Программа «Праздники в сельском ДОУ»

Пояснительная записка

На современном этапе Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. Обращение к народным праздникам, в воспитании дошкольников, открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное народное искусство, как основополагающим элементом классики, изначально несущее в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики. Поэтому педагогам дошкольных учреждений необходимо:

- Показать детям лучшие стороны русской народной жизни: в музыке, живописи, фольклоре и т.д.

- Научить чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ.

- Научить гордиться величием и богатством своей страны, помочь осознать большую ответственность, возложенную на нас жизнью – самим творить историю своей страны, страны преодолевающей нелегкие испытания на всем протяжении своей истории, страны, большей части Земли, говорящей на русском языке.

Большое разнообразие методик, разбросанность материала по русской народной культуре в дошкольных учреждениях не позволяет воспитателям-педагогам более глубоко и целенаправленно знакомить детей с родной культурой, воспитывать чувства национального патриотизма, гордости за свою страну.

В настоящее время знания, умения и навыки по русской народной культуре не оставляют целостного следа в памяти ребенка и угасают при дальнейшем обучении детей в школе.

Исходя из вышеизложенного, предлагаем построить работу по знакомству детей с русской народной культурой в соответствии с народным календарем, через организацию и проведение праздников (приложение 11). Сценарии праздников формирующего эксперимента заимствованы как у многих педагогов и музыкальных руководителей, так и составленные нами.

Годовой народный календарь – собравший в себя природный круг всех циклов жизнедеятельности человека на земле, вобрав в себя все краски народной жизни, праздники – помогает построить работу с детьми по естественному циклу, например: Осень – сбор урожая, осенние праздник, народное гуляние. За ней Зима – Святки, Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды; Масленица – проводы Зимы и Лето – с хороводами и песнями вокруг зеленой березки. Природа не умирает, а совершает обычный круг жизни.

Смена четырех времен года, отраженная в праздниках, позволяет подвести итог проделанной работы. Важно отметить – что детям (дошкольникам) нет необходимости акцентировать внимание на словах «русская», «народная», чтобы не вызвать негативного отношения к частному употреблению данных слов в речи (своей и педагога). Просто идет накопление хороших песен, красивых стихов, веселых плясок и игр. И хвала педагогам, если это лучшее и будет русской народной культурой.

Приступая к работе «Праздники в сельском ДОУ», пришлось внести некоторые изменения в основную программу по музыкальному воспитанию Н.А. Ветлугиной, дополнив ее и обогатив народным материалом.

Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, мы преследовали конкретные цели: сделать праздник средством воздействия на развитие души ребенка, средством повышения сил жизнестойкости в минуты слабости, защитой от обид и одиночества. Через мир праздников воспитывать милосердие, научить слушать, слышать, чувствовать тех, кто рядом, кому нужно участие, поддержка. Чтобы, взрослея, ребенок чувствовал свое «Я», свою индивидуальность. Чтобы музыка стала тем настоящим другом, который всегда будет рядом, всегда поможет.

Важнейшей задачей программы «Праздников в сельском ДОУ» формирование праздничной культуры у детей сельского ДОУ.

Задачи, которые решаются в ходе реализации программы:

- знакомить детей с историей возникновения праздников, учить бережно, относиться к народным праздничным традициям и обычаям;

- расширять представления о народных и православных праздниках;

- развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным торжествам;

- развивать желание принимать активное участие в подготовке и проведении праздника и при этом испытывать чувство веселья т радости.

- вызывать эмоционально-положительное отношение к праздникам, приобщать детей к всенародному веселью;

- воспитывать чувство удовлетворенности от совместной подготовки к празднику;

Реализация поставленных нами задач возможна только при наличии единого подхода со стороны всех педагогов коллектива, родителей и сотрудников дошкольного учреждения к работе по приобщению детей к общей культуре, через проводимые праздники.

Нами были выделены основные направления работы:

- знакомство с народной музыкой, как основополагающим элементом классики, как основы культуры народа;

- современные музыкальные произведения народного песенно-танцевального характера, как способ самовыражения;

- овладение элементами музыкально-эстетической культуры.

- чередование праздников, объективно зависящее от смены природных циклов; для русской культуры – это земледельческие, по своему происхождению, осенние, зимние, весенние и летние обряды и обычаи, приуроченные к духовным событиям православного календаря;

- народный опыт семейной жизни, который сохранился до наших дней в семейных обрядах и традициях русского народа;

- череда знаменательных дат, отражающих памятные события культуры и искусства.

Данная программа предполагает планирование праздников для детей старшего дошкольного возраста, предложенные «Программой воспитания и обучения детей в детском саду» (под ред. Васильевой) и дополнительные праздники народной тематики, с выделением целей каждого праздника, которые носят развивающий, воспитательный и эстетический характер.

Циклограмма проведения праздников

старшего дошкольного возраста от 5 -6 лет

Цикл

Название праздника

Задачи

Время

проведения

Осень

Сценарий русского народного праздника

Антошина Е.И.

- Дать представление о разнообразии песенного жанра;

- формировать бережное отношение к традициям русского народа, любовь к музыке через народное песенное творчество.

15 сентября

Посиделки на Покров

Минулина Н.А.

- Знакомить с народными обычаями, традициями, праздниками;

- прививать любовь к родной стороне и родному дому, уважению к труду и старшим;

- воспитывать интерес к русской народной песне и ее жанровому разнообразию;

-совершенствовать исполнительское мастерство.

14 октября

Варианты:

1. Праздник Кузьмы и Демьяна

Лукаш В.П.

2. Праздник

«Капустница»

- Воспитывать у детей желание познавать культуру и традиции своего народа (через пословицы, поговорки, песни, танцы, игры и обряды);

- воспитывать чувство уважения к своему народа и гордость за него.

14 ноября

День Матери в России

Александрова Е.Ю

Гордеева Е.П. и др.

- Воспитание чувства уважения и благодарности к маме;

- воспитание и уважение ко всем женщинам России;

- воспитание чувства патриотизма.

29 ноября

Зима

Новогоднее представлениие «Новый год в цирке»

Савченко С.Л.

- Формирование у детей отношения к празднику как к чудесному, радостному событию;

- развитие эмоциональности у детей.

31 декабря

Варианты:

1.Святочные гулянья «Васильев вечер»

Лукаш В.П.

2. Крещение.

Праздник русского валенка

Виноградова М.Ю.

- Приобщать детей к истокам народного творчества, в ходе проведения национального праздника;

- воспитывать любовь и уважение к своему народу, к его традициям, желание быть полезным для своего народа;

-создавать эмоциональный настрой, желание слушать и исполнять русскую народную музыку.

19 января

Мини-концерт для ветеранов «Защитники земли русской»

Савченко С.Л.

- Воспитывать у дошкольников патриотические чувства, гордость за свою Родину;

- поддерживать и развивать стремление детей рассказывать и исполнять по собственной инициативе, по предложению взрослого;

- воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к бывшим воинам;

- уточнять и расширять представления о защитниках страны;

- вызывать желание радовать старшее поколение своими действиями.

23 февраля

Весна

Международный женский день

- Развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения разного жанра;

- обогащение музыкальных впечатлений детей;

- развитие музыкальных и творческих способностей.

8 Марта

Варианты:

1. Весновка –свистунья

Березова Е.И.

2. Праздник весеннего Равноденствия «Жавороночки весну кличут»

Иванова О.С.

3. Народный праздник «Сороки»

Виноградова М.Ю.

- Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству;

- приобщать детей к русским народным играм:

- развивать творческие способности, воображение, внимание, память детей;

Развивать специальные двигательные и сенсорные способности;

- обучать понимать, запоминать правила и действия в рамках;

- обучать контролировать свои и чужие действия.

14 март

22 марта

Проводы Масленицы

Ермолина О.В.

- Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами фольклора;

- развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни, танцы;

- поддерживать стремление детей искать выразительные средства для создания образа персонажей, используя позу, жест, движение, речевую интонацию;

Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков, используемых в русском фольклоре.

Праздник весны — Благовещение

И. Смолина

-Прививать детям любовь к природе, научить видеть и чувствовать красоту и характер весенней природы, выражать свое настроение, чувства через фольклор.

7 апреля

Вербное воскресенье

Власенко О.П.

Попова Г.П.

- Способствовать формированию и развитию нравственных установок — коллективизма, доброжелательности;

- прививать любовь и уважение к русским народным традициям;

- воспитывать чувство красоты, гармонии, доброты и любви к миру; вызывать желание соучастия в празднике.

12 апреля

Варианты:

1. Праздник «Со Светлой Пасхой!»

С.И. Воробьева

2.Пасхальный утренник

Н. Орлова

- Формировать доброжелательные отношения между детьми старшего и младшего дошкольного возраста, у старших – чувство заботы о маленьких, умение оказать помощь и поддержку;

- обогащать знания детей о празднике Пасхи;

- развивать изобразительные навыки, воображение и творческую активность.

19 апреля

Концерт ко Дню Победы

«На привале»

Савченко С.Л.

- Знакомить детей с героическими подвигами народа в годы Великой Отечественной;

- воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героической истории. формировать чувство гордости за воинов-защитников;

- расширять представления детей о чувствах человека и их выражении в музыке.

9 мая

Лето

Выпуск в школу

Немова Г.В.

- Формирование положительной мотивации к будущему обучению в школе;

- воспитание чувства благодарности учителям и воспитателям детского сада;

- развитие эмоциональности у детей.

Июнь

1.Светлый девичий праздник

Троица

Давыдова М.

- Познакомить детей с обычаями празднования Троицы;

- воспитывать любовь к русской народной культуре, уважение друг к другу, заботу о природе.

7 июня

Праздник русской песни

Конопелько О.С.

- Дать представление о разнообразии песенного жанра;

- формировать бережное отношение к традициям русского народа, любовь к музыку через народное песенное творчество.

Июль

I. Народные и православные.

Отражают ритм годовой жизни природы и человека во взаимодействии с ней. Народный и православный календари пестрят обилием праздников, связанных с важнейшими вехами в земледельческом труде (так, праздник Урожая и Каравая означает завершение зерноуборочных работ), знаменательными событиями в истории православия (Рождество, Пасха, Покров, праздник Кузьмы и Демьяна и т.д.). Народные и православные праздники отражают накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

Участие детей в народных праздниках духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, является мощным источником интеллектуального и духовного развития.

II. Государственно-гражданские – Новый год, День защитника Отечества. Эти праздники представлены чередой памятных дат, событий в истории Отечества. К примеру День Победы в Великой Отечественной войне – 9 Мая. Благодаря проведению таких праздников у детей воспитываются нравственно-патриотические чувства и на основе этого дети учатся сопереживать. У дошкольников проявляется интерес к песням военной тематике.

III. Международные – День защиты детей, Международный женский день 8 Марта;

IV. Бытовые и семейные – День Матери, дни рождения детей, выпуск в школу, а также праздники, которые специально придумывают взрослыми с целью доставить детям радость.

В основу программы положены принципы, как общедидактические, так и на основе которых мы строили свою работу:

- принцип эмоционального благополучия и психологической безопасности (отсутствие подавлении; свобода выбора; психическое, физическое, духовное и нравственное здоровье ребенка).

- обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;

- принцип опоры на постоянно обогащающийся социальный опыт ребенка в сельском социуме.

- принцип веры в силы ребенка (права на ошибку, свое виденье мира).

- принцип открытости социальной среды.

- принцип учета склонностей, интересов, природных задатков, уровня развития музыкальных способностей детей.

- принцип углубленного отбора музыкального материала и произведений искусства при условии их взаимосвязи.

- принцип интеграции детских видов музыкальности с различными видами искусства и, на основе этого, активное включение детей в музыкальную деятельность.

Названные принципы обеспечивают гибкость применения репертуара в зависимости от индивидуальных, возрастных особенностей детей, тематики праздника и педагогической целесообразности.

При организации праздников необходимо соблюдать принципы, характерные для русского досуга, — это душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии. Считаем особенно важным, что народные праздники, обряды и обрядовая поэзия являются значимыми явлениями духовной культуры русского народа. Поэтому не только сам праздник, но и подготовка к нему имеют огромное значение для формирования основ общей культуры ребенка.

Организация воспитательно-образовательного процесса по реализации идеи праздника.

Определение содержания познавательной деятельности.

Разработка сценария праздника (приложение 6) (основу сценария выполняет музыкальный руководитель, сам сценарий все участники процесса имеют право дополнять и изменять).

Подбор поэтического и музыкального материала, речевое творчество.

Художественное творчество (подготовка костюмов, оборудования, оформление интерьера группы).

Музыкальная и театральная деятельность.

Праздник – итог совместной деятельности, объединенной главной идеей.

Оценка праздника детьми и взрослыми.

Совместное обсуждение результатов праздника.

Рождение новых идей (выступление за пределами ДОУ: школа, СДК).

В работе по организации праздников мы выделяем три этапа.

Подготовка — включает осмысление празднования, причин возникновения праздника, составления плана проведения, информирование о празднике всего коллектива, подбор репертуара.

Проведение – этап реализации замысла. Очень важно сделать празднование не заорганизованными, чтобы не лишить детей непосредственного эмоционального восприятия красочного действа, в которое они были включены.

Понимание – заключительный этап – это обсуждение всеми участниками прошедшего праздника. Этот этап очень важен, так как часто у ребенка осознание смысла праздника проявляется не в момент праздника, а гораздо позже.

Педагогический смысл праздника заключается в том, что наряду с формированием эмоциональной отзывчивости дети овладевают определенными знаниями и умениями. Тем самым реализуется главная цель работы проведения всех праздников – эмоциональное воздействие на личность ребенка.

Типовой программой воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении всегда предусматривались задачи по приобщению детей к русской народной культуре. Но, несмотря на это, представления выпускников ДОУ о русской культуре отрывочны и поверхностны. Возможно, причиной этого является отсутствие чётко обозначенных средств и методов решения данных задач, а у воспитателей чаще всего отсутствуют соответствующие материалы и пособия. Поэтому в первую очередь, для успешного осуществления программы «Праздники в сельском ДОУ», необходимо создание соответствующих условий:

Сотрудничество, сотворчество взрослых и детей, т.е. обязательное участие взрослых, в том числе и родителей, в создании общего праздника, а не простое присутствие в качестве зрителей.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст