«Утверждаю»

Заведующий МДОУ центра развития ребенка – детским садом № 22

____________Кукушкина Г.С.

«____»______________20___г.

Программа

комплексного психолого-педагогического сопровождения воспитанников

в период адаптации к детскому саду

«В детский сад идти пора»

Авторы-составители:

старший воспитатель

Большакова Е.В.

педагог-психолог

Румянцева К.Б.

МДОУ центр развития ребенка – детского сада № 22

Рыбинск

2011 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

Пояснительная записка…………………………………………………..………… 3

Учебно-тематический план…………………………………………….…….….…..6

Перспективный план программы …………………………………………………7

Содержание программы…………………………………………………..……….…9

Методическое обеспечение программы…………………..………..……………..11

Список литературы…………….………………………………………………..….14

Приложение………………………………………………………….………………15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

…Твёрдо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребёнка.

Сухомлинский В.А.

Проблема адаптации детей к условиям детского сада не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к детскому саду, достаточно многочисленны. Но наблюдения за детьми показывают, что проблема адаптации сейчас стоит столь же остро, как и прежде.

Почему одни ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или дедушкой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от взрослых и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринимать это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот период был плавным, мягким, бестравматичным.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптивность, т.е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Прежде чем отдать ребенка под опеку воспитателей в детский сад, необходимо провести соответствующую подготовку.

Как показывают исследования, постепенный переход ребёнка в детский сад снижает риск возможных инфекций, обеспечивает привыкание к новым условиям.

Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребёнка;

от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы;

от состояния здоровья;

от резкого контраста между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;

от разницы в методиках воспитания.

Данная программа направлена на психолого-педагогическое сопровождение не только детей, но и родителей в период адаптации к детскому саду. Для успешной адаптации с детьми составлены специальные развивающие игровые моменты, которые обеспечат эмоционально-комфортное состояние ребёнка, помогут развить психологическую автономность и самостоятельность, а также сформируют доверительные отношения с воспитателями.

Для родителей разработаны специальные консультации, круглые столы и практикумы, которые помогут им подготовить малыша к поступлению в детский сад, а также преодолеть тревогу за своего ребенка в период его адаптации.

Специальные консультации-тренинги с воспитателями направлены на быстрое налаживание положительного контакта с детьми, создавая у детей положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми.

Данная система предусматривает орган6изацию работы в рамках трёх этапов:

доадаптационный период. Задача этого этапа – обеспечивать условия для оптимизации периода социальной адаптации ребёнка раннего возраста.

Адаптационный период. Задача этого этапа – оказать психолого-педагогическую поддержку детям, родителям, педагогам.

Постадаптационный период. Задача этого этапа – формировать у детей основные новообразования социального развития.

Цель: психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей в период адаптации к детскому саду.

Задачи:

Планомерное, активнее педагогическое просвещение молодых родителей.

Удовлетворение запросов родителей по вопросам воспитания и образования, методов педагогического воздействия и оздоровления ребёнка в условиях семьи, подготовки к поступлению в дошкольное учреждение.

Оказание практической помощи семье в овладении различными умениям и необходимыми навыками ухода за детьми.

Включение родителей в единое образовательное пространство детского сада, внедрение новых конструктивных форм сотрудничества.

Обеспечение физического и психологического здоровья будущих воспитанников ДОУ.

Продолжительность программы — 21час¸ в течение 4 месяцев с июля по октябрь.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов (блоков)

Общее количество учебных часов

В том числе:

теоретических

практических

1

1 блок – работа с семьёй

8

6

2

1.1

Психолого-педагогическое консультирование

4

4

1.2

Психолого-педагогическое сопровождение

4

2

2

2

2 блок – работа с детьми

8

2

6

2.1

Игровые моменты согласно алгоритму проведения игр

В течение адаптационного периода

2.2

Наблюдение за детьми в адаптационный период

8

2

6

3

3 блок – работа с педагогами

5

4

1

3.1

Психолого-педагогическое консультирование

2

2

3.2

Психолого-педагогическое просвещение

1

1

3.3

Психолого-педагогическое сопровождение

2

1

1

ВСЕГО:

21

12

9

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Месяц

Наименование разделов, задачи

Направленность (родители, дети, педагоги)

Коли-чество часов

июль

День открытых дверей

Консультация «Как подготовить ребёнка к поступлению в детский сад»

Родители, дети

Родители

1

1

август

Консультация «Что собой представляет Ваш малыш?» (возрастные психологические особенности детей раннего и младшего дошкольного возраста)

Круглый стол «Что делать, когда возникают трудности в адаптации»

Родители

Родители

1

1

сентябрь

Консультация «Первые дни в детском саду»

Круглый стол «Как снять эмоциональное напряжение в период адаптации»

Консультация «Игры, способствующие оказанию психолого-педагогической поддержке детям, поступающим в ДОУ»

Консультация «Что делать, когда возникают трудности в адаптации»

Тренинг «Проблемы воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Игровые моменты согласно алгоритму проведения игр

Наблюдение за детьми в адаптационный период

Родители

Родители

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Дети

Дети

1

1

1

1

1

В течение адаптационного периода

4

октябрь

Тематическая встреча «Капризы и упрямство»

Семинар-практикум «Роль игры в развитии ребенка раннего и младшего дошкольного возраста»

Семинар-практикум «Шаг навстречу» (поиск новых форм взаимодействия педагога и родителей)

Проблемный семинар «Темперамент и поведение ребёнка»

Игровые моменты согласно алгоритму проведения игр

Наблюдение за детьми в адаптационный период

Родители

Педагоги

Педагоги

Дети

Дети

1

1

1

В течение адаптационного периода

4

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Название разделов

Содержание

1

1 блок – работа с семьёй

1.1

День открытых дверей

Формировать положительный настрой детей и родителей на детский сад.

Ознакомление родителей с групповым помещение и материально-технической базой детского сада.

1.2

Консультация «Как подготовить ребёнка к поступлению в детский сад»

Познакомить родителей с возрастными характеристиками детей.

Информировать родителей об особенностях организация жизни группы в детском саду.

1.3

Консультация «Что собой представляет Ваш малыш?» (возрастные психологические особенности детей раннего и младшего дошкольного возраста)

Научить снимать напряжение, мобилизировать внимание.

Расширять представление об особенностях проявления темперамента в раннем возрасте.

Развивать умение замечать и принимать индивидуальные проявления малыша.

1.4

Круглый стол «Что делать, когда возникают трудности в адаптации»

Актуализировать знания родителей о возрастных особенностях детей;

1.5

Консультация «Первые дни в детском саду»

Расширить возможности понимания поведенческих особенностей ребенка в период адаптации.

Познакомить с основными характеристиками адаптации.

1.6

Круглый стол «Как снять эмоциональное напряжение в период адаптации»

Научить снимать эмоциональное напряжение, активизировать внутригрупповое взаимодействие.

2

2 блок – работа с детьми

2.1

Игровые моменты согласно алгоритму проведения игр

Оказать психолого-педагогическую поддержку детям, поступающим в детский сад.

Обеспечение эмоционально-комфортного состояния детей, развитие у них психологической автономности и самостоятельности.

Формирование доверительных отношений с воспитателем.

2.2

Наблюдение за детьми в адаптационный период

Оптимизировать образовательный процесс в адаптационный период.

Создание положительного эмоционального заряда и обеспечение комфортного состояния детей во время пребывания в детском саду.

3

3 блок – работа с педагогами

3.1

Консультация «Игры, способствующие оказанию психолого-педагогической поддержке детям, поступающим в ДОУ»

Повысить уровень знаний по руководству игровой деятельности, научить создавать обстановку, в которой ребенок чувствовал бы себя свободно, легко и радостно, находил бы отклик своим интересам и потребностям.

Совершенствовать навыки совместной игровой деятельности.

Развивать коммуникативные способности.

3.2

Консультация «Что делать, когда возникают трудности в адаптации»

Актуализировать знания педагогов о возрастных особенностях детей;

Развивать профессионально-личностные качества, способствующие построению эмоционально-доверительных отношений с воспитанниками.

3.3

Тренинг «Проблемы воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Активизировать уровень подсознательной памяти: вхождение взрослого в «детский мир».

Выделить основные трудности взаимодействия с детьми.

Раскрыть особенности общения.

Развивать умение снимать внутреннее напряжение.

3.4

Семинар-практикум «Шаг навстречу» (поиск новых форм взаимодействия педагога и родителей)

Повысить уровень профессиональной компетентности о способах взаимодействия с семьями.

Оптимизировать образовательный процесс на основе поиска новых форм работы с родителями.

3.5

Проблемный семинар «Темперамент и поведение ребёнка»

Дать представления о поведенческих проявлениях свойств темперамента.

Способствовать возможностей расширению понимания ребенка.

Помочь образно отрефлексировать актуальную потребность переориентации на работу с детьми раннего возраста.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Перечень разделов

Используемые формы

Методы и приемы

Дидактическое и техническое оснащение

Примечание

1

1 блок – работа с семьёй

1.1

День открытых дверей

Экскурсия

Издательская деятельность

Словесные, наглядные, практические

Презентация (ppt)

1.2

Консультация «Как подготовить ребёнка к поступлению в детский сад»

Консультация

Анкетирование

Индивидуальная беседа

Издательская деятельность

Словесные, наглядные, практические

Презентация (ppt)

1.3

Консультация «Что собой представляет Ваш малыш?» (возрастные психологические особенности детей раннего и младшего дошкольного возраста)

Консультация

Анкетирование

Индивидуальная беседа

Издательская деятельность

Словесные, наглядные, практические

Презентация (ppt)

1.4

Круглый стол «Что делать, когда возникают трудности в адаптации»

Круглый стол

Издательская деятельность

Словесные, наглядные, практические

Презентация (ppt)

1.5

Консультация «Первые дни в детском саду»

Консультация, индивидуальная беседа

Издательская деятельность

Словесные, наглядные, практические

Презентация (ppt)

1.6

Круглый стол «Как снять эмоциональное напряжение в период адаптации»

Круглый стол

Индивидуальная беседа

Издательская деятельность

Словесные, наглядные, практические

Презентация (ppt)

2

2 блок – работа с детьми

2.1

Игровые моменты согласно алгоритму проведения игр

Хороводные и подвижные игры, потешки, пестушки, музыкально-ритмические движения с речевым сопровождением, игровые упражнения, способствующие установлению положительного контакта ребенка со сверстниками и дающие положительный эмоциональный заряд

Словесные, наглядные, практические

Алгоритм проведения игр

2.2

Наблюдение за детьми в адаптационный период

Наблюдение

Контроль за деятельностью педагога в адаптационный период

Словесные, наглядные, практические

Карта наблюдения за детьми в адаптационный период

3

3 блок – работа с педагогами

3.1

Консультация «Игры, способствующие оказанию психолого-педагогической поддержке детям, поступающим в ДОУ»

Консультация

Индивидуальная беседа

Издательская деятельность

Словесные, наглядные, практические

Презентация (ppt)

3.2

Консультация «Что делать, когда возникают трудности в адаптации»

Консультация

Индивидуальная беседа

анкетирование

Словесные, наглядные, практические

Презентация (ppt)

3.3

Тренинг «Проблемы воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Тренинг

Словесные, наглядные, практические

Презентация (ppt)

3.4

Семинар-практикум «Шаг навстречу» (поиск новых форм взаимодействия педагога и родителей)

беседа

мозговой штурм

издательская деятельность

Словесные, наглядные, практические

Презентация (ppt)

3.5

Проблемный семинар «Темперамент и поведение ребёнка»

Беседа

Индивидуальная беседа

Издательская деятельность

Словесные, наглядные, практические

Презентация (ppt)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие/Авт.-сост. Белкина Л.В. – Воронеж, «Учитель», 2006. — 236с.

Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям./составитель Русаков А.С./ Сборник. – СПб.: Речь. Образовательные проекты; М., Сфера, 2010. – 128с.

Иванова Н.В., Кривовицына О.Б., Якупова Е.Ю. Социальная адаптация малышей в ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с.

Интернет-ресурсы:

http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301134.shtml

http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301100.shtml

http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0036.shtml






Страницы: 1 | 2 | Весь текст