СПОСОБЫ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА.

Проводимые наблюдения за детьми четвёртого года жизни, которые только начали посещать детский сад позволили сделать следующие выводы. Дети четвёртого года жизни выбирают различные способы сближения с окружающими:

Спонтанный способ установления контакта.

Такие дети без страха и открыто обращаются к другим детям, заговаривают или вступают в невербальный контакт. Для них характерен телесный контакт со сверстниками, которые им симпатичны (обнимают детей, гладят). Дети этого типа активно вступают в контакт с детьми, подключаются к их играм. Такие ребята мирно решают конфликты, проявляя готовность к взаимопониманию.

Агрессивный способ установления контакта.

К этому типу относятся дети, которые ведут себя агрессивно, толкаются, дерутся, кусаются, обзываются. Такое агрессивное поведение имеет различные причины:

А) Агрессия как игра.

Такие дети, агрессивно играя, испытывают свою силу.

Б) Агрессия как защита от опасности.

Такие дети, как правило, испытывают страхи и комплексы и единственным путём защиты себя является агрессия.

В) Агрессия в результате разочарования.

Такие дети, если не получают желаемых результатов от деятельности, то они пытаются компенсировать за счёт мести свои разочарования.

Г) Агрессия как способ проверки силы других детей.

Д) Агрессия от недостатка внимания (привлекают к себе внимания с помощью агрессии).

Агрессивное поведение нуждается в коррекции, наблюдении, контроле.

На основании своего опыта, знаний, умений и навыков воспитатель может повлиять на повышение самооценки агрессивных детей и на усиление их чувства самосознания. Таких детей следует чаще хвалить, учить их правильно решать конфликты, формировать чувство успешности, умение соблюдать правила. Стараться не наказывать, а давать возможность исправлять свои ошибки. Воспитатель должна сама играть с такими детьми, показывая способы игры, а также привлекать в игру активных и доброжелательных детей, чтобы те объясняли правила. Необходимо подчёркивать положительные качества агрессивных детей.

Пассивно-наблюдательный способ установления контакта.

Дети с таким поведением занимают выжидательную позицию и наблюдают за играми других детей. Такие дети не идут на активное сближение, но дают себя вовлечь в игры.

Это замедленное установление контакта. Такие дети сконцентрированы на себе, а потом начинают выступать в роли пассивного наблюдателя. Игровые контакты возникают по прошествии времени. Воспитателю следует прилагать усилия к тому, чтобы у данных детей возникли взаимоотношения с другими детьми. Нужно подумать о том, как создать возможности для активного участия этих детей в групповых занятиях ( может это будет новая игрушка, а может и просьба к такому ребёнку, чтобы тот помог решить ситуацию). Приёмы зависят от конкретного ребёнка.

В группе много детей, много личностей, к которым нужно привыкнуть, которые по разному развиваются и требуют индивидуального подхода.