое развлечение для детей и родителей.

Работа с детьми в адаптационный период.

Дети с нарушениями ОПД отличаются лёгкой возбудимостью, бурно выражают своё отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому. Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая то один, то другой предмет.

Эти дети требуют особого внимания, т.к. отличаются слабым типом нервной системы. Они очень болезненно переносят любые перемены в условиях жизни и воспитания. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они не выражают. Всё новое пугает их и даётся с большим трудом. Они не уверены в движениях и действиях с предметами, медленнее, чем другие дети того же возраста, не имеющие отклонений в развитии. Таких детей к детскому учреждению следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. При этом рекомендуется постоянно поощрять и подбадривать детей, помогать им в освоении нового.

Режим жизни в адаптационный период является «подвижным-адаптивным» в зависимости от уровня психического развития детей и состояния их здоровья. Он предусматривает следующее.

• Увеличение срока приема детей в утренние часы (до 8.30).

• Увеличение продолжительности дневного сна при достаточном доступе свежего воздуха.

• Строгое соблюдение продолжительности и организации прогулок на воздухе.

• Творческий подход к содержанию и методике проведения занятий.

• Использование кабинетов для психологической разгрузки детей и проведения занятий, досугов и развлечений.

• Чередование умственной и физической деятельности.

Этапы работы с детьми в период адаптации.



Вся работа психолога с детьми раннего возраста, особенно на 1-ых этапах формирования группы, сводится к наблюдению за деятельностью и поведением детей в разные отрезки времени. Психологу необходимо в течение недели чередовать утренние и вечерние часы работы. Это необходимо для того, чтобы проследить особенности адаптации каждого приходящего в детский сад ребенка и обеспечить полноценное общение с родителями.

1. Знакомство. Ребенок, поступающий в ДУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Независимо от возраста ребенка родителям предлагается совместное посещение группы в момент организации разнообразной жизнедеятельности. Мероприятия: новоселье, игры, развлечения, ритуалы встреч, прощания, оздоровительные прогулки. Знакомство с детским садом, встречи с сотрудниками.

2. Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Мы рекомендовали родителям включать ребенка в группу детей на дневной или вечерней прогулке, где малышу доступны условия игры и совместного общения. Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна, постепенно по мере социализации личности, время пребывания увеличивается.

3. Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение данных. Составление схемы индивидуальной психологической помощи.

4. Организация диагностической работы.

Постепенно, по мере активизации адаптационных возможностей у детей (первичная ориентировка в группе, помещении детского сада, территории, установлению контакта с детьми и взрослыми) педагог совместно с психологами организует диагностическую работу. Составляется расписания диагностических дней для каждой группы (2 дня). Диагностика проводится совместно с двумя воспитателем, психологом, младшим воспитателем, предварительно согласовав с родителями.

5. Индивидуальная программа психолого-педагогической коррекции конкретной личности. После сбора информации коллегиально определяется индивидуальная программа психолого-педагогической коррекции.

6. Групповые коррекционные занятия.

а) Куклотерапия как средство преодоления социальной робости дошкольников в период адаптации.

б) Психопрофилактические занятия для детей.

Модель организации адаптационного периода через режимные процессы. Использование гибкого режима в организации адаптационного периода.

Утро

Утренний прием.

Зарядка.

Игры с элементами фольклора.

Развивающие игры.

Формирование культурно — гигиенических навыков (прием пищи, одевание, гигиенические процедуры.

Завтрак.

Игры — занятия, игры — упражнения в группе.

Игровые ситуации, общение.

Подготовка к прогулке.

Прогулка.

Игры с элементами фольклора.

Игры: сюжетно — ролевые, дидактические, подвижные, развивающие.

Игры с водой и песком.

Наблюдения, развлечения, беседы.

Опыт и эксперементы.

Закаливание: воздушные, солнечные ванны.

Формирование культурно — гигиенических навыков.

После сна.

Разминка после сна. Закаливающие процедуры.

Полдник.

Элементы театрализованной деятельности.

Игры — драматизации, игры — инсценировки.

Прогулка.

Вечер

Формирование культурно -гигиенических навыков.

Ужин.

Игры -драматизации, игры — инсценировки.

Элементы театрализованной деятельности.

Общение детей.

Уход домой.

Основные задачи адаптационных игр:

знакомство детей и их родителей с жизнедеятельностью дошкольного учреждения,

 выработка адаптационного стиля поведения,

расширение опыта общения,

формирование стойкого интереса к общению со взрослыми и детьми,

устранение беспокойства, боязливости, неизвестности в себе,

обучение взрослых оптимальным моделям взаимодействия с ребёнком.

Список литературы

1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практич. пос. [Текст] / Авт.-сост. Белкина Л.В. — Воронеж «Учитель», — 2004, 236 с.

2. Баркан А. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. М.: 2001- 156с.

3. Ватунина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад. М.: Просвещение, 1983. -97с.

4. Галанов А.С. Игры, которые лечат. М.: 2001- 96c

5. Гуров В. Н. Социальная работа ДОУ с семьей. М., 2003. -112с.

6. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников ДОУ.- М., 2002. -132с.

7. Кантан В. В. Раннее физическое развитие ребенка. От 0 и старше. СПб., 2001. -146с.

8. Катаева Л.И. Коррекционно — развивающие занятия с дошкольниками. М., 2000. -96с.

9. Козлова А. В. Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.: ТЦ Сфера, 2004. -185с.

10. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994. -96с.

11. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Просвещение, 1969. -186с.

12. Небылицин В.Д. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1990. -342с.

13. Петровский В.А. и др. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада. М., 1993. -146с.

14. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1995.-71с.

15. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях /Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмид-Кольмер, А. Атанасовой-Вуковой. М.: Медицина, 1980. — 163с.

16. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». М., «Родничок», 2000г. — 154с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка для родителей «Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду»

Скоро вам вместе с вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:

Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.

Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.

Будьте терпеливы.

Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.

Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения с взрослыми.

Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.

Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).

Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.

Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь»

Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст