«Принята» «Утверждена»

На заседании приказом МАДОУ

Педагогического совета «Детский сад

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида

комбинированного вида №2 «Сказка» проицкий

№2 «Сказка» проицкий 54 О/Д от 31/08/2012г.

Протокол №1 от31.08.2012г.

Программа

«Мониторинг и развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста»

Автор-составитель:

педагог-психолог

Афанасьева А.В.

проицкий 2012г.

Пояснительная записка

Восприятие – это отражение сознанием человека предметов и явленй действительности в момент их воздействия на органы чувств.

В старшем дошкольном возрасте дети уже хорошо различают цвет и фрму предмета. Узнав названия геометрических фигур, они свободно оперируют соответствующими формами, находя их в закомых вещах: «Дверь-это прямоугольник, а абажур-это шар». По силуэту или незначительным деталям ребенок определяет предмет и различает его величину, форму, удаленность и пр.

Более трудным для ребенка дошкольного возраста является восприятие времени – ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени.

Огромным достижением ребенка являются первые попытки установления связей между пространством, временем и количеством. Благодаря этому ребенок решает сложнейшую интеллектуальную задачу – восприятие картинки. Он осмысливает взаимоотношения между частями картинки и воспринимает изображение как вечно целое (целостность восприятия).

У детей старшего дошкольного возраста на достаточно высоком уровне развития должно находиться зрительно-пространственное восприятие.

Трудно переоценить роль восприятия в овладении ребенком навыками письма, чтениячета.

Цель:

Диагностика и развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Выявление способности к дифференцированному восприятию.

Определение способности цветовосприятия.

Оценка фонематического слуха.

Развитие познавательного процесса.

Концептуальные основы программы

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как известно, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и физического и психического и нравственного развития.

В старшем дошкольном периоде под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов, в том числе и восприятия. Ребенок овладевает восприятие формы, цвета, картинки, пространства, сказки, человека.

Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Восприятие, как ощущение, связано, прежде всего, с тем анализаторным аппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека. Восприятие – это совокупность ощущений.

«Воспринимать кресло – это значит видеть предмет, в который можно сесть», – писал французский психолог П.Жанэ, – «а воспринимать дом, – говорил Вейцзекер, – значит видеть не образ который «вошел» в глаз, а напротив, узнать объект, в который можно войти Попытки рассмотреть и обосновать данную проблему можно увидеть уже в работах древнегреческих ученых Эпикура, демокрита, Аристотеля, Евклида идр

Изучению особенностей восприятия посвещено немало работ в психологии. Фундаментальными трудами являются труды Дж. Брунера, Ж. Пиаже, Г. Фолькельта, Э.М. Богуславской, Л.А. Венгера, л.С. Выготского, П.Я. Галбперина, В.А. Ганзена, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна и др.

Не стоит забывать, что в дошкольном возрасте интенсивно развивается не только познавательная сфера, но и речевая. Большинство детей в старшем дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить правильно предложения. Нарушениенное речевое развитие оказывет влияние на познавательное развитие, в том числе на развитие восприятия, о чем в своих исследованиях указывали Л.И. Белякова, А.П. Воронова, Ю.Ф. Гаргуша, О.Н.Усанова.

Обоснование программы

В дошкольный период происходит развитие многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений. Под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов, таких, как: восприятие, воображение, мышление, внимание и память, речь. Чем раньше ребенка начинают воспитыватьи обучать, тем быстрее и эффективнее осуществляется его психическое развитие. От рождения до «взрослости» ребенок проходит огромный путь развития, превращаясь из совершенно беспомощного существа в многогранную и неповторимую личность. Проблема психического развития детей, становления человеческой личности является одной из самых сложных прблем психологии и одной из центральных.

Процесс развития детского восприятия в дошкольником возрасте детально диагностируется. По результатам диагностики проводится коррекционная работа, направленная на повышение уровня восприятия.

Данная программа предусматривает различные виды воздействия. Особенно важно, чтобы ребенок активно участвовал в этом процессе, а занятия по развитию восприятиябыли посильными, усложнялись постепенно и доставляли ребенку удовольствие. Для этого необходимо подобрать модули (расслабляющего и активизирующего характера), которые создавали бы комфортную обстановку и вызывали положительные эмоциональные реакции у ребенка. Особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты света и звука, ощущений и ароматов, нежные звуки успокаивающей музыки. «Сухой бассейн» заполненный цветными шариками, – способствуют освоению тактильного восприятия. Мягкое покрытие пола оказывают приятное, расслабляющее действие, обеспечивают возможность удобной позы, мягкой поддержки.

Участники программы: дети дошкольного возраста 5 – 7 лет с уровнем развития восприятия ниже возрастной нормы. Оптимальное число участников – 3 – 5 дошкольников.

Основные принципы реализации программы:

-принцип единства диагники и коррекции

-принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка

- принцип конфиденциальности

Требования к педагогу – психологу:

- письменное соглашение с родителями о психологическом сопрвождении ребенка психологом

- профессиональная компетентность (высшее психологическое образование) - наличие опыта работы с детьми дошкольного возраста

– открытость, доброжелательность

Оновные техники.

Техники:

– техника саморегуляции (релаксационные минутки)

-дыхательная гимнастика

– техника звукотерапии

музыкотерипия

Техническое оснащение:

Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий предполагает использование помещения со специальным оборудованием:

-шумовая картина (звуки водопада)

-музыкальный центр с набором СD – дисков

-проектор направленного света (фильмоскоп)

-зеркальный шар

-аромолампа

-ароматизированные масла

-сухой бассейн

-искусственный (электрический) аквариум с рыбками

-крестовина из тонких реек. В центре крестовины и на ее концах подвешиваются мячики – веселки на тесьму, на которых нанесены улыбающиеся лица. Подвеска прикреплена к потолку.

Противопоказания на участие в освоении программы:

-инфекционные заболевания

-предрасположенность к аллергический реакциям

-умственная отсталость

Сроки реализации программы:

Сроки реализации программы – 4 месяца (16 занятий). Длительность занятий – 25 – 35 минут. Частота встреч – 1 раз в неделю

Ожидаемые результаты реализации программы:

- различать геометрические фигуры, выделять их в предметах окружающего мира;

- характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа – слева, над – под, на – за, сверху – снизу и др.);

– различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости;

- различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;

– мысленно находить часть целого;

- достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей.

Алгоритм реализации программы:

Первый этап первичное обследование уровня развития восприятия

Второй этап – проведение коррекционно-развивающей работы с детьми

Третий этап – итоговая диагностика уровня развития восприятия

Критерии оценки достижения планируемых результатов:

– Тест «Что не дорисовано?» – оценка целостности восприятия

-Тест «Узнай, кто это» - оценка целостности восприятия

ест «Чем залатать коврик?» – оценка зрительного восприятия

-Тест «Найди квадрат» – способность к дифференцированному восприятию

- Тест «Закрась фрукты» – способность цветовосприятия

- Тест «Пиши кружочками» – оценка фонематического слуха

- Тест «Чтение схем – слов» – оценка фонематического слуха

- Тест на исследование зрительного восприятия

- Тест на исследование влухового восприятия

- Тест «Графический диктант»

- методика «Разрезные картинки» – овладение зрительного синтеза

Структура занятия:

Занятия по программе включают:

Приветствие. В начале занятия дети здороваются с «Веселками»

Упражнения на развитие восприятия

Разминка

Упражнения на развитие восприятия

Релаксационная минутка

Подведение итогов: каждого ребенка оценивают – поощряют вербально и фишками или медальонами

Ритуал прощания. Дети вместе с психологом делятся впечатлениями с «Веселками

Учебно – методический комплекс

1.Ильина М.Н. подготовка к школе. Развивающие тесты и упражнения. – М., 2004.

2.Ничипорюк Е.А., Посевиной Г.Д. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном учреждении. – РОСТОВ – НА ДОНУ., 2004.

3.Рубинштейн Т.Д. Основы общей психологии. М.,1989.

4.Фресс П. Восприятие и оценка времени // Экспериментальная психология / Под ред. П.Фресса и Ж.Пиаже. М., 1978.

6.Элькин Д. Г. Восприятие времени. М., 1962

Мониторинг восприятия

Тест «Что не дорисовано?»

Оценка целостности восприятия

Покажите ребенку картинки с изображением знакомых предметов, попросите его внимательно посмотреть на каждую картинку и назвать недостающую деталь (т.е. сказать, что не дорисовано). (Приложение 1)

Фиксируйте время восприятия всех картинок и правильность определения недостающих признаков.

Хороший результат для ребенка 6-7 лет – нахождение всех или почти всех недостающих деталей за 1,5-2 минуты.

Тест «Узнай, кто это»

Ребенку объясняют, что ему покажут части, фрагменты рисунка, но которым ему необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

Ребенку показывают рисунок (Приложение2), на котором листом бумаги прикрыты все фрагменты за исключением фрагмента «А». по данному фрагменту ребенку предлагается сказать, какому общему рисунку принадлежат эти детали. На решение данной задачи отводится 10 секунд. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время – 10 секунд – ему показывают следующий, чуть более полный фрагмент «Б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке.

Учитывая в целом затраченное время и количество фрагментов рисунка, в основном дети 6-7 лет справляются с заданием уже по фрагменту «Б» за 20 секунд.

Тест «Чем залатать коврик?»

С помощью этого теста можно определить, насколько ребенок в состоянии практически использовать образы виденного, сохраненные в кратковременной памяти, при решении наглядных задач.

Покажите ребенку рисунки (Приложение3), на которых изображено по два коврика, а также кусочки разнообразной материи необходимо залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты совпадали. Задание: подбери из нескольких кусочков материи (они нарисованы внизу) такой, который бы подошел более всего к рисунку коврика (он нарисован вверху)».

Результат хороший, если ребенок справился с заданием за 40-50 секунд.

Тест «Найди квадрат»

Выявление способности к дифференцированному восприятию

Ребенку показывают рисунок с изображением 10 четырехугольников, среди которых 5 совершенно одинаковых и 5 четырехугольников, немного отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных, или наоборот, какой либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла (Приложение4)

Ребенку предлагается найти и показать все одинаковые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны).

Если ребенок может отыскать все или почти все квадраты, то это свидетельствует о наличии у него к дифференцированному восприятию.

Тест «Закрась фрукты»

Определение способности цветовосприятия

Ребенку дают рисунки с черно-белым изображением различных фруктов (Приложение 5) и цветные карандаши; ему нужно закрасить каждый фрукт в соответствующий цвет.

Вместо фруктов могут быть изображены животные, овощи, цветы и другие предметы.

Обычно дети легко справляются с такими заданиями. Если же у вашего ребенка они не получаются сразу, продолжайте выполнять аналогичные упражнения (Приложение 6).

Тест «Пиши кружочками»

Оценка фонематического слуха (фонема – звук речи)

Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков.

Например, слово «СЛОН» надо изобразить четырьмя кружочками: ООО. Проверьте правильно ли ребенок понял задание. После этого можно приступить к выполнению теста.

Задача ребенка – под диктовку записывать слова в виде кружочков на листе бумаги.

Набор слов:

АУ, РУКА, СОК, ЗВЕЗДА, ВЕСНА

При правильном выполнении задания запись должна быть следующей:

ОО

ОООО

ООО

ОООООО

ООООО

Хорошим результатом считается, если ребенок выполнил все схемы или четыре из них.

Тест «Чтение схем-слов»

Оценка фонематического слуха

Покажите ребенку картинки, на которых нарисованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и записаны схемы этих слов в виде кружочков (по количеству звуков в каждом слове).

Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к каждому слову. Например, слово «ВОЛК» соответствует схеме из четырех кружочков, а слово «ДОМ» – из трех.

Убедившись в том, что ребенок понял задание, вы показываете ему (Приложение 7) и просите соединить линией картинку с изображением каждого животного с теми кружочками, которые к ней подходят.

Ребенок 6-7 лет все связи определяет правильно (допускается одна ошибка).

Тест на исследование зрительного восприятия

Тест определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение считываемого материала.

Ребенку показываются таблички с изображением предметов.(Приложение8 )

Задание ребенку:

- Скажиз каких фигур составлены эти рисунки?

Фигуры представлены по степени сложности.

Результат

Высокий уровень – ребенок правильно нашел все фигуры (круг, треугольник, прямоугольник) или допустил 1-2 ошибки.

Средний уровень – ребенок допустил 3-4 ошибки.

Низкий уровень – 5 ошибок и более.

Рекомендации

Для выявления уровня избирательности внимания ребенку можно предложить найти только круг, только треугольник.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст