Программа работы с родителями

структурного подразделения «Лекотека»

ГБОУ д/с № 300

Программу разработали:

Руководитель структурного подразделения,

педагог-психолог – Семенова И.С.

Социальный педагог,

педагог-психолог – Мусалова Е.А.

Пояснительная записка

В Лекотеке д/с № 300 одним из основных направлений деятельности является оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.

Появление ребенка с проблемами в развитии для любой семьи – сложнейшее испытание, при котором семья нуждается в квалифицированной помощи, в объективной информации, в психологической поддержке.

Специалисты, сопровождающие семью, ведут работу по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей в развитии ребенка и общении с ним, создании атмосферы принятия и безопасности, установления более полного и осознанного контакта (эмоционального, интеллектуального, телесного) между ребенком и родителями.

Умение наладить доверительные отношения с родителями – путь успешного взаимодействия специалистов Лекотеки с семьей, от которого зависит успех в коррекционном процессе. Это совместная работа специалистов с семьей и ребенком, направленная на оказание грамотной помощи ребенку с проблемами в развитии, а также членам семьи, стимулирование родителей к активному участию в коррекционных мероприятиях. Главное условие – взаимодействие, сотрудничество семьи и специалистов.

Принципы взаимодействия специалистов и семьи:

Усилия специалистов направлены на поддержку семьи, поскольку именно она играет в жизни ребенка главную роль.

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка составляется совместно с родителями, с учетом особенностей развития ребенка.

Родители знакомятся с необходимым коррекционным и развивающим материалом (литературой, игровыми пособиями, игрушками), выполняют рекомендации специалистов в домашних условиях.

Коррекционное взаимодействие специалистов и родителей с ребенком осуществляется посредством создания игровой среды.

Занятия специалистов с ребенком проводятся совместно с родителями.

Между Лекотекой д/с № 300 и родителями заключается Родительский договор.

Работа с родителями проводится в индивидуальной и групповой форме.

2. Индивидуальная работа с родителями

Изучение проблем семьи (составление социально-психологической карты, социального паспорта семьи)

Индивидуальная работа с родителем (обучение родителей техникам взаимодействия с ребенком, имеющим проблемы в развитии по программе «Российская лекотека»)

Консультирование (по запросу родителей)

Изучение проблем и ресурсов семьи, понимание, какая помощь необходима членам семьи – важная составляющая работы специалиста с семьей. С данной целью нами разработана социально-психологическая карта семьи (см. Приложение), которая заполняется родителем совместно с психологом или социальным педагогом (за основу взята карта, описанная в книге М.Селигман, Р.Б.Дарлинг «Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями в развитии»). Само по себе заполнение этой карты уже несет в себе психотерапевтический эффект, так как позволяет родителю более конкретно осознать проблемы ребенка и семьи, и понять, насколько гармонично семья включена в социум.

Анализ карты специалистом совместно с родителем позволяет получить не только информацию, но и выявить ресурсы семьи, стрессовый фактор, а также наметить пути помощи членам семьи. Данную карту можно использовать и как психокоррекционный метод, например, предложить родителю составить желаемую карту или карту будущего. Творческий подход в работе с социально-психологической картой позволяет специалисту совместно с родителем увидеть и обсудить дальнейшую перспективу как для ребенка, так для родителя.

Социальным педагогом составляется вместе с родителем социальный паспорт семьи (бланк в Приложении).

На индивидуальных консультациях родителям оказывается психолого-педагогическая помощь по вопросам воспитания и развития ребенка, обсуждаются актуальные для родителя вопросы.

Во время индивидуальной работы родители обучаются навыкам игрового взаимодействия с ребенком, а также отрабатываются стратеги и тактики общения, проводится работа по нормализации родительско-детских отношений. Наиболее полно данная работа представлена в программе «Российская Лекотека».

3. Групповая работа с родителями

Лекторий

Проблемно — ориентированная родительская группа

Лекторий для родителей «Воспитание «особого» ребенка»

Темы

- «Играем вместе с ребенком: создание предметно-игровой среды для «особого» ребенка»

- «Речевое развитие ребенка: игры и упражнения для развития речи»

- «Формирование навыков самообслуживания»

- «Игры и упражнения для развития моторики в повседневной жизни ребенка»

- «Применение методов глобальной коммуникации для обучения детей, имеющих проблемы в развитии».

- «Помоги мне стать самостоятельным: как развивать самостоятельность у ребенка»

Периодичность проведения лектория – 1 раз в месяц (по календарному плану работы подразделения), ведущие – специалисты Лекотеки. По материалам лектория оформляется информационные папки для ознакомления родителями, которые не смогли посетить занятие.

Проблемно-ориентированная родительская группа

Данная группа создается с целью обсуждения актуальных проблем родителей и мобилизации их внутренних ресурсов на решение жизненных трудностей, связанных с воспитанием ребенка. Задачи:

Обмен опытом между родителями по вопросам воспитания ребенка с нарушениями развития;

Повышение самооценки и самосознания родителя;

Оказание психологической поддержки;

Формирование активной жизненной позиции родителя.

Встречи группы проводятся в доброжелательной, комфортной обстановке. Периодичность встреч зависит от запроса и возможностей родителей (примерно 1-2 раза месяц.)

Направление работы с группой

Направление

На что направлено

Ожидаемый результат

Личностная сфера

Осознание родителем личностных особенностей и оптимизация отношения к себе.

Повышение уровня самооценки и самосознания родителя, принятия ответственности на себя в решении жизненных вопросов

Общение

Оптимизация межличностных взаимоотношений

Развитие психологических возможностей, коммуникативных способностей, расширения круга общения, активность и самостоятельность в поиске необходимой помощи.

Информация

Приобретение новых знаний

Получение нового опыта, активная жизненная позиция.

Помощь участников проблемно-ориентированной группы заключается в том, чтобы дать друг другу стимул к самостоятельности и активности, к тому, чтобы у родителей желание активно помогать процессу социально-психологической коррекции своего ребенка.

Примерные темы, предлагаемые для обсуждения:

«Как играть с ребенком»

«Как научить ребенка самостоятельности»

«Роль отца в воспитании ребенка»

«Свободное время мамы»

4.Информационно-методические материалы для работы с родителями

Рекомендуемая литература для родителей:

«Обычные семьи, особые дети» /Милтон Селигман, Розалин Бенджамин Дарлинг/ 2007г.

«Вестник по вопросам семьи и детства»/№10-11/ 2004г.

«Путеводитель по учреждениям социальной защиты населения»

«Семья и работа» (Трудовые права беременных женщин и работающих родителей) 2008г.

«Растем вместе с семьей» /Правительство Москвы, МГД/ 2007г.

«Вместе с Москвой – дружной семьей» 2008г.

«Семьеведение» /Н.Ф. Дивицина/ 2006г.

«Воспитание ребенка в неполной семье» /Я.Т. Николаева/ 2006г.

«В стороне. (из опыта работы с аутичными детьми)» /И.Б. Карвасарская/ 2003г.

«Дневник развития ребенка от рождения до 3-х лет» /А.М. Казьмин, Л.В. Казьмина/ 2001 г.

«В мире детских эмоции» /Т.А. Данилина, В.Я. Зедгинидзе, Н.М. Степина/ 2004г.

«Социальная адаптация детей раннего возраста Синдромом Дауна»

«Психология семьи и больной ребенок» /И.В. Добряков, О.В. Защиринская/

«150 развивающих игр для дошкольников. Играй и учись! от 3х. до 6 лет» /Пенни Уорнер/ 2007г.

«125 развивающих игр (от 1до 3лет)» /Джеки Силберг/ 2008г.

«Как развивается ваш ребенок?» /Эрнст Й. Кипхард/2006 г.

Сайты

www invalid.ru

www lekoteka.ru

Методические папки

Копилка игр (описание развивающих игр)

Играя, развиваем, обучаем, воспитываем (рекомендации для родителей)

Сборник коррекционно -образовательных учреждений г. Москвы

5. Приложения

Анкеты

Бланк социально-психологической карты

Бланк социального паспорта

Советы родителям, правила

Протокол обследования родителей

Анкета для родителей

Фамилия, имя ребенка ___________________________________________________

Дата рождения ________________________________

Адрес, телефон __________________________________________________________

Родители:

Мать (Ф.И.О.) __________________________________________________________

Возраст __________________________

Образование ______________________профессия ____________________________

Место работы ___________________________________________________________

Отец (Ф.И.О.) ___________________________________________________________

Возраст __________________________

Образование ______________________профессия ____________________________

Место работы ___________________________________________________________

Состав семьи _______(чел.) Семья: полная/неполная

Другие ближайшие родственники ребенка (братья, сетстры, бабушки, дедушки) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психологический климат в семье:

- гармоничные взаимоотношения

- частые конфликты

- затруднясь ответить

- другое ________________________________________________________________

5. Кто в семье преимущественно занимается воспитанием ребенка? ________________________

6. В какое время Ваш ребенок наиболее активен? (укажите время):

1-я половина дня ______________________ 2-я половина дня _________________________

7. Дневной сон ребенка (укажите время) __________________________________________

8. Какие положительные черты присущи Вашему ребенку? (подчеркните)

добрыйлюбознательный

ласковыйжизнерадостный

внимательныйспокойный

послушныйпокладистый

заботливыйсамостоятельный

аккуратныйобщительный

другое ______________________________________________________________________

9. Какие отрицательные черты присущи Вашему ребенку? (подчеркните)

бросает предметы на пол

не выполняет просьбы взрослых

часто раздражителен

бьет и кусает сверстников

командует взрослыми

кричит, топает ногами

упрямится

другое _______________________________________________________________________

10. Ребенок чаще играет:

- со взрослыми

- с детьми

- в одиночестве

11. С какими предметами и игрушками любит заниматься Ваш ребенок?

Куклывода

Кубикикрупа

Мячипесок

Машинкибумага

Резиновые игрушкифломастеры

Меховые игрушкимамина косметика

Игрушки на веревочкедетская и взрослая одежда

Пластмассовые банки с крышкамиКоробки, хозяйственные предметы (посуда и т.д.

Другое _______________________________________________________________________

12. Какие навыки, на Ваш взгляд, необходимо развивать у Вашего ребенка:

- общение со сверстниками

- общение со взрослыми

- навыки самообслуживания

- игровую деятельность

- развивать речь

- развивать интеллект

- развивать любознательность

- развивать творческие способности

- кроме этого __________________________________________________________________

13. Какая помощь для Вас актуальна в данный момент?

- психолого-педагогическая помощь по вопросам воспитания и развития ребенка;

- помощь в оформлении документов, льгот и т.д.

- информационная (какая именно?) _______________________________________________

- другая (укажите какая) ________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

В «Лекотеке» планируется работа специалистов в форме родительских встреч «Искусство быть семьей» (лекторий, тренинги, консультации).

Предлагаем Вам принять участие и высказать Ваше мнение о планируемых мероприятиях.

Хотели бы Вы посещать занятия для родителей?

ДАНЕТ

С какой периодичностью Вы можете посещать мероприятия:

- 1 раз в неделю

- 1 раз в две недели

- 1 раз в месяц

Какие проблемы для Вас актуальны в настоящее время:

- взаимодействие с ребенком (проблемы общения, поведения ребенка)

- взаимоотношения в семье

- личное время родителя

- хобби, досуг семьи

другое:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие темы Вам интересны:

«Как играть с ребенком»

«Как научить ребенка самостоятельности»

«Роль отца в воспитании ребенка»

«Свободное время мамы»

Другие темы (укажите какие) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!



Страницы: 1 | 2 | Весь текст