Программа

дополнительного образования «Развивалочка»

(для детей младшего и среднего дошкольного возраста).

Воспитатель:

Шекалина Марина Ремовна

Санкт – Петербург

2009г.

Программа

дополнительного образования «Развивалочка»

воспитателя Шекалиной Марины Ремовны направлена на развитие познавательных способностей ребёнка младшего и среднего возраста с использованием элементов мнемотехники, развивающих игр и занятий (палочки Кюизенера, игры Никитина).

Пояснительная записка к программе.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение. Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов. Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания. Дети младшего дошкольного возраста проявляют активный интерес к предметам и явлениям, которые их окружают, однако в силу несформированности устойчивого произвольного внимания не могут долго и сосредоточенно заниматься одним делом. Преобладающей формой мышления является наглядно — образное. В игре ребенок усваивает новые знания, учится оперировать предметами и пособиями, познавая их свойства и качества. Я строю свою деятельность на основе игровых методов и приемов. Развитие речи в младшем дошкольном возрасте напрямую связано с развитием мелкой моторики руки ребенка, для чего я использую упражнения артикуляционной гимнастики, физкультурные упражнения для кистей рук, лепку из пластилина и потешки с пальчиками. Считаю необходимым обеспечить познавательное развитие личности ребенка средствами математики. Палочки Кюизенера в ходе игры и игровых занятий, знакомят детей с величиной, геометрическими фигурами, упражняют в ориентировке в пространстве и знакомят детей с понятием числа.

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Для речевого развития детей данного возраста характерно активное расширение словаря, интенсивное формирование грамматического строя собственной речи, освоение норм звукопроизношения. На занятиях, я применяю элементы методики мнемотехники при обучении детей математике, знакомству с буквами и развитию речи.

Цель: Обеспечение познавательного развития личности ребёнка, с использованием развивающих игр и элементов мнемотехники.

Задачи четвёртого года жизни:

Знакомство с гласными звуками и буквами, их обозначающими,

Укрепление мелкой моторики,

Развитие внимания и памяти,

Знакомство со счётом и цифрами, в пределах 5.

Задачи пятого года жизни:

Знакомство с согласными звуками и буквами, их обозначающими,

Укрепление мелкой моторики,

Развитие внимания и памяти,

Знакомство со счётом и цифрами, в пределах 10.

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы:

Обучение детей приёмам мнемотехники,

Использование развивающих игр и занятий (палочки Кюизенера, игры Никитина).

Программа разработана для детей от 3 до 5 лет. Занятия проводятся вне времени, отведённого для занятий по основной образовательной программе, в пределах режима работы детского сада, во второй половине дня. Программа включает в себя 32 занятия в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятия регламентируется возрастом детей.

К концу первого года обучения дети должны:

Слышать гласный звук в слове, называть предметы с заданным звуком, правильно произносить гласные звуки, определять, есть ли заданный звук в слове;

Узнавать гласные буквы, уметь обвести и закрасить их, определять на ощупь, уметь выразительно читать стихи о буквах;

Уметь группировать предметы по цвету и величине, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов, иметь представление об образовании чисел в пределах 5;

Знать несколько мнемотехнических методов («фотоаппарат», « волшебный круг», « прятки»).

К концу второго года обучения дети должны:

Слышать звук в слове, определять – с какого звука начинаются слова, придумывать слова на заданный звук;

Узнавать согласные буквы, уметь обвести и закрасить их, определять на ощупь, уметь выразительно читать стихи о буквах;

Иметь представление о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами;

Уметь моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 2–5 деталей по образцу;

Знать несколько мнемотехнических методов («коллаж», «волшебный квадрат», «повтори движение»).

Формы подведения итогов: обобщающие занятия по изученным темам.

Данная образовательная программа включает в себя следующие темы:

Первый год обучения:

Знакомство с гласными звуками и буквами, их обозначающими (20),

Укрепление мелкой моторики (4 занятия),

Развитие внимания и памяти (4 занятия),

Знакомство со счётом и цифрами, в пределах 5 (4 занятия).

Второй год обучения:

Знакомство с согласными звуками и буквами, их обозначающими (23 занятия),

Укрепление мелкой моторики (3 занятия),

Развитие внимания и памяти (3 занятия),

Знакомство со счётом и цифрами, в пределах 10(6 занятий).

Содержание дополнительной образовательной программы.

Первый год обучения:

№п/п

Тема

Месяц

Неделя

Содержание

1.

Ознакомление со звуком «а».

октябрь

1

Д/упр. «Баюканье куклы», «Скажи «а», «Не разбуди Катю», п/ игра «Ручками захлопали…»,

2.

Знакомство с буквой «а».

2

«На что похожа буква?», «Из каких частей состоит», «Составь из палочек», «Вылепи из пластилина»,

3.

Ознакомление со звуком «у».

3

д/и «Где позвонили?», «Позови паровоз», «Ауканье», д/упр. «Дует ветер».

4.

Знакомство с буквой «у».

4

«На что похожа буква?», « Сравни с другими буквами», «Найди такую же среди других»,

5.

Ознакомление со звуком «и».

ноябрь

1

д/и «Угадай, что звучит», «Угадай, на чём играют», «Покажи и назови», п/и «Лошадки»

6.

Знакомство с буквой «и».

2

«На что похожа буква?», «Вылепи из пластилина»,

7.

Ознакомление со звуком «ы».

3

д/и «Пароход», «Мышки – мишки», п/и «Козлята и волк»,

8.

Знакомство с буквой «ы».

4

«На что похожа буква?», «Составь из палочек»,

9.

Знакомство с палочками Кюизенера

декабрь

1

Сравнение по длине, классификация по длине и цвету, упражнение в счёте, д/и «Сушим полотенца»,

10.

Ознакомление со звуком «э».

2

д/и «Одуванчик», «Кто в домике живёт?», «Кто внимательный?», «Разрезные картинки»,

11.

Знакомство с буквой «э».

3

«На что похожа буква?», «Вылепи из пластилина»,

12.

Развивающая игра «Обезьянка»

4

Развитие внимания, умения точно скопировать образец,

13.

Ознакомление со звуком «о».

январь

1

д/и «У Ляли болят зубы»,

14.

Знакомство с буквой «о».

2

«Обведи и закрась», «Составь из палочек»,

15.

Знакомство с палочками Кюизенера

3

Сравнение по длине и обозначение словами результата сравнения, образование числа 2, цифры 1 и 2,

16.

Развивающая игра «Сложи узор»

4

Развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию

17.

Ознакомление со звукосочетанием «йа»

февраль

1

д/и «Ослик потерялся», «Чья вещь?», «Угадай что (кто) это?»,

18.

Знакомство с буквой «я».

2

«На что похожа буква?», «Вылепи из пластилина»,

19.

Знакомство с палочками Кюизенера

3

Моделирование предмета из четырёх палочек, сравнение по высоте, количественный и порядковый счёт

20.

Развивающая игра «Рамки и вкладыши Монтессори»

4

Знакомит с геометрическими фигурами, с их положением на плоскости, готовит детей к овладению письмом

21.

Ознакомление со звукосочетанием «йу»

март

1

д/и «Оля заболела», «Разложи картинки», «Угадай, кому что?»,

22.

Знакомство с буквой «ю».

2

«На что похожа буква?», «Вылепи из пластилина»,

23.

Развивающая игра «Сложи квадрат»

3

Развитие анализа и синтеза, знакомство с цветом,

24.

Приёмы мнемотехники

4

д/и «Рисуем слово», «Рисуем цепочку из слов»,

25.

Ознакомление со звукосочетанием «йо»

апрель

1

д/и «Телефон», «Где сова?», «Запомни, что я сказал»,

26.

Знакомство с буквой «ё».

2

«На что похожа буква?», «Составь из палочек», «Обведи и закрась»,

27.

Знакомство с палочками Кюизенера

3

Образование числа 3, 4, цифра 3, 4, учить считать в пределах 3, 4, ориентировка в пространстве,

28.

Приёмы мнемотехники

4

Развитие способности видеть и запоминать увиденное, д/и «Фотоаппарат», «Волшебный круг», «Прятки»,

29.

Ознакомление со звукосочетанием «йэ»

май

1

д/и «Слушай внимательно», «О чём рассказали картинки?»,

30.

Знакомство с буквой «е».

2

«На что похожа буква?», «Вылепи из пластилина», «Обведи и закрась»,

31.

Знакомство с палочками Кюизенера

3

Образование числа 5, цифра 5, сравнение предметов по длине, преобразование конструкции предмета,

32.

Развивающая игра «Точечки»

4

Развитие математического мышления, обучение счёту,

Содержание дополнительной образовательной программы.

Второй год обучения:

№ п/п



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




© , 2018