Программа

социальной адаптации воспитанников

учителя первой квалификационной категории по должности

«учитель начальных классов» педагога Государственного специального

коррекционного образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната VIII вида»

с. Родничок Балашовского района Саратовской области.

Классного руководителя

Дегтярёвой

Людмилы Владимировны.

Краткое описание проблемы.

Данная программа представляет собой культурно- образовательную деятельность, направленную на формирование у детей ГСКОУ «С(К)ОШИ VIII вида » с.Родничок Балашовского района Саратовской области социальной адаптации; понимания зависимости своей жизни и здоровья от поведения, здорового образа жизни; привитие им культурных ценностей; навыков владения доступными для них видами декоративно-прикладного творчества, трудолюбия, организации их активного отдыха.

Эта деятельность-ключ к решению проблем социализации, адаптации в коллективе проблем, связанных с выбором профессии и возможных перспектив взрослой жизни.

Актуальность данной программы вытекает из того, что в нашей стране уделяется большое внимание воспитанию детей, которые в большинстве своём являются жертвами социального сиротства, к чему ведёт ослабление семейных уз и распад семьи.

Новизна данной программы заключается в комплексном подходе к аспектам профилактики асоциального поведения в детской и подростковой среде.

Проблема, характерная для нынешнего времени -социальное сиротство –уродливая аномалия современного общества, что и требует изучения специфики данного явления.

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ.

1.Описание проблемы.

Дети, растущие без родителей или получающие мало родительского внимания, требуют особого внимания и заботы со стороны государства и общественности. Общепринятость этого положения расходится с неразработанностью проблемы психологической специфики данного контингента детей, и как следствие- специфика тех воспитательных

мероприятий, которые могут и должны компенсировать, хотя бы частично, отсутствие положительного семейного внимания. Для таких детей типично отсутствие интеллектуальных потребностей. Общаясь, ребёнок осваивает социальные роли и нравственные нормы деятельности в современном мире.

В этом плане особую активность и актуальность приобретают связи с социальной жизнью, что и обуславливает особую роль работы с детьми, воспитывающимся вне семьи.

Приобщение к декоративно-прикладному искусству наших предков, помогает учащимся противостоять псевдокультуре, социально негативным явлениям действительности.

Осуществление данной программы послужит обновлению форм и содержанию нравственного воспитания в школе-интернате, развитию «семейной» социализации в коллективе.

2. Цель программы:

реализовать комплекс мероприятий, способствующих «семейной» социализации в коллективе, снижению социально- негативных явлений действительности, профилактике асоциальных явлений в детской и подростковой среде.

Нравственное воспитание

является самым важным, самым главным стержнем, вокруг которого строится весь процесс воспитания. Расширяем знания детей о правилах нравственного поведения через детские книги. Согласно графику работы в нашей школе в среду наша семья посещает школьную библиотеку. Библиотекарь серьёзно и ответственно готовиться к занятиям с детьми. Она проводит беседы, рассказы, сопровождающиеся интересными эпизодами из жизни писателей, различные викторины, конкурсы, праздники.

Особое место среди личностных свойств занимают нравственные качества- доброжелательность, тактичность, вежливость, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых и т.д.

Эти качества необходимы для того, чтобы ребёнок научился жить в обществе по законам нравственности, т.е на основе согласования собственных потребностей с потребностями и стремлениями взаимодействующих с ним людей.

Нужно создать все условия, чтобы вырастить детей воспитанными, вежливыми людьми, зажечь в сердце огонь человеческой доброты.

Всей душой я хочу, чтобы в моих воспитанниках было всё прекрасно. Но, увы!

Сегодняшние воспитанники иногда не ценят и не уважают чужой, а порой и свой труд, пренебрежительно относятся к взрослым. Не умеют вести себя в общественных местах, на улице, в школе, в общежитии. А главное в них нет сердечности, доброты, чуткого отношения к людям.

Роль классного руководителя с каждым годом становится сложнее и ответственнее. Уверена, что все классные руководители, в том числе и я, стараемся детям прививать только хорошие качества человека:

-будь добрым, умей видеть радость или беду другого человека, будь милосердным;

- быть честным и отзывчивым;

-не бойся говорить правду;

-не совершай поступков, за которые пришлось бы стыдиться, но если ты уж совершил,

честно признайся и тебя простят.

С возрастом воспитанники будут замечать внутри себя борьбу добра со злом, у них начнёт «говорит совесть». Она как строгий и неподкупный судья оценивает все поступки и переживания человека. Если он поступил хорошо, испытывает мир и спокойствие в душе. И наоборот — после совершения нехорошего поступка чувствует угрызения совести. Совесть и есть основа общечеловеческой нравственности, из которой вытекают все правила поведения. Поэтому одно из главных призваний человека — исполнять свои человеческие обязанности перед совестью, работать над собой, нравственно совершенствоваться, стараться сделать себя лучше, чище, благороднее.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК.

Учащиеся младшего школьного возраста проявляют высокий познавательный интерес к миру природы и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры на уроках и внеклассных мероприятиях.

В 4 классе школе-интернате нет ещё предмета природоведения, поэтому экологическому воспитанию уделяю внимание на уроках развития речи, чтения (текст о природе), русского языка (упражнения, словарная работа) и др. Провожу разнообразные уроки: они проходят в классе, на природе, уроки-экскурсии, уроки заочных путешествий, практические уроки.

Во время экскурсий знакомлю детей с красотой природы родного края, обращаю внимание на краски, звуки, запахи природы. На экскурсии ходили в парк, наблюдали изменения, происходящие в природе со сменой времён года. Уроки часто начинаю с красивой музыки, стихотворения, рассказа или беседы, использую ТСО .Всё это рождает у детей интерес и любовь к природе .Часть уроков была проведена в виде заочных путешествий и экскурсий. Дети выступали в роли путешественников, врачей. Класс делился на группы-команды: «Хищники» и «Травоядные», «Скворушка» и «Жаворонок» и др. Во время путешествий проводились игры: «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Почемучка», «Счастливый случай».

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЛОК.

Создание благоприятного морального климата и З.О.Ж. семьи у нас обеспечивается за счёт совместного участия взрослых и детей в разнообразных делах. Труд- один из ведущих факторов воспитания у детей правильного представления о здоровом образе жизни .З.О.Ж. немыслим без создания нормальной экологической среды в кабинете. Обстановка, к которой привыкает ребёнок, воспроизводится в дальнейшем в его будущей семье. Грязь, несвежий воздух, не заправленные постели, непродуманный интерьер- к сожалению это достаточно широко распространённое явление во многих семьях. Между тем мы создаём и поддерживаем среду, удовлетворяющую требованиям экологичности и эстетики. Вместе с детьми обсуждаем наиболее целесообразный вариант расположения мебели, наводим порядок, проветриваем комнаты, по возможности подбираем в тон обоям шторы. Комнатные растения помогают поддерживать в кабинете необходимый уровень влажности воздуха. Дети ухаживают за ними. Ничто не влияет на обстановку в семье как подготовка к семейным праздникам (День рождения, Новый год,…). Совместное приготовление подарков сближает старших и младших членов семьи. Когда же проходят праздники, мы читаем и обсуждаем книги. Очень полезны для формирования детской души произведения о бережном отношении к природе. Ребята очень любят М.М. Пришвина, В.Бианки, выражают впечатления от прочитанного на бумаге. А сколько полезных дел ждало нас вне дома! Непосредственный контакт с природой облагораживает детей, формирует у них позитивное отношение к природной среде. Это и совместная посадка кустарников и деревьев, и уход за ними, изготовление кормушек и зимняя подкормка птиц, уход за содержащимися животными: свиньями , кроликами, кошками и собаками.

Особую значимость имеют у нас прогулки в парк. Эти прогулки имеют не только оздоровительные, но и познавательные функции. Например: на прогулке в парк ребята узнают о весенних растениях и необходимости их охраны, о съедобных и ядовитых грибах, о животных, населяющих парк, о роли природы в жизни человека. Т.о. З.О.Ж. в группе- залог счастливой и благополучной жизни ребёнка в гармонии с миром в будущем.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ БЛОК.

Одна из важнейших задач эстетического воспитания в нашем обществе- подготовка человека к восприятию прекрасного в жизни. На уроках развития речи и труда дети знакомятся с названиями растений, учатся ухаживать за ними: правильно поливать, рыхлить землю, удобрять, стирать пыль с листьев, удалять сухие листья.

Весной, во время цветения растений, проводим «Праздник цветов», на котором дети рассказывают о любимом цветке, стихи, проводится конкурс рисунков. Эстетический вкус развивается и в умении красиво одеваться, одеваться со вкусом. Так, в нашей семье проводится смотр верхней одежды, обуви. При подготовке к этому конкурсу у ребят развиваются навыки самообслуживания: пришивание пуговицы, вешалки к куртке, накладывание заплатки. При подведении итогов конкурса выявляем самого чистого и опрятного воспитанника. Элементы эстетического воспитания проявляются и в экологическом образовании школьников, в красоте окружающего мира. Так, на экскурсиях обращаю внимание ребят на конкретные примеры невыполнения правил поведения в природе: показывала берёзу с обломанными ветками, парк покрытый мусором. При этом интересовалась, какие чувства вызывает у детей окружающая природа. Дети отвечали, что нет уже той красоты, «жаль деревья», «грязно и некрасиво». Учащиеся выражали свои эмоции по охране природы в своих рисунках. На экскурсии ребята наблюдали за изменениями, произошедшими в природе со сменой времён года. Всё это прививает любовь к природе и развивает умения видеть красоту.

Не менее значительное место в эстетическом блоке занимают и спортивные занятия. У этого вида деятельности есть специфические задачи, очень важные, но среди них стоит и эстетическая цель: развитие красоты координации движений, правил красивой осанки. Элементы эстетики проявляются и в этическом воспитании(например: сервировка стола). Воспитание красотой- основа добра, которая открывает ребёнку большой и прекрасный мир.

ТРУДОВОЙ БЛОК.

Известно, что фундамент трудовой подготовки закладывается в младшем школьном возрасте. Хорошие результаты в этой работе достигаются, если обоснованно, органично сочетается ряд формирований умений, практических навыков на уроках трудового обучения с непосредственным и систематическим участием детей в посильном общественно-полезном труде.

Общественно -полезный труд в нашей семье проводится в следующих видах работы:

-охрана природы (изготовление кормушек и гнездовий для птиц);

-благоустройсво школьного двора ( выращивание цветов, уборка территории);

-уход за комнатными растениями;

-посильная уборка классного кабинета, в общежитие своих комнат;

-участие в ремонте книг, изготовление поделок на уроках ручного труда и внеучебное время.

Свою работу по трудовому воспитанию ведём так, чтобы труд уже в первые годы обучения в школе стал одним из важнейших среди интересов воспитанников.

В нашей семье большое внимание уделяется воспитанию у ребят чувства ответственности. За основу взяли золотое правило: «Каждой вещи – своё место». Для закрепления этого навыка используем разные формы работы-праздники, игры.

В нашей семье организован стенд «Умелые руки». А руки у детей действительно умелые. Они любят рисовать, лепить, вязать, конструировать, мастерить. В последнее время ребята увлеклись конструированием объёмных игрушек из коробок. Началось с того, что мы предложили воспитанникам собирать коробки и пластмассовые бутылки. А когда предметов накопилось достаточно, началось самое интересное .Дети стали придумывать, что можно сделать из всего этого. Предложения были самые разные. Среди ребят нашлись изобретатели, которые становились инструкторами своего дела. От взрослых требовалась только поддержка. Здесь использовался пассивный метод обучения, предоставляющий больше самостоятельности учащимся. За общей работой дети учатся дружить и помогать друг другу, у них становятся ловкими руки и добрым сердце.

Промежуточным результатом реализации программы послужит проведение акции по благоустройству школьных и жилых комнат школы-интерната с. Родничок « Теплоту и уют наши руки создают».

Пояснительная записка.

В нашей семье 7 человек. Из них 1 девочка и 6 мальчиков. Приходящих (домашних) нет. Дисциплина в классе хорошая: ребята реагируют на замечания, стараются исправить своё поведение, выполняют необходимые требования со стороны взрослых. Учащиеся стараются учиться лучше, аккуратно ведут записи в тетрадях. В нашем классе Вика необучаемая, у Андрея Павлова очень слабые знания по предметам, четыре человека хорошисты.

Наша семья творческая, активная и стремится к новым знаниям. Четвероклассники, решив стать моряками, захотели как можно больше узнать об их службе. Юные моряки распределили роли: среди них был

штурман-

матрос-

юнга-

боцман-

повар-

мичман-

капитан-

Семья распределилась на экипажи, каждому из которых предстояло во время «плавания» выполнить ряд заданий: познакомиться с историей флота, узнать примерное устройство корабля, изучить подводный мир, выполнять простейшие команды. Ход игры отражался на специальной карте-раскладушке. За каждое выполненное задание экипаж получал

флажок с одной из букв, входящих в слово нахимовец. Победителем становился экипаж быстрее других выполнивший все задания и составивший слово нахимовец. Все «нахимовцы» по окончании игры выстраивались на борту импровизированного корабля, поздравляли друг друга с успешным завершением далёкого «плавания», пели морскую песню и танцевали традиционное «яблочко», а затем повар угощал всех праздничным чаем.

В нашей школе-интернате каждый год проводятся месячники по всем предметам. В середине первой четверти был проведён месячник начальных классов. Ребята тщательно готовились к проведению открытого урока, посещению наших уроков другими учителями. Мы проводили открытый урок по чтению. Тема урока была «Народные сказки». Все ребята были задействованы в уроке. В ходе урока мы инсценировали сказку «Лиса и волк», работали по иллюстрациям заранее подготовленным к сказке « Гуси-лебеди», читали и пересказывали др. сказки. В нашей семье очень хорошо рисует Мальцев Андрей, он готовил рисунки к открытому уроку, Акинфиев Андрей выполнял роль командира, он был ответственным за инсценирование сказки. Завершением месячника стал общественный смотр знаний- « Интеллектуальная ярмарка». Главное в нём не сами задания, а главное- в форме организации. В этом коллективном смотре знаний участвовали учащиеся 2, 3, 4 классов, их шефы, учителя, (привлекали родителей). Каждый ученик отвечал на каждой ярмарочной станции на все вопросы, выполнял задания. Если дал правильный ответ, выполнил задание полностью- получал жетон. Было предложено 5 станций. В кабинете 2 класса мы разместили математическую и угадайку, в 3 классе-словесную и читалочку, в 4 классе шифровальную. В каждом кабинете находился учитель, координирующий игру. Судьями выступали учителя средних классов. На каждой станции по трое судей-для 2, 3, 4 класса. Критерии оценок очень простые: за полный ответ даётся один жетон соответствующего цвета. Работа идёт в паре( шеф-подшефный), поэтому учащийся может думать и отвечать в индивидуальном темпе. Самое ценное в такой форме- учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Учёт

возрастных особенностей осуществляется с помощью подбора заданий разной степени сложности. После прохождения всех станций жетоны сдавали учителям. Преподаватели составляли таблицы, выявляли победителей в индивидуальном и командном первенстве.

СТАНЦИИ

Ф.и. учащиегося

Математическая

Угадайка

Словесная

Читалочка

Шифровальная

Благодаря таблице хорошо видно, какой предмет или раздел программы учащиеся усвоили лучше, по какому следует усилить работу. Наша семья набрала наибольшую сумму баллов на станции « Читалочка». Ребята любят читать книги, все они записаны в нашу библиотеку ( Вика рассматривает картинки ).

В марте мы читали ряд произведений писателя В. Бианки. Произведения Бианки нельзя читать не сопереживая. Пусть большинство героев писателя звери и птицы, но они пробуждают у ребёнка человеческие чувства: смелость, находчивость, доброту, стремление к достижению цели.

Первым мы прочитали рассказ « Лесные разведчики». Ребята с большим интересом прослушали этот рассказ-сказку. Они возмутились тем, что сова-неясыть, этот свирепый хищник, никому не даёт пощады, даже родной матери. Надо было видеть лица детей, их реакцию на прочитанное. Дети буквально заразились чтением рассказов и сказок писателя.

Заключительным этапом работы по творчеству В. Бианки был инсценированный показ сказки в детском саду, а Вова Мурушкин предложил провести конкурс рисунков по прочитанным произведениям. Наши замечательные художники — Мальцев Андрей и Мурушкин Вова, оказывали помощь одноклассникам в рисовании рисунков. Эти ребята ходят в кружок « ИЗО-студия».

Большими возможностями для привития трудовых навыков обладают уроки ручного труда. Мы начали с оформления кабинета. Наш кабинет считается одним из лучших в нашей школе-интернате. Командир класса составил график дежурства и ученики стараются поддерживать порядок в классе. А сколько собрали дети природного материала в парке, на речке, в посадках! Семена, каштаны, листья, ветки, цветы- всё

это хранится в кабинете. Вместе с активом класса ( Акинфиев А, Мальцев А.) мы оформили папки « Работы из природного материала», «Аппликации из ткани», «Работы из бумаги и картона». В течении года ребята шили игрушки, изготавливали из коробок, бутылок объёмные игрушки, вязали, делали поделки из глины.

Творческие поделки учащихся украшают школьные выставки, занимают

почётные места на городских и районных мероприятиях.

Члены нашей семьи постоянно принимают активное участие в школьных и внешкольных мероприятиях.

В нашей семье нет лидеров: все ребята дружные, готовы прийти на помощь в любую минуту.

В течении всего года ведётся « Индивидуальный дневник» каждого ребёнка, в котором отмечаются все изменения, результаты наблюдений за учащимся.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебно-воспитательного процесса позволяет сделать работу с детьми более разнообразной, эмоционально-насыщенной.

Работа учителя составлена с учётом возрастных, физических и психолого-педагогических особенностей воспитанников.

Краткая справка.

Младший школьный возраст- это самоценный период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член

классного коллектива, хороший учащийся; начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения. Энергия детства неисчерпаема, надо лишь умело направить её,раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир. Помочь сделать верные шаги в нём призваны школа, педагог, учреждения дополнительного образования. Для того, чтобы глубже узнать своих воспитанников, эффективно помочь им в социальной адаптации , я провела исследовательскую работу с помощью наблюдений,

бесед, анализа детских творческих работ, специально подобранных вопросов, диагностических методик (См.приложение-анкеты).

Итак, на вопрос:»Что волнует, интересует тебя, когда ты думаешь о себе?» 8-летние ребята отвечают:

не очень хорошо учусь;

не люблю, когда мной командуют;

хочу, чтобы меня любили;

хочу быть умным;

у меня не всё получается;

хочу маму, она меня бросила;

хочу стать сильным, чтобы защищаться.

Воспитанникам предлагалось нарисовать портрет, ответить на вопросы: « Кто ты? Какой ты?». Вот такие портреты получились:

Я думаю, что я хороший друг. Не дерусь, помогаю брату.А ещё я весёлый, придумываю разные истории. Учусь не очень. Люблю лепить разных животных, конструировать.

Я красивый. Хочу стать художником, чтобы радовать людей.Я хожу в творческое объединение «Радужный мир» . Мне нравится рисовать.Чтобы стать хорошим художником ,надо учиться в специальном институте. Педагог говорит,что надо много уметь, хорошо учиться, чтобы поступить.

На вопрос: «Что тебе дороже всего в жизни?» -60% ответов третьеклассников были связаны с семьёй:

Веселья, хорошего настроения, радости, улыбок.

Быть вместе, праздники и выходные вместе проводить, играть и гулять.

Чтобы все были здоровы.

Иметь животных( попугаев, кошек, собак).

Обсуждая вопрос:» К кому бы обратился за помощью, советом, поддержкой?», именно к своему учителю и руководителю кружка обратились бы за помощью 91% детей, к другим взрослым 5%.

Игровая методика» В кого бы ты хотел превратиться и почему? Расскажи об этом и поиграй».

Львом,он царь зверей, хочу быть главным.

В кошку,она ласковая, пушистая, домашняя.

В фею, чтобы делать добро, помогать людям.

В человека-паука, он может всё.

Терминатором, он всё может.

Рыбкой, люблю плавать.

Геркулесом, ему никто не страшен.

Если проанализировать детские ответы, увидим, что на первое место выходит необходи- мость защищённости, уверенности в своих силах.

« Если бы ты был волшебником, какие бы три желания выполнил бы?»

(Цель: выявить желания, интересы, направленность ребёнка).

Все ответы разделила на группы:

а) общественно-гравственные:

Чтобы люди дружили.

Не было бы зла на земле.

Сделать всех людей счастливыми.

б) для нашего творческого объединения:

Все хорошо научились рисовать.

Новое оборудование купили.

в) для семьи:

Не ссорились.

Чтобы все были здоровыми.

Сделать ремонт.

Подарки почаще дарили.

Стали богатыми, супербогатыми.

Друг, дружба занимают большое место в жизни младших школьников. Поэтому интересно было узнать:»

Что тебе нравится в друге, с кем бы и почему ты хотел дружить, кого считаешь настоящим другом?»

Вот ответы детей:

- добрый, всегда поможет( большинство);

-умный, много знает, интересно слушать( на втором месте);

-весёлый, выдумщик, рассмешит(на третьей позиции).

Среди других качеств назвали: не обзывается, не предаст, хорошо учится.

Учащиеся с интересом участвовали в «исследовательском» процессе, они пытались осмысливать жизнь, определять своё поведение. Отвечая на вопросы, делая выбор в определённых ситуациях, они упражняются в умении мыслить, анализировать,делать выводы.

В основе направления компетентностно-ориентированного образования, я полагаю, лежит совместная деятельность педагога и ребёнка по развитию у него творческих способностей, к восприятию художественных ценностей, осознанного отношения к социальной, предметной, природной среде. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития.

В своей деятельности определяю ряд наиболее эффективных блоков, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий.