Программа дополнительного образования:

«АБВГД-ка»

(программа развития речи и обучения чтению для детей от 3 до 5 лет)

Автор:

Психолог МАДОУ ДС № 146

Отева Надежда Ивановна

г. Тюмень, 2011 г.

Пояснительная записка

Программа «АБВГД-ка» предназначена для работы с детьми от 3 до5 лет. Она способствует развитию речи у детей, а так же направлена на обучение чтению в игровой форме. Программа основана на модифицированной методике Г. Домана и С. Лупан, а так же методиках Е. Чаплыгина и Н. Зайцева и представляет собой интегрированную методику.

Проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения. Время диктует свои условия: сейчас к шести годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звуко-буквенный анализ слов. Поэтому, чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться в работе. Особенно пристальное внимание требуется в случае, если ребенок отстает в речевом развитии. Программа включает только самые интересные игры, любимые детьми, дающие отличные результаты. Игры и занятия с детьми описаны понятно и подробно, тексты и ход игры быстро запоминаются.

Описанные этапы работы вытекают один из другого, но возможно и выборочное использование отдельных видов игр с учетом уровня развития конкретного ребенка и целей занятий. Игры и занятия можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Отдельные игры могут стать основой целого занятия или его частью.

Программа построена с учетом возрастных особенностей речевого развития ребенка 3-5 лет. Для этого возраста характерно стремление к подражанию (в том числе звукоподражанию), к освоению образцов чужой речи; интенсивное пополнение словаря, способность слышать и понимать вопросы взрослого и отвечать на них. В то же время ребенок еще не готов к вступлению в полноценную коммуникацию, к диалогу с собеседником; освоение грамматического строя собственной речи только начинается.

Эти особенности определяют задачи работы по развитию речи с детьми 3-5 лет.

1.Развитие познавательной речевой активности.

2.Создание необходимой базы для развития речевых умений, связанных с такими видами речевой деятельности, как говорение, чтение-слушание и слышание.

3. Знакомство со звуками речи, отработка правильного звукопроизношения. Решение этой задачи обеспечивает логопедическую поддержку данного курса.

Основные направления работы.

1.Привлечение внимания детей к собственной речи и речи окружающих.

2.Развитие речевого аппарата.

3.Расширение словаря.

4.Развитие грамматического строя речи.

5.Развитие связной речи.

6.Знакомство со звуками и простейший звуковой анализ.

Так как развитие речи в младшем дошкольном возрасте напрямую связано с развитием мелкой моторики руки ребенка, в программе предусмотрены специальные упражнения (пальчиковые игры и жесты).   

Почему в основу программы положены идеи Домана, Лупан, Зайцева и Чаплыгина? Методики этих факторов зарекомендовали себя своей эффективностью и выдержали проверку временем. Кроме этого, привлекательна игровая форма занятий. Упражнения даются ребенку легко, приносят удовольствие и не требуют дополнительной мотивации.

На наш взгляд, наиболее эффективным является использование сочетаний этих методик (интегрированный вариант), что мы и попытались сделать в этой программе.

Цель программы:

Развитие речи и обучение чтению доступным для ребенка способом – игрой.

Задачи:

Образовательно-развивающие:

Развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи);

Развитие мелкой моторики;

Расширение кругозора ребенка.

Оздоровительные:

Создание благоприятного эмоционального фона у ребенка;

Организация максимально подходящих условий для развития речи ребенка;

Организация благоприятных условий для обучения чтению.

Воспитательные:

Формирование у ребенка познавательного интереса;

Обучение ребенка чтению;

Развитие навыков общения: учить детей играть, не мешая друг другу; уметь договариваться.

Методы и приемы:

Наглядный, словесный, практический – работа с карточками и таблицами, работа с кубиками Е. Чаплыгина и Н. Зайцева.

Средства реализации:

Во время занятий используются:

Игровые упражнения по снятию тонуса (мышечного напряжения);

пальчиковые игры;

Игровые упражнения для развития речевого дыхания;

Игровые упражнения по развитию голоса;

Подвижные игры для развития координации слова и движения;

Работа с книгой ««Первая книга. Учим с малышом первые слова» под редакцией Ивановой А.А. и Мищенко Е.Д.» (на основе метода Г. Домана и С. Лупан)

Занятия с кубиками Е. Чаплыгина или кубиками Н. Зайцева.

Способы организации:

Занятия проводятся как индивидуально, так и в группах (не более 6 человек). Занятия рекомендуется проводить 2 раза в неделю, всего 24 занятий. Длительность встречи 20 — 30 минут. Встреча строится по определенной схеме (см. методические рекомендации).

Материалы и оборудование

- «Первая книга. Учим с малышом первые слова» под редакцией Ивановой А.А. и Мищенко Е.Д. – Полиграф-Проект Дрофа-Плюс, 2011.

- кубики Е. Чаплыгина

- таблицы и кубики Н. Зайцева.

Учебный план

Разделы программы

Количество занятий

1

Знакомство, упражнения на знакомство с используемым материалом (кубиками, таблицами)

1

2

Занятия с кубиками Е. Чаплыгина или кубиками Н. Зайцева.

11

3

Занятия с кубиками Н.Зайцева

11

4

Интегрирующие упражнения

1

Итого

24

Учебно-тематический план

1 занятие

2 занятие

3 занятие

4 занятие

Упражнение по снятию мышечного тонуса

«Кошка»

«Пальчик о пальчик»

«Пальчики»

«Кулачки»

Пальчиковые игры

фонарики

флажки

шарик

Заготавливаем капусту

Упражнения для развития речевого дыхания и развития голоса

Задуть свечу

Сдуть с руки ватку

Сдуть с руки мелко нарезанные бумажки

При вдохе понюхать цветок

Подвижные игры для развития координации слова и движения

ладушки

сорока

Этот пальчик

Пальчик-мальчик

Работа с книгой «Учим с малышом первые слова»

«Игрушки»

«Одежда»

«Игра»

«В доме»

Работа с кубиками Е. Чаплыгина

Знакомство с кубиками Чаплыгина и кубиками Зайцева, свободная игра с ними

Составление первого слова мама, замена буквы

Буквы ш и к, превращения

Гласные у и е

5 занятие

6 занятие

7 занятие

8 занятие

Упражнение по снятию мышечного тонуса

«Олени»

«Штанга»

«Звонок»

Поглаживание

Пальчиковые игры

Печем блины

Пирожки печем

Стол и стул

ежик

Упражнения для развития речевого дыхания и развития голоса

на выдох подуть на пригоршни рук

Понюхать ветку

Подуть на «ушибленное» место руки

Понюхать надушенный платочек

Подвижные игры для развития координации слова и движения

считалки

считалки

эхо

поезд

Работа с книгой «Учим с малышом первые слова»

«В доме»

«На улице»

«Ягоды»

«Фрукты»

Работа с кубиками Е. Чаплыгина

Первый одинарный кубик ш

Новые буквы д, т, я о

Обратный порядок звуков: гласный — согласный

Слог, начинающийся и заканчивающийся согласным звуком

9 занятие

10 занятие

11 занятие

12 занятие

Упражнение по снятию мышечного тонуса

Постукивание

«Птичка»

«Бабочка»

«Привет-пока»

Пальчиковые игры

лодочка

пароход

рыбка

пальчики

Упражнения для развития речевого дыхания и развития голоса

Паровозный гудок

Вой волка

Ауканье в лесу

Плач ребенка

Подвижные игры для развития координации слова и движения

заблудились

паровоз

паровоз

Лес шумит

Работа с книгой «Учим с малышом первые слова»

«Овощи»

«Цветы»

«Насекомые»

«Птицы»

Работа с кубиками Е. Чаплыгина

Буквы с, р, в

Трехсложные слова, три двойных кубика

Введение новых двойных и одинарных кубиков

Твердый и мягкий знаки

13 занятие

14 занятие

15 занятие

16 занятие

Упражнение по снятию мышечного тонуса

«Стирка»

«Брызги»

Наклоны

Вращания

Пальчиковые игры

ворота

деревья

птичка

кошка

Упражнения для развития речевого дыхания и развития голоса

Шипение гуся

Жужжание пчелы, жука

Комар и муха



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




© , 2018