Пояснительная записка.

Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной культуры детей дошкольного возраста основывается на четырех сферах.

• природа

• рукотворный мир человека

• отношение к общественной жизни

• человек и его собственная жизни

В настоящее время возрастает интерес к истории родного края, его культуре, обычаям и традициям того места на земле, где человек родился и живет. Энтузиасты ведут большую работу по изучению своей малой родины. Их называют краеведами. Все материала, созданные ими привлекают внимание взрослых, подростков, детей младшего школьного возраста и дошкольников.

Детский сад «Рябинка» расположен в деревне Губастово Коломенского района — это живописное место, вокруг широколиственные леса, богатые растительным и животным миром, прекрасные луга с разнотравьем. В деревне протекает река Мезенка, богатая разнообразной рыбой: щукой, окунем, плотвой. Рядом находится поселок Пески, известный своим месторождением известняка, живописнейшими дачами известных людей: художников, киноактеров. И конечно же исторический город Коломна со своими достопримечательностями. Исходя из всего этого наш детский сад «Рябинка» общеразвивающего вида взял в качестве дополнительного образования эколого-краеведческое направление. Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Составленная программа для детей дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, альманахов, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы.

Цель и задачи программы

Цель программы дополнительного образования – воспитание эмоционально-отзывчивой, духовно-нравственной личности ребенка дошкольного возраста через приобщение его к истории народа, родного края, знакомство с их прошлым и настоящим.

Задачи:

1. Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой Родины, обычаи, традиции д. Губастово. п. Пески и г. Коломны.

2. Воспитывать чувство гордости за свой край родной посредством материалов по краеведению. (автор Кузовкин А.И.,А.Е. Денисов)

3.Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста , формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.

Разработанная программа предусматривает в работе с детьми дошкольного возраста постепенное изучение краеведческого материала по 4 блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом возраста, основано на личностно — ориентированном подходе.

1 блок: «Подмосковье – наш край родной».

Содержание данного блока предусматривает  ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем, который представлен семьей, малой Родиной, знакомство с историей деревни Губастово .Знакомство с городским округом Коломна, ее историей, которая началась с года ее основания 1877 год, православной Коломной, современным городом. Промышленность и сельское хозяйство.

2 блок «Природа родного края» содержание данного блока направлена на формирование знаний детей особенностей растительного и животного мира, знаний рек, протекающих по территории Коломенского района. Показать разнообразие оседлых и перелетных птиц, которые обживают леса и местность Коломенского района. Предусматривает расширение знаний детей о рукотворной природе (сады, парки , скверы).

3 блок. «Быт и традиции.» Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с понятием быт, традиции. Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать представления о жизни людей в далеком прошлом и настоящем, об особенностях бытовых условий, предметов обихода, одежды, игрушек прошлого века и настоящего века. Формировать у детей бережного отношения к истории жизни своей Родины. Ознакомление с традициями позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями.

4 блок. «Культура и искусство родного края» Блок предусматривает работу воспитателей по знакомству детей дошкольного возраста с биографией и творчеством писателей и поэтов , которые прославили наш край своими произведениями, являясь авторами стихотворений, рассказов., романов, музыкальных произведений, песен. Изучая вместе с детьми историю жизни выдающихся поэтов, писателей, побывавших в нашем крае у детей дошкольного возраста формируется у детей представление о прекрасном, воспитывается чувство уважения и почтения к творческим людям , к людям искусства.

Программа рассчитана на 3 года обучения детей старшего дошкольного возраста. Основные формы кружковой работы – тематический, комплексные и интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические и творческие игры; изготовление макетов, альбомов; составление творческих рассказов. А также экскурсии, целевые прогулки к памятникам, в музеи города, встречи с интересными людьми, спектакли.

Работа по дополнительному образованию, через организацию кружковой работы в ДОУ кружка «Родничок» ведет воспитатель дошкольного учреждения, имеется материально-техническая база, соответствующую основным санитарно-гигиеническим требованиям. Для занятий кружка время и день строго определены, что соответствует требованиям Сан Пину и «Программе воспитания и обучения в детском саду». Руководитель и заместитель руководителя детского сада обеспечивает методическую помощь и контроль за деятельностью руководителя дополнительного образования. Промежуточный контроль осуществляется по темам в форме игровых программ. Итоговое занятие в форме викторины запланировано проводить в конце учебного года (май).

Критерии результативности обучения:

Дети должны знать и проявлять интерес к истории, быту, традициям

Коломенского края

Использовать в активной речи фольклор

Уметь играть в русские народные игры

Знать памятники культуры, историю возникновения своей деревни, г.Коломны

Знать животный и растительный мир края

Знать наиболее важные исторические события истории родного края

Знать символику Коломенского района

I год обучения

Тематическое планирование

п/п

Название блока

Тема занятий

Длительность

в мин.

Формы занятий

1.

Край родной , наше Подмосковье.

Октябрь

1«Моя семья»

2. Составление генеалогического древа моей семьи.

3. «Вот моя деревня, вот мой дом родной…»

4. Край православный.

Ноябрь

5. Коломна – главный город Коломенской земли.

6. Транспорт нашего города.

7. Коломна-спортивная.

8. Коломна – наш главный город.

Всего: 60 мин

15 мин

15 мин.

15 мин

15 мин Всего: 60 мин

15 мин

15 мин

15 мин

15 мин

Беседа

Занятие

Беседа

Экскурсия к храму п. Пески

Беседа по видео фильмам о Коломне

Беседа с использованием наглядно-дид.материала

Беседа по видео фильму

Подарки нашему городу (рисунки)

2.

3.

Природа родного края.

Культура и искусство родного края

Декабрь:

9.Кто живет в лесах Подмосковья?

10.Жизнь зверей в разное время года.

11.Жизнь лесных птиц в разное время года.

12.Жизнь лесных зверей и птиц зимой.

Январь:

13.Проказы старухи зимы.

14.В гостях у народных инструментов

15.Живет в народе песня.

16. Пришла коляда – отворяй ворота.

Февраль:

17.Народные промыслы Подмосковья.

18. «На героя и слава бежит»

19. Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая.

20. Прощай Масленица

Всего: 60 мин

15 мин

15 мин

15 мин

15 мин

Всего: 60 мин

15 мин

15 мин

15 мин

15 мин

Всего: 60 мин

15 мин

15 мин

15 мин

15 мин

Занятие

Занятие

Занятие

Подарки птицам (изготовление кормушек)

Загадки о зиме

Занятие

Беседа о русской народной песне

Развлечение

Беседа

Беседа о русских богатырях

Знакомство с Масленицей

Развлечение

4.

Природа родного края..

Март:

21. «Грач на горе – весна на дворе»

22.Весна, весна, поди сюда!

23. Весна красна цветами

24.При солнышке тепло, при матушке добро.

Всего: 60 мин

15 мин

15 мин

15 мин

15 мин

Беседа о признаках весны

Рассказ о весенних полевых работах

Заклички, песенки, пословицы о весне

Поделки в подарок маме

5.

Быт и традиции Коломенского народа

Апрель.

25. Милости просим гости дорогие.

26. « Как у нашего кота»

27. Котик, котик поиграй.

28. Приглашаем в гости к нам.

Май.

29. Волшебные спицы

30. Знаешь ли ты сказки?

31. Победа в воздухе не вьется, а руками достается

32. Прощание с «избой».

Всего: 60 мин

15 мин

15 мин

15 мин

15 мин

15 мин

15 мин

15 мин

15 мин

Знакомство с «избой».

Знакомство с обитателями избы

Разучивание потешек

Игра-упражнение

(вежливое обращение к гостям)

Знакомство со спицами и вязанием на них

Литературная викторина по сказкам

Рассказ о воинах защитниках «Каша из топора»

Прощальное чаепитие с хозяйкой изб

II год обучения

Тематическое планирование

п/п

Название блока

Тема занятий

Длительность

в мин.

Формы занятий

1.

Природа родного края

Октябрь

1. «Что летом родится – зимой пригодится».

2. Вершки да корешки.

3. Дары матушки земли.

4. Осенний лес.

Ноябрь

5. Что растет и кто живет в нашем крае.

6. Кто живет в реке

7. Птицы – наши друзья.

8. Жизнь лесных зверей и птиц зимой

Всего:

1час20 мин

20 мин

20 мин.

20 мин

20 мин

Всего:

1час 20 мин

20 мин



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




© , 2018