Задачи:

формирование представления детей о лекарственных растениях и их целебных свойствах; формирование умения ухаживать за растениями, выбирать способы ухода за ними; воспитание заботливого и бережного отношения ко всему живому.

Ход прогулки:

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, у нас на участке растут — подорожник, календула, крапива (предложить детям рассмотреть каждое растение). Это лекарственные растения. Прочитать стихотворение:

Много трав растёт полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

И ромашка, и крапива,

Подорожник молодой.

Как вы думаете, почему они называются лекарственными растениями? Как люди используют эти растения?

Ответы детей.

Воспитатель:

Все лекарственные растения – дикорастущие, их собирают в лесу, на лугах и используют как лекарства от различных болезней. У различных растений используют различные части: это могут быть листья, цветы, стебли, плоды. Раньше люди собирали и сушили травы для себя сами. А сейчас мы покупаем эти травы в аптеках, уже высушенные и готовые к употреблению.

Рассматривание подорожника:

Воспитатель:

Ребята, это растение, как вы уже знаете, называется подорожник. Назвали это растение так за то, что селится по разным дорогам. Прочитать стихотворение:



Шагаешь берегом реки

Или лесной дорожкой,

Всегда встречаешь ты в пути



Растенье подорожник.

Это многолетнее растение, высотой 40 см. Лист подорожника большой, продолговатый с толстыми прожилками. В начале лета над листьями подорожника поднимаются стрелочки-стебельки, на верхушке каждой такой стрелочки мелкие цветочки, собранные в узкий колосок, цветочки эти совсем неприметны, затем в колосках созревают семена.

Листья подорожника используют в виде примочек для заживления ран. Препараты из листьев подорожника оказывают противовоспалительное, болеутоляющее действие. Так же используют для лечения органов дыхания в качестве отхаркивающего средства.



Рассматривание крапивы:

Воспитатель:

А как называется это растение?

Ответы детей: крапива.

Воспитатель:

Ребята, как можно быстро определить, что это крапива?

Ответы детей: по жжению.

Воспитатель: Правильно. Крапива распространена повсеместно как сорное растение. Листья и стебли покрыты множеством жгучих волосков. Для медицинских целей используют листья крапивы. Крапиву используют как кровоостанавливающее средство, для лечения желудочных заболеваний; из неё приготавливают витаминный чай, витаминные борщи и салаты.

Рассматривание календулы:

Воспитатель:

Ребята, а это лекарственное растение называется календула, ещё его называют ноготками. Рассмотрите внимательно цветки календулы – они ярко оранжевого цвета с жёлтой серединкой, лепестки мелкие и собраны в чашечку, слегка опушены. Целебными свойствами обладают именно цветки этого растения, которые используют как противовоспалительное, ранозаживляющее, бактерицидное средство.

В процессе проведения прогулки загадать детям загадки:

Злая, как волчица, жжётся, как горчица!

Что это за диво? Это же — … (крапива)!

Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог.

Он однажды людям добрым раны вылечить помог.

(подорожник)

Семена, как коготки,

Жёлто-красные цветки,

От горла помогают

Кто же их не знает. (календула)

Провести дидактическую игру «Третий лишний» (растения).

Воспитатель:

Ребята, я буду называть вам растения, а вы будете выбирать, какое из этих растений лишнее:

Подорожник, гладиолус, календула.

Крапива, подорожник, берёза.

Календула, сирень, акация…

И т.д.

Провести подвижную игру «Найди своё лекарственное растение». Учить детей различать лекарственные растения, действовать по сигналу; упражнять в беге; развивать наблюдательность.

На земле разложить изображения лекарственных растений, предложить детям встать вокруг них. Как только зазвучит бубен, дети начинают двигаться по участку, по сигналу воспитателя (удар в бубен три раза и произнесение слов: «Раз, два, три!»), дети должны занять место, где они стояли изначально.

Трудовая деятельность:

Воспитатель:

Ребята, а как вы думаете, надо ли ухаживать за лекарственными растениями?

Ответы детей: конечно.

Воспитатель:

Ребята, я предлагаю вам полить растения, взрыхлить вокруг них почву, удалить сорняки.

Индивидуальная работа:

Проведение дидактической игры «Узнай по описанию».