СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ

Г.З. Львова, воспитатель

МДОУ №105, г. Тверь

Способы формирования грамматически правильной речи определяются знаниями общих закономерностей развития речи, уровнем грамматических навыков детей и причин грамматических ошибок.

Для формирования грамматически правильной речи необходимо: —создание благоприятной языковой среды, —обучение детей трудным грамматическим формам, —формирование грамматических навыков в практике речевого общения;

—исправление грамматических ошибок.

Выясним способы формирования грамматической стороны речи у детей с речевой патологией.

Создание благоприятной языковой среды — одно из условий грамотной речи детей. В силу большой подражательности ребенок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом. В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи взрослых.

Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.

На занятиях по развитию речи дети усваивают те грамматические формы, которые невозможно усвоить в повседневном общении. В основном это самые трудные, нетипичные формы изменения слов: образование повелительного наклонения глагола (езжай, ляг, беги, ищи, рисуй), изменение существительного в родительном падеже множественного числа (сапог, этажей, медведей), употребление разноспрягаемого глагола хотеть и





др.

На занятиях дети учатся изменять слова (морфологии), строить предложения (синтаксису) и образовывать формы слов (словообразованию). Эти задачи реализуются в комплексе, во взаимосвязи и взаимодействии с решением других речевых задач.

В усвоении грамматических средств и способов языка можно выделить несколько этапов.

Вначале перед детьми ставится задача понимать смысл сказанного. Далее — заимствовать грамматическую форму из речи окружающих.

Более сложная задача — самостоятельно образовывать формы нового слова по аналогии со знакомым (жеребята, медвежата по аналогии со слово — формой котята).





И, наконец, более трудная задача — оценивать грамматическую правильность своей и чужой речи, определять, можно или нельзя так сказать (А. Г. Арушанова — «Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи» (1993)). СИ

Среди занятий, направленных на обучение детей грамматическим навыкам, можно выделить следующие:

1. Специальные занятия по формированию грамматически правильной речи. На таких занятиях предусматривается работа по всем направлениям: по обучению трудным грамматическим формам, по словообразованию, по построению предложений. 2. Часть занятия по методике развития речи. а). Грамматические упражнения проводятся на материале занятия.

Например, в процессе рассматривания картины «Кошка с котятами» можно:

—упражнять детей в употреблении трудных форм (котята, котенок, у котенка не видно лап);

—предложить детям составить простые предложения о котятах («Что делает черный котенок?; Что делает рыжий котенок?»).

б). Грамматическое упражнение может быть частью занятия, но не связанной с его программным содержанием.





Например, детям предлагается ответить на вопросы:

—Большой, деревянный, красивый. Это дом или домишко?

—Как можно сказать про домишко?

На занятиях по другим разделам программы воспитания и обучения постоянно представляется возможность упражнять детей в правильном употреблении грамматических форм и использовании синтаксических конструкций.

В процессе развития элементарных математических представлений дети с ОНР упражняются:

в правильном сочетании числительных и существительных: пять ка рандашей, шесть утят, три ежа, пять ежей;

определяя величину предмета, образуют сравнительную степень прилагательного: длиннее, короче, выше, ниже;

сравнивая рядом стоящие числа, учатся изменять числительные и строить простые конструкции шесть больше пяти на один; пять меньше шести на один.

При ознакомлении с природой дети упражняются:

в употреблении сравнительной и превосходной степеней прилагательного: осенью дни короче, ночи — длиннее; зимой — самые короткие дни, самые длинные ночи;

в употреблении глаголов: весной — день удлиняется, ночь укорачивается; осенью — листья опадают, трава вянет; весной — набухают

почки, распускаются листья, зацветают цветы.

При планировании занятий важно правильно определять программное содержание. Рекомендуется отбирать те формы и те способы их образования, которые затрудняют детей. Существуют разные точки зрения на отбор программного содержания для одного занятия. Некоторые считают, что следует выбирать только одну задачу (употребление существительных множественного числа в родительном падеже — карандашей, лошадей или др.), так как узкое содержание позволяет концентрировать внимание детей на нужном материале.

По мнению других, языковой материал для занятий необходимо отбирать таким образом, чтобы у ребенка была возможность сопоставить разные формы. Наряду с трудной формой следует брать и легкие, хорошо усвоенные детьми (блюдце — блюдец, матрешка — матрешки — матрешек).

Материал для упражнений подбирается так, чтобы были представлены не только слова одной грамматической формы или одной грамматической категории, но и близкие им, уже известные детям.

Для прочного усвоения предложенного материала, для выработки динамического стереотипа на различные грамматические конструкции необходимо многократное повторение трудных форм. Продуктивнее всего повторять одно и то же программное содержание, используя разные приемы: в новой игре, в дидактическом упражнении и др.

Важным условием усвоения ребенком грамматического строя языка является формирование ориентировки в звуковой форме слова, воспитание у детей внимания к звучанию грамматических форм.

Список использованной литературы

Алексеева М.М., Яшина В.И. — «Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников»; М., «Академия», 1997.

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. — «Русский язык» (теория); М. «Просвещение», 1993.

Белякова Л.И. — «Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с речевой патологией»; М. «Просвещение», 1987.

Большакова Е.С. — «Работа логопеда с дошкольниками (игры и упражнения)»; М.,«Просвещение», 1996.

Бородин A.M. — «Методика развития речи детей»; М., «Просвещение», 1981.

Волкова Л.С., Шаховская С.Н. — «Логопедия»; М., ГИЦ «ВЛАДОС», 2003.

Гвоздев А.Н. — «Вопросы изучения детской речи»; М., АПН РСФСР, 1961.

Глухов В.П. — «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием»; М., АРКТИ, 2002.