Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 9 «Полянка»

ПРОГРАММА

ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ

для педагогов ДОУ

«Вверх по радуге»

Автор-составитель:

педагог-психолог

Бортникова

Анастасия Сергеевна

Анжеро- Судженский городской округ

2013

Автор-составитель:

Бортникова Анастасия Сергеевна. Педагог- психолог МАДОУ «ДСКВ № 9 «Полянка».

«ВВЕРХ ПО РАДУГЕ» -программа тренинговых занятий для педагогов ДОУ. 2013. – 21 с.

«ВВЕРХ ПО РАДУГЕ» -программа тренинговых занятий для педагогов ДОУ , цель которой профилактика профессионального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения.

Пояснительная записка.

На современном этапе развития общества растет потребность в образовательных реформах, которые должны нести в себе не только большой потенциал развития и обучения, но и позволят сохранять здоровье всех участников образовательного процесса.

Одним из важных условий для удовлетворения этих потребностей является профессиональная компетентность, физическое и психическое здоровье педагогов, а также их устойчивость к развитию негативных профессионально обусловленных состояний. Что представляется достаточно сложным для исполнения в связи с высоким уровнем эмоциональной напряженности профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью не только за результаты труда, но и за жизнь и здоровье обучающихся и/или воспитанников.

Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека. Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия — одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию профессиональному выгоранию. Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.

 Выделяют социально-психологические и личностные, профессиональные факторы, влияющие на развитие выгорания. Б.П. Бунк и В. Хоренс отметили, что в напряжённых социальных ситуациях у большинства людей возрастает потребность в социальной поддержке, отсутствие которой приводит к негативным переживаниям и возможной мотивационно-эмоциональной деформации личности. То есть наличие чувства принадлежности к группе, сплоченность коллектива – профилактическая «мера» для синдрома выгорания.

Сплоченная, дружная команда педагогов, работающая с единой целью, в которой каждый сотрудник готов прийти на помощь коллеге (а не наличие конкуренции в коллективе) – это половина успеха любого дела. Но коллектив ДОУ №9 «Полянка» столкнулся с проблемами в данной сфере: это, во-первых, разновозрастной коллектив. Во-вторых, коллектив был разделён на тех, кто работает в ДОУ всю жизнь в должности воспитателя и тех, кто решил сменить свою профессию на воспитателя только недавно.

Исходя из вышесказанного, работа педагога-психолога ДОУ №9 «Полянка» с педагогическим коллективом была ориентирована на сплочение. К тому же товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь должны помочь сформировать хороший социально-психологический климат в данном коллективе.

Как отмечает практике наиболее уязвимы- находятся в «группе риска»- профессиональному выгоранию те, кто реагирует на стресс агрессивно, несдержанно, не владеют способами снятия психоэмоционального напряжения. В частности не придают большого значения релаксации и рефлексии.

Поэтому, чтобы стимулировать рост качества жизни и профессиональной деятельности педагога, продлевать его нахождение на пике профессионального и личностного расцвета, необходимо решать проблему профессионального выгорания с разных сторон. 

Нами предпринята попытка создания Программы тренинговых занятий с педагогами ДОУ «Вверх по радуге», согласно которой работа с педагогами построена на моделировании ситуации, в которых участники за короткий срок могут почувствовать, чем хороша командная работа, что она из себя представляет, какие результаты приносит по сравнению с индивидуальной. Так же во время тренинга участники смогут активно обучаться навыку работы в команде, взаимопомощи и поддержке, приемам и способам снятия напряжения.

Следует отметить тот факт, что люди проявляют себя на тренинге гораздо более активно и ярко, чем делают это на работе, таким образом можно разглядеть в коллегах новые грани, возможности, таланты. Так же можно увидеть, кто является лидером в коллективе, кто не боится брать на себя ответственность, кто незаметно вносит раздор, чья деятельность объединяет людей, а чья направлена на достижение исключительно своих целей, что является лучшей мотивацией и т.д.

Цель программы: профилактика профессионального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи программы:

- формировать благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе;

- обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;

- развивать коммуникативные навыки педагогов;

- воспитывать у членов педагогического коллектива доверие к себе и другим, умение действовать внимательно по отношению к окружающим;

- расширять представления педагогов о себе и , помогать им увидеть себя с другой стороны;

- тренировать умение педагогов слушать и точно передавать послания;

- обучать методам снятия мышечного напряжения и расслабления;

- развивать у педагогов способность к сплочению, сотрудничеству, взаимодействию;

- формировать у педагогов умения принимать совместные решения и находить подходящую стратегию для решения той или иной задачи.

Ожидаемые результаты внедрения программы:

Улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе;

Сформированность начальных навыков рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.

Раскрытие внутренних потенциалов личности педагога.

Повышение мотивация педагогов к участию в работе тренинговых групп, как возможности самопознания и саморазвития.

Программа состоит из 9 занятий. Занятия проводятся в течение учебного года по одному разу в месяц. Продолжительность занятий от 1 до 1,5 часов. Структура каждого занятия определяется тремя частями: вводной (ритуал приветствия), основной (игры и упражнения по теме) и заключительной (ритуал завершения).

В ходе работы используются игровые методы, арттерапевтические и релаксационные техники, психогимнастические упражнения и элементы тренинга общения.

Данная программа составлена на основе работ Фопеля К., Поповой Л. Н., Киселёвой М. О., Лопатиной А., Скребцовой М..

Перспективный план

Тема

Дата проведения

Ответственный

Вводное занятие

1. Для чего я здесь? Мне это не надо!

Сентябрь

Педагог-психолог

2. Посмотри на меня по другому

Октябрь

Педагог-психолог

3. Верь мне, моему слову, моим делам.

Ноябрь

Педагог-психолог

4. «Я» или «МЫ» ?

Декабрь

Педагог-психолог

5. Пойми меня.

Январь

Педагог-психолог

6. Энергия группы.

Февраль

Педагог-психолог

7. Как дела? – Спасибо, хорошо.

Март

Педагог-психолог

8. С полуслова.

Апрель

Педагог-психолог

9. Без труда.

Заключительное занятие.

Май

Педагог-психолог

Вводное занятие.

Цель: знакомство с членами педагогического коллектива, ознакомление с целями, задачами тренинга и формулирование основных правил работы по данной программе.

Оборудование: ватман, маркер.

Содержание занятия:

Перед началом работы по программе происходит знакомство: педагог-психолог представляется и рассказывает немного о себе и о целях и задачах тренинга, затем каждый из участников называет своё имя и немного говорит о себе. Для этой цели может быть использована любая игра на знакомство: «Меня зовут, я…», «Самопрезентация», «Магия нашего имени», «Встреча» и т. д.

После знакомства обговариваются правила, они могут быть прописаны заранее педагогом-психологом, или же придумываться педагогическим коллективом совместно (этот вариант выбран для работы по данной программе). Правила могут быть любыми (не кричать друг на друга; выключить мобильные телефоны; слушать друг друга, не перебивая; говорить только от своего лица и т.д.).

Однако, следует учитывать тот факт, что если правила предлагаются всеми участниками, то педагог-психолог обязан спросить все ли согласны с этими правилами и только после того, как все согласятся, он записывает их (необходим ватман и маркер). С этого момента они вступают в силу.

Занятие №1

Для чего я здесь? Мне это не надо!

Цель: создание в группе педагогов спокойной атмосферы и мотивации к дальнейшей работе.

Содержание занятия:

1. Ритуал приветствия « Комплимент»

Педагоги образуют круг. Педагог-психолог поворачивается к соседу справа и говорит ему комплимент. Сосед благодарит и поворачиваясь дальше делает комплимент следующему участнику. Упражнение продолжается до тех пор, пока комплименты не будут сказаны всем педагогам.

2. Упражнение «Медные трубы»

Участники образуют два круга, стоя лицом друг к другу и образуя пары. Один партнёр говорит комплимент своему коллеге. Тот отвечает: «Да, конечно, а я ещё…», называя то, что ценит в себе. Роли меняются. Затем участники делают шаг влево, образуя новую пару, и игра повторяется. Упражнение проводиться до тех пор, пока не будет сделан полный круг.

3. Упражнение «Измерим друг друга»

Участники делятся на две команды. Объясняются правила: команды должны встать так, чтобы имеющие наибольшее количество братьев и сестёр стояли впереди, а обладатели наименьшего количества – позади. Когда команда решит, что стоит правильно, её участники должны встать руки по швам и крикнуть: «Сделано!». Прежде, чем педагог-психолог объявит новый критерий построения, надо дать оставшейся команде время построиться. Необходимо проверить правильность построения первой команды.

4. Релаксационное упражнение «Уйти, чтобы остаться»

Педагог-психолог даёт следующую инструкцию: «Садитесь или ложитесь поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких выдоха. Вспомните момент, когда вы ощущали состояние полной удовлетворённости. Вспомните как вы тогда ощущали себя. Как двигались? Как дышали? Есть ли какая-нибудь поза, соответствующая этому состоянию? Примите эту позу и сделайте три глубоких вдоха, представив своё дыхание как три огромных волны, на гребне которых вы находитесь и, которые уносят вас глубоко в ваш внутренний мир…..

5. Ритуал прощания.

Педагоги садятся в круг и делятся своим мнением о проведённых упражнениях, а также чувствами и эмоциями, которые они испытали на занятии.

Занятие №2

Посмотри на меня по- другому

Цель: развитие коммуникативных навыков у педагогов.

Оборудование: стеклянная бутылка.

Содержание занятия:

1. Ритуал приветствия « Комплимент»

2. Упражнение «Тройки»

Педагог-психолог просит группу разбиться на микрогруппы по три человека в каждой. Участникам предлагается выбрать себе в партнёры кого-нибудь из тех, кого они не знают, но с кем хотели бы познакомиться поближе. Затем на протяжении пяти минут каждый участник рассказывает двум своим партнёрам себе. При этом партнёры могут задавать говорящему вопросы. После того, как каждый в тройке рассказал о себе, каждому участнику придумывается прозвище, например, «Карл Смелый». Эти прозвища должны подчёркивать лучшие качества участников. Затем все смешиваются в одну группу и становятся в круг. Все участники поочерёдно делают шаг вперёд и громко называют своё прозвище. Остальные участники группы хором повторяют прозвища.

3. Игра «На вокзале»

Участники распределяют между собой роли. Педагог-психолог рассказывает историю. Каждый раз, когда в ней упоминается определённый персонаж, участник, который исполняет эту роль, должен произносить соответствующие звуки или слова.

Работник перрона: «Назад!»

Продавец мороженного: «Шоколадное мороженное!»

Мужчина с чемоданом: «Всего хорошего!»

Вокзальные часы: «Тик-так!» и т. д.

Ролей должно быть столько, чтобы были задействованы все участники.

4. Упражнение «Бутылочка»

Вся группа садиться в круг, в центр которого педагог-психолог кладёт стеклянную бутылочку. Один из участников выходит в центр круга и говорит задание: «Тот, на кого сейчас укажет булка, должен будет нам рассказать, каким было его первое впечатление обо мне» (чем он особенно гордиться, кто мешает ему своим присутствием, пришёл ли он сюда по собственному желанию и т. д.). задания могут включать в себя не только просьбы рассказать, но и показать.

5. Релаксационное упражнение «Волшебное Я»

Психолог : «Сегодня я вам предлагаю путешествие в волшебный лес. Сейчас вы закроете глаза, откроете, и мы все перенесемся в него. Каково вам в лесу? Теперь, для того чтобы обрести сторонников и друзей, мы должны познакомиться со всеми обитателями. Так, для того чтобы познакомиться с птицами, мы должны сами превратиться в птиц». (педагоги изображают птиц). Так по очереди все превращаются в разных обитателей леса, включая грибы и растения. Потом предлагается нарисовать себя в виде любого растения. Рисование происходит под музыку. После этого рисунки обсуждаются.

6. Ритуал прощания.

Занятие №3

Верь мне, моему слову, моим делам.

Цель: воспитание у членов педагогического коллектива доверия к себе и другим, умения действовать внимательно по отношению к окружающим;

Оборудование: повязки на глаза на каждого участника занятия, мякиши в количестве равном количеству присутствующих педагогов.

Содержание занятия:

1. Ритуал приветствия « Комплимент»

2. Упражнение «Всадники и кони»

Педагоги разбиваются на пары и договариваются, кто из них будет конь, а кто всадник. «Кони» закрывают глаза, а всадники встают позади них, держа за локти своих «коней» и управляют ими так, чтобы не произошло столкновения.

3. Упражнение «Оберегающий круг»

Водящий стоит в центре круга, который образуют участники, стоя на расстоянии 2-х метров друг от друга. Стоящий в центре закрывает глаза, три раза поворачивается вокруг своей оси и затем бежит с закрытыми глазами в любом направлении. Игроки в круге пытаются поймать его и мягко остановить, развернуть и направить по другому пути, где он опять наткнётся на другого ловца. Необходимо объяснить участникам, что группа в целом отвечает за безопасность водящего игрока. Все должны постоянно следить за ним и вовремя останавливать. Важно, чтобы возможность побегать была у всех участников.

4. Упражнение «Артобстрел»

Участники разбиваются на пары. Один из партнёров надевает на глаза повязку и берёт в руки два метательных снаряда. Другой партнёр становиться его тренером, но ему запрещено прикасаться к снарядам. «Слепой» должен бросать снаряды, подбирать их и при этом стараться, чтобы в него не попали. Тренер не может прикасаться к своему партнёру, но может разговаривать с ним, указывая ему направление броска и давая советы. «Слепой» также может разговаривать. У каждой пары есть цель – поразить «слепого» из другой команды. Если снаряд попадает в тренера, это засчитывается как недочёт стрелявшей команде.

5. Релаксационное упражнение «Золушкина туфелька»

Упражнение для мышц ног. Психолог: « Представьте: утром раздается звонок в дверь. Вы открываете дверь, а там слуги короля, которые любезно просят померить хрустальную туфельку. Вы знаете, что на балу- то в и не были и туфелька вам явно мала, но не можете отказать от удовольствия померить хрустальное творение. Напрягите сразу все мышцы ног — от пяток до бедер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние, стараясь прочувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. Повторите 3 раза. Обсуждение.

6. Ритуал прощания.

Занятие №4

«Я» или «МЫ» ?

Цель: расширение представлений педагогов о себе и развитие у них способности увидеть себя с другой стороны;

Оборудование: листы бумаги на каждого участника занятия, цветные карандаши, фломастеры, пастель.

Содержание занятия:

1. Ритуал приветствия « Комплимент»

2. Упражнение «Дерево жизни»

Педагог-психолог предлагает педагогам нарисовать дерево своей жизни по следующей схеме:

корень – цель и смысл вашей жизни;

ствол – ваше представление о себе;

ветви – качества, которые вы хотели бы иметь, ваши мечты и желания;

плоды – качества, которые вы уже имеете, исполненные мечты и желания.

Обсуждение «деревьев жизни» с выявлением общих тенденций.

3. Упражнение «Поиск сходства»

Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе.

Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.

Упражнение эффективно, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

Обсуждение: Педагог-психолог должен постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

4. Упражнение «Рисуем друг друга»

Педагог-психолог предлагает участникам занятия нарисовать кого-либо из группы. Это может быть ассоциация с цветком, растением, животным, насекомым и т. д. Главное правило: рисунок должен отражать самые яркие черты характера рисуемого. Затем по рисункам друг друга педагоги пытаются угадать, кто именно нарисован на том или ином рисунке.

5. Релаксационное упражнение «Белое облако».

Психолог: « Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный теплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его простой красоты. Вы видите, как оно медленно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Вы в ладу с самим собой. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы в полном согласии с самим собой. Представьте себе, что вы медленно встаете. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец, вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него и сами становитесь маленьким белым облачком. Теперь и вы — маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе.»

6. Ритуал прощания.

Занятие №5

Пойми меня.

Цель: развитие невербальных средств общения и понятия существующих трудностей в общении у некоторых людей.

Оборудование: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Содержание занятия:

1. Ритуал приветствия « Комплимент»

2. Упражнение «Толстое стекло»

Участники делятся на группы по 2-3 человека. Им предлагается представить, что они общаются друг с другом через толстое стекло, т. е. они видят друг друга, но не слышат. С помощью мимики и жестов каждой группе необходимо донести некую информацию до всех участников, например:

* «Вчера посадила на даче картошку, а сегодня георгины»;

* «Я скоро поеду в Париж. Что тебе купить?»;

* «Объелась клубники, не могу пошевелиться»;

* «Ты пойдёшь на дискотеку в субботу?» и т. д.

3. Упражнение «Вавилонская башня»

Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание, которые кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, и обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.

Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).

В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

Обсуждение.

4.Релаксационное упражнение «Дыхание плача». 

Психолог: «Представьте себе, что вы плачете — делаете вдох, на всхлипе. После вдоха — паузы нет, сразу делаете продолжительный выдох (можно произносить звук «хооо», «фууу», «фффф»). После выдоха следует естественная пауза 1-2 с (в это время не дышать). После этого снова сделать короткий вдох».

5. Ритуал прощания.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст