ПРОГРАММА

по формированию социально — нравственных

представлений у детей 4-5 лет

«Мир, в котором мы живём»

(изменена в соответствии с ФГТ в 2011 г.)

Составитель:

Емельянова Ю.В.,

воспитатель МБДОУ № 95

«Радуга», г. Северодвинска

2010 г.

Составитель: Емельянова Ю.В., воспитатель «МБДОУ № 95 «Радуга» компенсирующего типа», г. Северодвинск, Архангельской области

Рецензенты:

Ногина В.А., преподаватель методики развития детской речи и основ логопедии с практикумом по логопедии ГОУ СПО «Архангельский педагогический колледж»;

Терентьева Л. И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики СФ ПГУ имени М.В. Ломоносова.

Программа рассмотрена на заседании экспертной комиссии при Управлении образования. Протокол № 5 от 21.05.2010 г. Руководитель экспертной комиссии – Н.В. Михеева.

Утверждена на заседании экспертного Совета при Управлении образования.

Протокол № 5 от 21.05.2010 г. Председатель экспертного Совета – Л.Д. Храпко.

Содержание:

Пояснительная записка…………………………………………………………………3

Условия реализации программы……………………………………………………….5

Тематическое планирование совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми по формированию социально-нравственных

представлений у детей 4-5 лет………………………………………………………….9

Содержание программы………………………………………………………………. 10

Методика работы по реализации программы…………………………………………11

Содержание совместной с педагогами и самостоятельной деятельности детей по программе……………………………………………………………………………….13

Результаты освоения программы и диагностический инструментарий…………….17

Библиография……………………………………………………………………………19

Приложение:

а) Примерное поэтапное планирование работы по ознакомлению детей 4-5 лет с предметным миром ………………………………………………………………………20

б) Поэтапное планирование работы по ознакомлению детей с предметным миром (на примере знакомства с различными материалами) в средней группе……………….21

в) Диагностический инструментарий……………………………………………………22

г) Литература для чтения и рассматривания детям………………………………………26

д) Конспекты занятий с детьми 4-5 лет…………………………………………………..27

е) Конспекты мероприятий с родителями и детьми…………………………………….36

з) Модели-характеристики свойств и качеств материалов……………………………..41

Пояснительная записка

Отношение к другому человеку является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека. Отношение с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Социально-нравственное воспитание детей пятого года жизни направлено на развитие умения понимать других людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремится к общению и взаимодействию.

В современной психологии и педагогике существуют различные подходы к изучению и пониманию данной темы. В последние годы возрос интерес к изучению межличностных отношений дошкольников. В многочисленных исследованиях Я.Л. Коломенского, Т.А. Репиной, В.Р. Кисловской, А.В. Кривчук, В.С. Мухиной и других большое внимание уделено характеру отношений ребёнка со сверстниками.

Значительное количество исследований посвящено реальным контактам детей и их влиянию на становление детских отношений (А.В. Петровский, М.И. Лисина). Так в концепции М.И. Лисиной, отношения рассматриваются как внутренняя психологическая основа общения и взаимодействия людей. Исследования, выполненные под её руководством, показали, что именно к 4 годам сверстник становится более предпочитаемым партнёром по общению, чем взрослый.

Интересным на наш взгляд является подход к проблеме нравственного воспитания Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой, рассматривающих формирование чувство общности с другими и способности видеть в сверстниках друзей и партнёров, как главную цель нравственного воспитания.

В ситуации общения с ровесниками ребёнок более самостоятелен и независим. По мнению О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой, именно в процессе взаимодействия с равными партнёрами ребёнок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребёнок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растёт его творческая самостоятельность, социальная компетенция.

Вопросы воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояли перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел “социально-эмоциональное” или “нравственное” воспитание, посвящённый формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, просоциальных действий, взаимопомощи и прочее. Важность этой задачи очевидна, поскольку, именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанты, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и другим. Однако в большинстве существующих программ главные методы социально-нравственного воспитания различны и зачастую носят односторонний характер. Так, программа эмоционально — личностного развития Е.В. Котовой «В мире друзей» ставит перед собой целью развитие личностного потенциала детей, их индивидуальности, умения конструктивно строить взаимоотношения с окружающими. Программа способствует эмоциональному развитию, делая акцент на самовыражение ребёнка, но имеет узко направленный характер.

Программа Заозёрской Н.И., Мулько И.Ф. «Учусь жить среди людей» рассматривает вопросы нравственного воспитания, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, развитие эмоционального мира. Программа ставит целью развитие нравственно-этических представлений у детей, но её разделы не всегда логически связаны между собой.

В программе С.А.Козловой «Я – человек» раскрываются основы социализации личности ребёнка, но, на наш взгляд, сужен подход к окружающему миру, в частности к предметному миру.

Немаловажным аспектом в формировании творческой самостоятельности и социальной активности является освоение ребёнком предметного мира, его многофункциональности (информативная, эмоциогенная, регуляторная). Дыбина О.В. обоснованно обратила внимание на связь «ребёнок – предметный мир – творчество». В ходе ознакомления ребёнка с предметным миром важно раскрыть не только знание конкретных вещей, их свойства и происхождение, но и сформировать бережное к ним отношение.

Часто мы сталкиваемся с тем, что ребёнок не всегда осознаёт до конца правила поведения, бережного отношения к предметам; с несогласованностью действий ребёнка со сверстниками; с концентрированием внимания ребёнка только на самом себе, на своих достоинствах и достижениях, с неосознанным отношением к окружающему миру (в том числе — миру предметов и вещей). В этой связи возникает необходимость новых подходов к формированию социально-нравственного поведения. Основной стратегией этого формирования должна стать не рефлексия своих переживаний и не усиление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном Я за счёт развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним и окружающим миром. Такая стратегия предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания детей, существующих в современной дошкольной педагогике.

В представленной программе «Мир, в котором мы живем» описывается система мероприятий, направленных на формирование самопознания; развитие эмоциональной культуры, взаимоотношений со сверстниками, с взрослыми; на усвоение социальных норм и правил. Разделы программы взаимодополняемы и логически обоснованы.

Наиболее ярко развитие данных направлений прослеживается в игре – ведущей деятельности дошкольника. Поэтому основные методы и приёмы носят игровой характер, большое внимание уделено их разнообразию, вариативности и многогранности Важное место также отведено и расширению общих представлений детей об окружающем мире, взрослых, детях, формированию ориентаций в области правил и норм культуры поведения и общения, развитию эмоциональной отзывчивости.

Одним из способов активного освоения мира в дошкольном возрасте является экспериментирование, обладающее познавательно-научной и продуктивной направленностью. Поскольку экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, мы отвели ему особую роль в решении поставленных нами задач.

Программа «Мир, в котором мы живем» расширяет представления детей не только о себе самом, но и об окружающем мире вокруг (предметной мир, мир людей, мир чувств и переживаний), с целью развития эмоционального восприятия мира, отношения к нему и умения ориентироваться в этом мире. Особое внимание уделено взаимоотношениям детей друг с другом (создание условий для успешной социализации) и знакомству с предметным миром (ознакомление с различными материалами, их свойствами и качествами, связь с назначением и строением, воспитание бережного к ним отношения). Ознакомление с материалами (дерево, металл, резина, пластмасса, стекло, ткань) предполагает 3 этапа:

развитие умения использовать сенсорные способы анализа предметов и материалов;

развитие умение устанавливать связи между назначением, строением и материалом;

развитие действий различного характера с целью овладения различными приёмами творчества.

Содержание программы включает пять основных блоков: «Я — концепция», «Наши чувства», «В мире друзей», «Взрослые и дети», «Хорошо – плохо». Все блоки взаимосвязаны, они дополняют друг друга, имеют свои задачи и реализуются через образовательные области: коммуникация, познание, безопасность, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Для успешной реализации программы внутри каждого блока дан перечень педагогических мероприятий. В дополнение к программе разработано приложение, включающее примерное планирование работы по ознакомлению детей с предметным миром, конспекты занятий, модели-характеристики свойств и качеств материалов.

Программа построена с учётом принципов:

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип единства диагностики и коррекции;

- деятельностного подхода;

- принцип учёта психологических и индивидуальных особенностей;

- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения;

- принцип коллективного взаимодействия.

Программа предполагает проведение непосредственно — образовательной, совместной и самостоятельной деятельности с детьми.

Цели и задачи программы

Целью данной программы является формирование социально-нравственных

представлений у детей 4 – 5 лет.

К основным задачам программы относятся:

Расширять представления детей об окружающем мире, о мире предметов, о взрослых и детях.

Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к окружающему миру.

Создать условия, способствующие формированию социально-нравственных представлений у детей 4-5 лет: для развития самопознания, эмоциональной культуры у детей, умения устанавливать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения; а также, чувства общности и способности увидеть другого.

Способствовать усвоению социальных норм и правил.

Условия реализации программы

Реализация программы возможна при создании ряда условий:

Готовность педагога к работе по формированию социально-нравственных представлений у детей дошкольного возраста:

владение психолого-педагогическими знаниями по проблеме формирования социально-нравственных представлений у детей 4-5 лет, повышение квалификации педагогов в данных вопросах через изучение научно-методической литературы;

создание организационно-педагогического сопровождения: владение методикой нравственного воспитания, социально — эмоционального развития, творческий поиск педагогических технологий в работе с детьми;

разработка структуры подготовки, проведения и анализа совместной работы

по формированию социально-нравственных представлений у детей 4 – 5 лет;

умение организовать социально-нравственную ориентированную деятельность детей в образовательном процессе ДОУ.

Структура подготовки, проведения и анализа совместной работы

по формированию социально-нравственных представлений у детей 4 – 5 лет.

Этапы

Этапы

Подготовительный

Подготовительный

Основной

Основной

Заключительный

Заключительный

Направление работы с детьми

Направление работы с детьми

Самопознание

Самопознание

Эмоциональная культура

Эмоциональная культура

Взаимодействие со

сверстниками

Взаимодействие со

сверстниками

Представление о взрослых и детях

Представление о взрослых и детях

Усвоение норм и правил

Усвоение норм и правил

Формы работы с родителями по вовлечению в воспитательный процесс

Формы работы с родителями по вовлечению в воспитательный процесс

Беседы, встречи

Беседы, встречи

Привлечение родителей

Привлечение родителей

Участие родителей

Участие родителей

Диагностика

Диагностика

Результат

Результат

2. Организация развивающей предметно-пространственной среды:

создание развивающей предметно-пространственной среды в группе (см модель предметно — развивающей среды);

наполнение организационно-педагогическим содержанием каждого компонента развивающей предметно-пространственной среды в группе;

социально ориентированная активность ребёнка в развивающей среде группы.

Модель предметно-развивающей среды.

3. Организация педагогического процесса с детьми:

программа может быть использована в дошкольном учреждении, использующем в работе общеобразовательную программу «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), реализующем образовательную область — «Социализация»;

программа предназначена для работы с детьми 4-5 лет;

программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:

«Коммуникация»: обогащение и расширение лексики, работа над грамматическим строем речи, развитие диалогической, монологической речи и речи-рассуждения; воспитание бережного отношения к живому, закрепление правил поведения на природе, проведение совместных акций, создание проектов.

«Познание»: расширение представлений о явлениях общественной жизни, о труде взрослых, о предметах ближайшего окружения, о свойствах и качествах материалов; развитие наблюдательности, исследовательской деятельности.

«Безопасность»: формирование основ безопасного поведения дома, на улице, на природе и других местах; умение безопасного обращения с предметами ближайшего окружения.

«Художественное творчество»: создание проектов, изготовление поделок (в том числе и нетрадиционными способами).

«Чтение художественной литературы»: знакомство с литературными произведениями, фольклором.

программа предусматривает использование экспериментальной и исследовательской деятельности в условиях ДОУ;

программа определяет разнообразные формы работы по формированию социально-нравственных представлений у детей 4-5 лет;

программа учитывает организацию предметно-развивающей среды в зависимости от тематического планирования.

Работа с родителями.

В программе отражены формы работы с родителями по вовлечению в воспитательный процесс (встречи, беседы, участие и привлечение родителей).

Формы работы с родителями по формированию социально-нравственных

представлений у детей 4 – 5 лет.

Формы работы

Задачи

Содержание

Беседа,

встречи

- мотивация начального интереса у родителей;

- создание условий для укрепления связей родителей с детьми и коллективом группы;

- нацеливание на активное сотрудничество.

- посещение семей

- родительское собрание

- индивидуальные беседы

- консультации

- анкетирование

Привлечение родителей

- повышение интереса родителей к профилактике и коррекции проблем в социально-нравственном развитии ребёнка;

- повышение знаний родителей по данной проблеме.

- помощь в оснащении ППРС группы;

- составление портфолио детей;

- оформление наглядной информации из опыта семейного воспитания;

- участие родителей в мероприятиях.

Участие

родителей

- повышение авторитета родителей в глазах ребёнка;

- формирование положительного отношения родителей к ребёнку;

- воспитание потребности у родителей к дальнейшему формированию социально — нравственных представлений у детей.

- проведение совместных мероприятий (праздники, развлечения, спортивные соревнования, КВН );

- совместный анализ работы.

Координация работы с общественными организациями и

образовательными учреждениями:

Детская библиотека микрорайон «Мир знаний»

Краеведческий музей



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




© , 2018