Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»-

«Школа здоровья и развития»

Рабочая программа

учебного курса технология (обслуживающий труд-девочки)

5 класс

Программа рассчитана на 70часов

Работа учителя высшей

квалификационной категории

Г.М.Мазитова

2012 год

Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» для учащихся 5-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд».

Данная программа даёт представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, содержит распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет возможности для реализации учебного курса с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы школьных мастерских, местных социально-экономических условий и национальных традиций.

Основным предназначением образовательной области «Технология» является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. При этом национально-региональные особенности содержания представлены в программе соответствующими технологиями, видами и объектами труда.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. В программе учтены интересы и склонностей учащихся, возможности образовательного учреждения, местные социально-экономические условия.

Образовательная область «Технология» призвана способствовать целостному развитию учащихся практической реализации ими знаний и умений по основам наук, прежде всего в процессе изготовления конкретных изделий.

Базовыми для данной программы являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Программа включают в себя также раздел «Технологии ведения дома», «Творческие и проектные работы». Разделы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»и «Творческие и проектные работы» в данной программе проводятся интегрированно

В связи со спецификой организации учебного процесса в нашем образовательном учреждении, связанным с широким использованием здоровьесберегающих технологий и пропагандой здорового образа жизни, программа учебного курса «Технология» интегрирована с программой «Здоровье» Н.Касаткина. Темы интегрированных уроков приведены ниже.

Свойства х/б и шерстяных тканей. Гигиена тела.

Снятие мерок с фигуры. Индивидуальные особенности строения тела.

Приготовление бутербродов. Полезные свойства продуктов питания. Гигиена питания

Правила техники безопасности и санитарно-гигиенических требований при работе на швейной машине. Основные правила пользования с бытовыми электроприборами.

Учебный материал отобран с учетом следующих положений:

• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства;

• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического развития учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и объекты труда. При этом изучение материала программы, связанного с практическими работами и предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся

. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. В процесс обучения заложен метод проектов. В рабочей учебной программе выполнение проекта является средством закрепления, систематизации и контроля ЗУН, а также развития личности учащихся. Проект выполняется учащимися при изучении раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Запуск проекта запланирован после изучения основных разделов программы. Изучая навыки планирования, организации, контроля выполнения работы, учащиеся применяют приобретенные ЗУНы в процессе проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих потребности личности и общества. Основная методическая идея построена на овладении метода проекта учащимися при изготовлении любого изделия или услуги. При изучении данного раздела выполнение проектов носит индивидуальный характер, а при изучении других разделов — работа по группам или бригадам. Проектная деятельность учащихся направлена на развитие исследовательских качеств, будь то проблема, материал или дизайн — анализ изделия. Для достижения этой цели использованы различные упражнения, на развитие навыков проектирования, решения которых затем фиксируются в проектах. Для контроля качества знаний используется оценочный лист с этапами работы над проектом в папке учащегося. Практическим результатом деятельности учащихся станет готовое швейное изделие рабочей одежды.

При организации творческой или проектной деятельности внимание учащихся акцентируется на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре материала, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям.

Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, народов ханты и манси, экономическими требованиями, рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.

Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение.

По окончании изучения курса технологии в 5 классе учащиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности. В процессе изучения программы «Технология» в 5 классе осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения.

Цели

Изучение технологии направлено на достижение следующих целей:

освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, безопасными приемами труда;

развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных

воспитание важных качеств характера: трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности.

получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Требования к уровню усвоения предмета.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности образовательной области «Технология» являются:

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Комбинирование известных алгоритмов деятельности.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»).

Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты обучения содержат три компонента: знать/понимать — перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Ожидаемые результаты обучения, по данной рабочей программе, сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями оценивать свои интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, навыками планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и его результатам.

При организации процесса обучения (в том числе организации проектной деятельности), обеспечивается реализация Федеральных стандартов образования, отличительной особенностью которых становится формирование, развитие и закрепление ключевых надпредметных компетенций учащихся:

- познавательной (формирование общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами и в изучении технологии, определение структуры познания, участие в проектной деятельности).

- информационно — коммуникативной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем, уметь эффективно сотрудничать с другими людьми);

рефлексивной (формирование и развитие самостоятельно организовать учебную деятельность, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий, оценивание своих учебных достижений, поведении, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:

Знать/ понимать

основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.

Уметь

рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.

Место предмета в учебном плане.

На параллели 5 классов — 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Распределение часов по блокам произведено с учетом материально – технической базы школьной мастерской и имеющихся средств обучения.

Требования по разделам технологической подготовки 5 кл.

В результате изучения технологии ученик в зависимости от изучаемого раздела должен:

Создание изделий из текстильныхи поделочных материалов

Знать/понимать

назначение различных швейных изделий; современные направления моды;

Уметь

выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертеж фартука; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять художественное оформление швейных изделий; выполнять один из видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, приборов влажно-тепловой обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения одного из видов изделий и его художественного оформления .

Кулинария

Знать/понимать

общие сведения о процессе пищеварения , усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ

правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями

Уметь

осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака,; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам; сервировки стола к завтраку и оформления приготовленных блюд.

Технологии ведения дома

Знать/понимать

характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; инженерные коммуникации в жилых помещениях; требования , предъявляемые к интерьеру кухни, столовой ;основные виды бытовых домашних работ; назначение основных видов современной бытовой техники; санитарно-технические работы; виды санитарно-технических устройств;

Уметь

разрабатывать интерьер кухни и столовой; оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления,; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: применения бытовых санитарно-гигиенические средств для ремонта и отделки помещений; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.

Учебно-тематический план по «Технологии» 5 кл

№п\п

Тема

Количество часов

Из них час

уроки

практические, лабораторные занятия

контрольные работы, зачёты

проект, исследования

1

Вводное занятие . Правила внутреннего распорядка.

Безопасность и гигиена труда в мастерской

2

2

2.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Проектирование и творческие работы (интеграция).

Рукоделие. Художественные ремесла

Элементы материаловедения

Элементы машиноведения

Конструирование и моделирование швейных изделий. Запуск проекта

Проектирование изделия. Технология изготовления швейных изделий.

Защита творческого проекта

52

10

4

8

10

20

5

36

1

10

3.

ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА

Эстетика и экология жилища

2

2

4

КУЛИНАРИЯ

Санитария и гигиена

Физиология питания

Технология приготовления пищи

Сервировка стола

Заготовка продуктов

10

1

1

6

1

1

2

6

1

1

5

Экскурсия

Резерв учебного времени

2

2

2

2

всего

70

15

42

2

11

Содержание тем учебного курса

Вводное занятие . Правила внутреннего распорядка.

Безопасность и гигиена труда в мастерской (2 часа).

Основные теоретические сведения

Цель обучения предмета «Технология» и его содержание.организация рабочего места и труда. Правила внутреннего распорядка . безопасность и гигиена труда в учебной мастерской.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (36 час).

Рукоделие. Художественные ремесла (8 час).

Вышивка

Основные теоретические сведения

Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества.

Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.

Практические работы

Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки. Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Определение места и размера узора на изделии.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст