Конспект СОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Ознакомление со свойствами воздуха».

Программное содержание:

Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Закрепить понятия о живой и не живой природе.  Дать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле; пополнить знания детей о воздухе – невидимый, бесцветный, может передвигаться, в воде виден в виде пузырьков. Расширить представления о движении воздуха, о природном явлении, о знании воздуха для человека.

Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность, желание беречь её. 

Словарная работа:эколог, вентилятор, прозрачный, невидимый.

Раздаточный материал: бейджики на каждого ребенка; у каждого ребенка: полиэтиленовый мешочек, парашют, кораблики из грецкого ореха, рисунки с изображением разных времен года, полоски бумаги, веер.

Демонстрационный материал: аквариум с водой, целлофановый мешок с кубиками, стеклянный стакан, пластилин, сухая салфетка, парашют с парашютистом, иллюстрации с изображением города с заводскими трубами, грамоты с печатью «Нобелевская премия».

Предварительная работа: экскурсия в водоему, посещение «Экологического музея города», посещение выставок «Подводный мир», «Наши пресмыкающие», «Чудо морского дна». Занятия: «Планета земля в опасности», «Почему белые медведи не живут в лесу?», «Незнайкин клад», «Заводы и фабрики» и т.д. Цикл наблюдений за живой и не живой природы.

Используемая литература: «Программа воспитания в детском саду» М.А.Васильевой, «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н.Николаева, «Из чего сделаны предметы» О.В.Дыбина, «Экологический букварь» С.В.Рянжин, «Коллективное творчество дошкольников» А.А.Грибовский, «Воспитатель ДОУ» N2, 9,12 —  2008 года, «Дошкольное воспитание» N5, 7,11 – 2005 года, «Ребенок в детском саду» N3,4,6,8,9 – 2004год, N6 – 2006 год, «Обруч» N6 – 2009год, «Дошкольная педагогика N3 – 2007год.

Ход занятия:

Группа оформлена  в виде исследовательского кабинета.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»

- Ребята, послушайте музыку, что вы представили?

- А что такое живая природа? (то что есть, приносит потомство, рождается, умирает).

- А что относится к живой природе?  (лес, цветы, человек, животные). 

- А теперь назовите предметы, которые относятся к неживой природе (вода, лес, снег, солнце, воздух, камни).





-А почему мы их относим к неживой природе? (они не растут, не дышат, не приносят потомства).

- Давайте проверим это проведя игру «Ответь правильно!» — если предмет живой природы – хлопаем в ладоши, неживой – не хлопаем  (человек, солнце, кашка, дождь, воздух). 

- Сегодня на занятии мы побеседуем о том, что такое воздух, поговорим для чего нужен воздух. Показать детям рисунки с изображением города и заводских труб.

- Ребята, посмотрите на эти рисунки и скажите, что здесь случилось? Какой здесь по вашему воздух? Почему?

- Ребята, и в нашем городе есть заводы. А какие заводы есть в городе? А что выпускается в нашем городе? И чтобы такого не было за чистотой воздуха следят экологи.

- Кто такие экологи? (люди, изучающие природу, связи между природой).

— Повторим – экологи. 

- Экологи проводят различные опыты. Во время опытов они надевают белые халаты и получают опознавательные значки, которые прикрепляются на груди, где написано фамилия, имя ученого. Сегодня мы тоже будем экологами «Исследователями воздуха».                                                  

— Дети, а что такое воздух? (воздух, то чем мы дышим)

— А кто дышит воздухом? (человек, животные, птицы, растения) 

— А можно жить без воздуха?

- Почему? (для жизни всей природы воздух нужен также, как вода, еда. Если бы не было воздух, то не было бы и жизни, ни птиц, ни людей, ни растений).                                                              

— Дети, а где есть воздух? (на улице, дома)

- Давайте это проверим: наберите побольше воздуха и попробуйте не дышат. (без воздуха нам очень трудно)

— Значит, ребята воздух есть везде. 

— Наши экологические опыты мы с вами продолжаем.

Опыт  N 1

- Перед нами целлофановые мешки и кубики. Заполните целлофановые мешки кубиками. Что случилось с мешком?  (он стал выпуклым).

- Если мы еще добавим кубики в мешок что случится с мешком?  (стал еще больше).

— Это от  чего зависит? (от того сколько положили мы кубиков).

- А сейчас возьмите еще один целлофановый мешок. Посмотрите и ответьте есть что –  нибудь в них? (нет).

- Раскройте мешочек и скрутите отверстие снизу. Что случилось с мешочком? (мешочек стал выпуклым). 

— Почему он стал выпуклым, когда в нем ничего нет?  (там воздух).

— А мы видим этот воздух? (нет, не видим, но воздух есть везде).

Опыт N2

- Ребята передо мной аквариум с водой. Посмотрите на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переверну стакан вверх дном и аккуратно опущу её, держа прямо в аквариум с водой.

- Дорогие экологи, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в стакан? (достаю стакан). А салфетка, какая? (сухая).  

— Почему?

— Значит воды в стакане не было?

— Что помешало намочить салфетку? (воздух).

- Значит хотя воздух и невиден. Все же его можно обнаружить и узнать, что воздух – прозрачный, невидимый.

Физминутка на дыхание:  «Надуваем быстро шарик, он становится большой. Вдруг шарик лопнул, воздух вышел – стал он тонкий и худой.

Наш экологический совет продолжается.

Опыт N3

— Воздух можно ощущать и по-другому.

- Для этого подвиньте стакан с водой, опустите конец соломки в воду и подуйте осторожно. Что появилось в стакане? (пузырьки воздуха)

- Правильно, мы выдыхаем воздух, который в воде виден в виде пузырьков.

-  Уважаемые экологи, а сейчас проведем игру «Хорошо — плохо». Когда вода – почему хорошо? Когда вода почему – плохо? (затоп, грязная вода, аварии).

Опыт N4

— А сейчас юные экологи возьмите полоску бумаги и подуем на нее.

— Что случилось? (полоска отклонилась).

— Что это значит?

- Правильно, воздух перемещается, т.е. заставляет двигаться. (показать рисунок парусной лодки, вертушку – все эти предметы заставляет двигаться воздух).

Опыт N5

- А сейчас мы попробуем отпустить кораблики в ванночку с водой. Сначала подул тихий ветерок (дуем тихо), но вдруг подул сильный ветер. Ну, вот стих ветер.

- Что мы заметили ребята? (воздух перемещается и заставляет двигаться парусник).

Физминутка: «Лодочка»

Две ладошки я сожму 

И по морю поплыву.

Две ладошки, знаю я, -

Это лодочка моя.

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

Опыт N6

- У меня два одинаковых по размеру и весу груза. На один груз прикреплен парашют, а другой нет. Пролетел самолет и сбросил грузы с одинаковой высоты. Смотрите, как падают грузы? Почему один груз падает быстро, а второй медленно? (воздух не дает второму грузу быстро упасть, т.к. парашют опирается о воздух, поэтому падение задерживается).





- Что такое парашют? (это устройство для торможения).

- Молодцы ребята.

Опыт N7

- А сейчас юные экологи отгадайте загадку:

Гуляет в поле, да не конь.

Летает на воле, да не птица. (Ветер)

- На улице бывает ветер. А как мы дома можем создать ветер, когда жарко? (использовать ветер).               

- Возьмите веер и попробуйте помахать слегка на себя. Что вы почувствовали? 

- А что используют в больших помещениях, когда бывает жарко? (вентилятор).

- Молодцы юные экологи, спасибо вам за работу. Вот сегодня мы еще раз смогли провести исследование воздуха и пришли к выводу: что воздух невидимый, бесцветный, прозрачный, перемещается, заставляет двигаться.  

- За вашу хорошую работу вам присвоили нобелевские премии. Вот они. 

— Молодцы!