Конспект индивидуального логопедического занятия

с использованием резиновых массажных мячей

в старшей группе.

Тема: Звук «Ж» втоматизация в слогах и словах.

Учителя-логопеда МБДОУ ЦРР д/с № 2 «Сказка»

Трохининой Инны Юрьевны





2012 год

Цель: формирование правильной артикуляции звука Ж, фонематического восприятия.

Задачи:

Коррекционно-образовательные (образовательная область «Коммуникация»)

уточнение и активизация словаря по теме «Фрукты и ягоды»

совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в единственном и множественном числе, согласование прилагательных с существительными в роде, согласование числительных с существительными в единственном и множественном числе).

Коррекционно-развивающие (образовательные области «Здоровье», «Социализация», «Познание»)

Развитие цветовосприятия и закрепление знаний основных цветов.

Развитие артикуляционного праксиса, тактильных ощущений.

Совершенствование речевого слуха, зрительного восприятия, внимания и мышления.

Коррекционно-воспитательные (образовательная область «Социализация»)

Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности

Воспитание вежливости, доброжелательности, отзывчивости.

Оборудование:

Зеркало, салфетка, массажный резиновый мячик, игрушка ёжика (желательно резиновая), предметные картинки, в названии которых, есть звук «Ж».

Ход занятия:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

«Игра с мячом»

Здравствуй, проходи. Давай с тобой поиграем. Я называю разные предметы, а ты ловишь мяч только тогда, когда я назову фрукты. Молодец!

А теперь, посмотри на доску (на доске висят картинки с фруктами).Мы будем по очереди называть фрукты и их цвет. (ребёнок и логопед называют по очереди картинки и бросают друг другу мяч).

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Развитие мелкой моторики, обучение приёмам самомассажа рук резиновым массажным мячом.

Логопед: посмотри, к нам из леса пришёл маленький ёжик, он принёс нам в подарок корзинку с фруктами.

Ёжик живёт в лесу, у него много друзей: белка с бельчатами, заяц с зайчатами. Но есть у ёжика и враги, которые могут его обидеть: лиса, филин. Когда ёжик сердится, он фыркает и пытается уколоть обидчика своими иголками.

Давай покатаем ёжика по ладошкам и по ручкам и почувствуем, острые у него иголки или нет? (сначала логопед сам делает ребёнку массаж ладоней и предплечий, затем отдаёт ребёнку резиновый мячик и ребёнок сам катает по ладошкам и предплечиям своих рук).

2.Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Логопед: наш ёжик дышит очень смешно и интересно, давай повторим за ним:

- вдох и выдох через рот ( повтор 3-5 раз)

- вдох через нос, выдох через рот толчками двумя равными порциями (повтор 3-5 раз)

- вдох через нос, выдох через рот толчками двумя неравными порциями (повтор 3-5 раз)

Логопед: ёжик приглашает нас в гости . Пойдём!

Артикуляционная гимнастика.

- Домик открывается (упражнение «Окошко»)

- вокруг домика забор (упражнение «Заборчик»)

-на крыше домика ёжика труба (упражнение»Трубочка»)

- ёжик улыбается , он рад , что мы пришли к нему в гости (упражнение «Улыбочка»),

Чередовать упражнения «заборчик» -«трубочка»,

Чередовать упражнения «улыбочка» — «трубочка»

- домик открылся и мы встали на порожек (упражнение «лопаточка»)

- ёжик пригласил нас к столу и накормил вкусным вареньем ( упражнение «вкусное варенье»)

- Ёжик налил нам чашечку чая (упражнение «Чашечка»)

- В своей кладовке ежик показал нам много грибов, он запасает их на зиму ( упражнение «грибочек»

3. Уточнение артикуляции звука «Ж»

Логопед: ёжик хочет посмотреть научиться говорить звук «Ж». Посмотри сначала на меня (логопед показывает правильную артикуляцию звука «Ж») давай сделаем вместе…. А теперь ты один.

- губы слегка округлены

- зубы либо сжаты, либо сближены

- широкий кончик языка приподнят к переднему краю твёрдого нёба и образует с ним щель.

- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам и не пропускают струю воздуха по бокам.

- посередине языка идёт тёплая воздушная струя воздуха, которая ощущается ладонью руки

4. Автоматизация звука «Ж» в слогах.

Игра «Повтори слоги»

Ёжик: проговори слоги, чётко произнося звук «Ж»

ЖА-ЖА-ЖА

ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ

ЖИ-ЖИ-ЖИ

ЖА-ЖЕ-ЖИ

ЖИ-ЖЕ-ЖА

Игра «Добавь слог «ЖИ»

Чи – ЖИ

Па- ЖИ

Е – ЖИ

Эта- ЖИ

Но – ЖИ

Гара-ЖИ

Стра- ЖИ

Игра «Посчитайка»





Ёжик: Посмотри, какие у меня интересные картинки, давай с тобой посчитаем ёжиков (ужей, ножи, жёлуди) до десяти

Один ёжик, два ёжика,………..десять ёжиков

(так же с другими словами)

5. Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук»

Логопед: ёжик хочет поиграть с тобой (игры проводим от лица героя – Ёжика)

Ёжик: я буду называть звуки, и как только ты услышишь звук «Ж» — хлопни в ладоши

Ж Д П Ж М В Н Ж А Б Ж К Ж И Ж

Молодец !, справился.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Логопед: ёжику очень понравилось с нами играть, но ему пора домой. Ты молодец!

Давай попрощаемся с ним. (Ёжик уходит домой). А дома расскажи маме, что к нам приходил ёжик, какие упражнения мы делали вместе с ним и в какие игры мы с ним играли.

До свидания!

Литература:

Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей с ОНР. – М.:ГНОМ, 2011.

Буйко В.Н. Чудо-обучайка. – Екатеринбург: «Литур», 2006.

Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. – СПб. :Дельта, 1998.





Нищева Н. В. Картотека упражнений для автоматизиции правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Рыбина. А.Ф. коррекция звукопроизношения у детей. – Волгоград: «Учитель», 2001.

Суздальницкая. Т.Р. Речевой материал по автоматизации звукопроизношения. – М.: Айрис-прес, 2008.