СЦЕНАРИЙ НООД на тему: «ВОЗДУХ – НЕВИДИМКА» (средняя группа) воспитатель – ЧУДАЕВА М.А.

апрель 2013 года

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

- Познакомить детей со свойствами воздуха, подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас.

- на основании элементарных опытов дать представление о том, что воздух занимает определенное место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, а также дать представление о том , что ветер — это движение воздуха.

-способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

-способствовать развитию познавательного интереса;

- обобщить и уточнить ране полученные знания о воздухе.

-учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности, расширять кругозор;

- Развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

- Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способам, бережное отношение к окружающему.

Словарная работа: обогатить словарь детей словами: лаборатория, опыты,

невидимый, прозрачный.

ОБОРУДОВАНИЕ: посылка с воздушными шариками, письмо, картинки –схемы для подведения итога. Полиэтиленовые пакеты по количеству детей, стаканчики с водой, трубочки, игрушки и таз с водой. Мыльные пузыри – игры, 2 апельсина. Лупы, салфетки. Материал для изготовления лодочек с парусами. Аудиозапись.

Предварительная работа:

- наблюдение за ветром;

- эксперименты с водой с предметами из металла, пластмассы, дерева, резины.

- игры с веерами;

- изготовление корабликов с парусами.

Ход НООД:

Ребята, я сегодня в гости пригласила одного сказочного героя. Отгадайте, кто это?

-Шляпа голубая, желтые штанишки,

В городе Цветочном — главный хвастунишка.

Много приключений с ним происходило,

Но признаться стоит — это мальчик милый!

Кто же это? Отгадай-ка! Малыша зовут ….(Незнайка)

- Ребята, скажите каким Незнайка был в мультфильмах? (добрым, веселым,

ленивым, нелюбознательным, говорил неправду, трусливым).

- Почему ему дали такое имя — «Незнайка?» (он ничего не хотел знать).

Кто-то стучится в дверь. Приходит почтальон, приносит посылку (в посылке лежат сдутые шарики. Их 5 штук , из них 3 красных и 2 желтых). В посылке

лежит письмо: «Ребята, у меня случилась беда! Хотел вам подарить шарики, а они сдулись. Что мне делать? Пошел искать новые! Незнайка».

Воспитатель открывает посылку, читает письмо, достает шарики.

- Сколько всего шариков прислал Незнайка? (5) Сколько желтых шариков?( 2) Сколько красных шариков?(3).

- В: Ребята, а как помочь Незнайке? Что сделать, чтобы шарики опять стали

большими? (надуть, накачать насосом). Чем их надо наполнить?

- Где же нам взять воздух?

А давайте, мы с вами сделаем опыты и узнаем, где можно встретить воздух.

В: Вы ребята согласны? Тогда мы с вами наденем фартуки и будем делать опыты, как настоящие ученые. Для этого у нас есть лаборатория.

В.:А вы ребята видите воздух вокруг нас? (нет) Значит, воздух какой? (прозрачный, невидимый, бесцветный.)

В: Ребята, а я вам докажу, что воздух все-таки есть! Чтобы воздух увидеть надо его поймать. Хотите я вас научу ловить воздух?

Опыт №1. С полиэтиленовым пакетом.

-В. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что лежит внутри пакета ( он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, и закручиваем его. Пакет полон воздуха. На что он похож? Он похож на подушку. Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (в нем нет воздуха).

На что похож этот мешочек? (на подушку, на которой можно спать, плавать)

В: Ребята, запомните: воздух легче воды! И если внутри подушки или матраса воздух, то он, конечно, будет плавать по поверхности воды и не утонет (дети повторяют)

Вот он, какой хитрый — воздух! Вот у вас сколько игрушек! Давайте посмотрим, какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?

Опыт 2.Где спрятался воздух? (тонет — не тонет)

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело,

Пролил воду не беда.

Тряпка под рукой всегда.

У детей легкие и «тяжелые» игрушки. Дети поочередно опускают игрушки в воду, предупредить, если во внутрь попадет воду, то игрушка утонет.

- Почему игрушки не тонут?

ВЫВОД: внутри игрушки воздух, он держит игрушку на поверхности, если внутрь попадет вода, она вытолкнет воздух и игрушка утонет.

3 . Опыт с апельсинами. ( демонстран)

Ребята, а вы любите фрукты? Посмотрите, что у меня в руках? (апельсины)

Я беру два апельсина и опускаю их в воду? Что с ними случилось? (они не утонули). А сейчас я почищу апельсин .Чем запахло ? (апельсином)?

- Почему? Воздух имеет свойство «забирать» у любых веществ свой запах. Вот и сейчас он забрал запах и в воздухе запахло апельсином. А теперь я опущу его в воду? Что произошло?

( он утонул)

Как же так? Может, виновата кожура? Давайте ее рассмотрим (садимся за столы). Дети видят у кожуры дырочки. В этих дырочках много воздушных пузырьков, они и держат апельсин на поверхности воды.

Давайте проверим. Детям раздаю по кусочку кожуры и лупу, рассматриваем поры.

Вывод: В кожуре апельсина есть поры, в которых много воздуха, апельсин не тонет, а если кожуру снять, пузырьков нет, и апельсин тонет.

4.Опыт: воздух из воды надувает шарик.

Я беру воронку, переворачиваю ее широким горлом и на узкий конец одеваю шарик (шарик надувается) Почему надулся шарик? Кто его надул?

Значит, в воде есть воздух.

Ребята, а какие еще пузыри можно пускать? (мыльные).Давайте мы поиграем с мыльными пузырями.

Ф.М,»Мыльные пузыри»( под музыку, я пускаю, а дети ловят ).

В:А как вы думаете , что находиться внутри мыльных пузырей? (воздух)

5. Опыт: подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? (выходят пузырьки, значит воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит.) Но чтобы подуть снова, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом вдыхаем через трубочку и получаются новые пузырьки .

А как воздух попадает к нам? Через нос? (все люди дышат через нос)

- Возьмите в руки салфетку за уголок. Вдохните и выдохните воздух. Что происходит с салфеткой (она шевелится, как от ветра)

- Как же у нас появился ветер?(мы вдыхали и выдыхали воздух.)

А хотите поиграть с ветерком? мы с вами делали кораблики из скорлупы. Чего им не хватает, чтобы они плыли быстрее.(паруса)

Давайте сделаем паруса нашим корабликам и отправим их в плаванье.

Дети одевают бумажный парус на палочку и вставляют в кораблик.

Давайте подуем на наши кораблики, что получится? (ветер)

- Оказывается ветер — это воздух и кораблики ловят воздух парусами и плывут быстрее!

Стук в дверь. Приходит Незнайка, приносит не надутый шарик , и говорит, что

не нашел воздух, чтобы надуть шарик и плачет.

-Незнайка, не огорчайся, мы тебе расскажем про воздух, мы знаем даже стихотворение. Послушай! (читают заранее подготовленные дети).

Он прозрачный-невидимка, легкий и бесцветный газ,

Невесомою косынкой он окутывает нас!

Он в лесу густой, душистый, как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой, пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым, веет холодом зимой,

Когда иней лег на стекла, пышной, белой бахромой.

Мы его не замечаем, мы о нем не говорим,

Просто мы его вдыхаем — он ведь нам необходим!

Н: Вот это да! Бесцветный, невидимый. Что его совсем нельзя увидеть?

-Мы тебе, Незнайка, сейчас расскажем, что мы узнали про воздух.

( выставляю карточки-символы, а дети рассказывают)

2.Чтобы его увидеть надо поймать его.

3.Воздух есть в воде, им дышат рыбы и растения.

4.Воздух есть внутри пустых предметов, поэтому они не тонут.

5.Воздух есть внутри людей.

6.Воздух есть даже в кожуре фруктов.

7.Ветер — это движение воздуха.

8..Воздух даже есть в воде, и может надуть воздушный шарик.

Н: Спасибо, ребята! Я столько узнал про воздух!

Не огорчайся, твой шарик мы надуем и тебе подарим много шариков .Посмотри, сколько шариков у нас! Давайте с ними поиграем!

(звучит музыка «Шарики воздушные). Дети с Незнайкой играют с воздушными шариками.