УТВЕРЖДЕНА

И. о. директора

«МОУ Кольской НОШ №3»

_________Ю. В. Раздайбедина

От 01.09.2011г. №____

 

М.П.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кольская начальная общеобразовательная школа № 3

Муниципального образования Кольский район

Мурманской области

(название учреждения)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Срок реализации _______год

Разработчики:

И. о. директора школы: Ю. В. Раздайбедина,

учитель начальных классов: С. Л. Панфилова

Обсуждена и согласована

на методическом объединении

Протокол № 1 от 30.08.2010г.

Принята на

Педагогическом совете

Протокол № 1 от 31.08.2010г

г. Кола

2011-2012 гг.

Оглавление

Пояснительная записка3

Учебный план курса «Медиабезопасность детей и подростков»5

Учебно-тематический план курса «Медиабезопасность детей и подростков»6

Содержание курса «Медиабезопасность детей и подростков»7

Список основной литературы10

Список дополнительной литературы10

Пояснительная записка

Образовательная программа «Медиабезопасность детей и подростков» разработана в связи с возросшей потребностью обеспечения информационной безопасности детей и подростков при обучении, организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий (Интернет, сотовая (мобильная) связь и СМИ).

Медиабезопасность ребенка – это задача и семейного и школьного воспитания.

Программа разработана с учетом требований законов РФ: «Об образовании», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10.

При разработке программы «Медиабезопасность детей и подростков» использовался учебно-методический комплект «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернета» [1].

Данная программа ориентирована на работников образования и других специалистов, занятых обучением, воспитанием несовершеннолетних и организацией их досуга. Программа может быть использована при организации просветительской работы с родителями и общественностью.

Цели и задачи программы

Цели обучения: формирование и расширение компетентностей работников образования в области медиабезопасного поведения детей и подростков.

Задачи обучения:

познакомить с нормативно-правовыми документами по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

сформировать знания в области безопасности детей использующих Интернет, СМИ, различные виды телекоммуникаций;

изучить технологии и средства защиты информации; 

сформировать навыки по профилактике и коррекции зависимого поведения школьников, связанного с компьютерными технологиями и Интернетом;

подготовить слушателей к организации просветительской работы с родителями и общественностью.

Формы обучения, объём программы в часах

Формы обучения: очная, очно-заочная, дистанционная.

Объем программы — 36 часов.

Программа может быть реализована дистанционно – как в полном объеме, так и по отдельным модулям, с учетом потребностей слушателей.

Особенности содержания программы

Программа разработана на блочно-модульной основе и представляет совокупность отдельных модулей. Программа реализуется на основе использования различных форм работы и предусматривает возможность построения индивидуальных траекторий обучения слушателей, дистанционного обучения.

Методы обучения:

Для реализации данной программы используются личностно-деятельностные и проектно-исследовательские методы.

Формы организации учебных занятий:

Реализация программы предусматривает проведение лекций, практических занятий, семинаров, круглых столов, деловых игр, дискуссий, консультаций (в том числе и дистанционных).

Требования к результатам обучения

Результатами освоения программы являются:

осознание слушателями значимости проблемы медиабезопасности детей и подростков, ее решение для развития общества и будущего подрастающего поколения;

компетентности в области правовых аспектов медиабезопасности детей и подростков;

компетентности в сфере проектирования безопасных информационно-образовательных сред и здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса;

знание способов защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи.

Результатом освоения данной программы является разработка слушателями проектов программ для просветительской работы с родителями и общественностью и проектов учебных занятий по медиабезопасности детей и подростков.

Учебный план курса «Медиабезопасность детей и подростков»

Название модулей

Формы контроля

Всего часов

лекции

др.виды занятий

1

Сохранение физического и психического здоровья детей в современной информационной среде.

4

4

2

Информационная этика и правовые аспекты защиты информации

4

2

2

3

Безопасность детей использующих Интернет, СМИ, различные виды телекоммуникаций.

12

4

8

проект

4

Технологии и средства защиты информации от противоправных посягательств в сети Интернет, мобильной (сотовой) связи и СМИ. 

12

6

6

проект

5

Компьютерные вирусы и средства защиты.

4

2

2

Всего

36

16

20

Учебно-тематический план курса «Медиабезопасность детей и подростков»

п/п

Наименование модулей и тем

Всего

часов

лекц.

другие виды занят.

контроль

1

Сохранение физического и психического здоровья детей в современной информационной среде.

4

1.1

Здоровьесберегающие технологии при работе на ПК.

2

1.2

Негативное воздействие компьютера на психическое здоровье детей.

2

2

Информационная этика и правовые аспекты защиты информации

4

2.1

Информационная этика и право.

2

2.2

Основные законы России в области компьютерного права и защиты детей.

2

3.

Безопасность детей использующих Интернет, мобильную связь, СМИ, различные виды телекоммуникаций.

12

3.1

Опасности, с которыми дети могут столкнуться в сети Интернет. Организация правильного поиска необходимой информации в сети Интернет и СМИ.

2

2

3.2

Безопасное общение детей в Интернете

2

3.3

Феномен «Интернет-зависимости». Профилактика Интернет-зависимости у детей и подростков.

2

3.4

Технологии безопасной работы в сети Интернет.

2

3.5

Разработка проекта учебного занятия по теме «Безопасность детей в Интернете».

2

+

4.

Технологии и средства защиты информации от противоправных посягательств в сети Интернет, мобильной (сотовой) связи и СМИ. 

12

4.1

Уровни и меры по защите информации.

2

4.2

Меры безопасности при работе с электронной почтой.

2

4

4.3

Основы безопасности мобильной (сотовой) связи.

2

4.4

Разработка проекта учебного занятия по теме «Средства защиты информации от противоправных посягательств в сети Интернет, мобильной (сотовой) связи и СМИ».

2

+

5

Компьютерные вирусы и средства защиты.

4

5.1

Компьютерные вирусы и средства защиты

2

2

Всего

36

20

16

Содержание курса «Медиабезопасность детей и подростков»

Модуль 1. Сохранение физического и психического здоровья детей в современной информационной среде.

Тема 1.1 Здоровьесберегающие технологии при работе на ПК.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые при организации работы школьника на компьютере. Гигиенические требования к организации занятий с использованием новых информационно-компьютерных технологий. Профилактика нарушений здоровья детей в современной информационной среде.

Тема 1.2 Негативное воздействие компьютера на психическое здоровье детей.

Воздействие компьютера на психическое здоровье детей. Уход от реальности. Признаки, характерные для игромании, как разновидности зависимого поведения. Стресс при работе с компьютером. Способы его профилактики и коррекции.

Модуль 2. Информационная этика и правовые аспекты защиты информации

Тема 2.1 Информационная этика и право.

Информационная безопасность.Угрозыинформационной безопасности. Уровни информационной безопасности. Направления защиты компьютерной информации.

Тема 2.2 Основные законы России в области компьютерного права и защиты детей.

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ –1 с последующим изменением и дополнением)

Федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ» (от 18.12.2006 г. № 231-ФЗ).

Федеральный закон «О связи» (от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ с последующим изменением и дополнением).



Страницы: 1 | 2 | Весь текст