Программные задачи.

Образовательные: уточнить представления о целостности природного сообщества и о человеке, как части природы; формировать понимание, что не разумное вмешательство может повлечь за собой существенные изменения как внутри экосистемы, так и за ее пределами.

Развивающие: развивать наблюдательность, связную речь; понимание закономерностей, существующих в природе; умение уточнять и систематизировать знания о свойствах воды; умение анализировать и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желания бережно относиться к ней и восхищаться ее чудесами.

Оборудование: игрушка – Золотая Рыбка; картинки с изображениями каменного дома, машины, завода, загрязненной реки, красивого леса и чистой реки; оборудование для опытов с водой: тарелка, бутылка с водой, прозрачные стаканчики, несколько разных прозрачных пустых емкостей; банка с водой и рыбкой; волшебная палочка; деревья и пеньки для имитации леса; игрушечная машина; крупный строитель; карточки с изображением правил поведения в природе; магнитофон и запись пения лесных птиц.

Предварительная работа: беседа о воде и ее превращениях; опыты с водой; беседа о правилах поведения в природе; заучивание стихотворения Н. Рыжовой «Волшебная вода», стихотворения с движениями Е. П. Вислогузовой «Волшебные ворота»; дидактическая игра «Пирамидка», «Родная природа»; чтение рассказа В. Н. Танасийчука «Нефть в море».

Содержание.

Воспитатель: Ребята! Сегодня я расскажу вам одну интересную сказку — новую сказку «О Золотой Рыбке». А вот и наша героиня! (Воспитатель достает игрушку – золотую рыбку.) Давайте с ней познакомимся. (Рыбка голосом воспитателя спрашивает у каждого ребенка: «Здравствуй! Как тебя зовут?»)

А теперь слушайте сказку:

Жил на свете Человек. Жил он на краю леса, в маленькой бревенчатой избушке. На зверей охотился, рыбу ловил, воздухом свежим дышал, воду родниковую пил.

Вот однажды ловил Человек рыбу в реке. Долго у воды сидел, а рыба все не клюет. Вдруг чувствует Человек, крючок кто-то в глубину тянет. Вытянул он удочку и глазам своим не поверил: Как вы думаете, кто ему на удочку попался? (Дети высказывают свои предположения.)

Смотрит Человек — перед ним Золотая Рыбка. Человек как воды в рот набрал: ничего сказать не может от удивления. Говорит ему Рыбка: «Ты — Человек. Значит, будешь требовать, чтобы я желания твои исполнила. Загадывай свои желания. А за это ты меня, как водится, отпустишь в реку». «Ладно! — говорит Человек. — Раз уж так заведено, исполни мои желания. А я тебя отпущу».

Ребята! Как вы думаете, какое желание попросил Человек исполнить? (Дети высказывают свои предположения.)

«Надоело мне жить в деревянной избушке, — говорит Человек, — хочу дом каменный с электричеством и отоплением». Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук Человека, только хвостиком вильнула. Вернулся Человек к своей избушке, а на ее месте дом каменный стоит. (Воспитатель выставляет картинку с изображением каменного дома.) Деревьев и цветов вокруг поубавилось, зато электрические столбы с проводами появились.

Как вы думаете, понравилось это Человеку? (Дети высказывают свои предположения.)

«Вот о какой жизни я мечтал! Внутри дома мебель расставлена. Из крана вода течет». Реже стал Человек по лесу гулять. А потом решил: «Зачем это я пешком ходить буду, если машину можно у Рыбки попросить?»

Исполнила Рыбка и второе желание Человека. Появилась у него машина. (Воспитатель выставляет картинку с изображением машины.) Ходит он вокруг нее, запахом бензина наслаждается, в реке ее моет. Не сидится Человеку на месте. Понастроил он дорог, чтобы на машине ездить. Скоро множество лесных тропок в асфальтовые шоссе превратились. Но все Человеку мало.

Снова пришел на берег реки Рыбку беспокоить: «Сделай так, — приказывает, — чтобы на месте лесов зеленых поля бескрайние раскинулись: хочу богатым стать». Исчез лес. На его месте картошка растет, пшеница колосится. Вдруг, откуда ни возьмись, налетели на поля букашки вредные. Так и норовят весь урожай съесть. Испугался Человек, стал их всякими ядами травить. Всех извел, а вместе с ними — других насекомых и птиц. Так и живет: на машине разъезжает, урожай собирает; на закаты внимания не обращает, воду родниковую не пьет. Чувствует Человек, что хочется ему еще чего-то новенького. И надумал он завод приобрести, который много денег приносит.

Опять пришел Человек к Золотой Рыбке.

«Будет тебе завод, — ответила ему Золотая Рыбка, — но помни: это твое последнее желание».

Возвратился Человек, видит — завод огромный работает. (Воспитатель выставляет новую картинку с изображением завода.) Из труб дым идет, грязная вода в реку льется. Чихнул Человек с непривычки, закашлялся от дыма. Но заснул в этот день счастливым.

И вы закройте глазки и попробуйте представить, что за сон снился в ту ночь Человеку. (Дети закрывают глаза. В это время воспитатель выставляет картинки, изображающие загрязненную воду, и меняет Золотую Рыбку на другую.)

А утром проснулся Человек, поглядел в окно — вокруг дым, копоть, дышать нечем. Побежал к крану воды попить, а из крана грязная вода идет и пахнет неприятно. Побежал он к речке — земля вокруг дымом окутана, в реке мусор плавает, ни одного цветочка не видать.

- Что же я наделал? — думает.

Стал он кликать Золотую Рыбку. Долго звал. Но никто ему не откликнулся.

Как вы думаете, что стало с Рыбкой? (Дети высказывают свои предположения.) Да, ребята, заболела Золотая Рыбка. Погубил Человек природу, уничтожил все живое вокруг. И Рыбка утратила свою волшебную силу. Теперь она, ребята, обратилась к нам: спасти природу. Хотите помочь Рыбке? (Ответы детей.)

Что ж! Давайте попробуем! Кто пройдет через эти волшебные ворота, тот превратится в волшебника.

Физминутка «Волшебные ворота»

В волшебные ворота

Давайте все войдем

(шагаем с продвижением вперед)

И в мир такой чудесный

Мы сразу попадем.

(раздвигаем руки в стороны)

Могучие деревья

Здесь листьями шумят

(поднимаем руки вверх и шевелим пальцами)

И ветками качают

Приветствуя ребят.

(качаем поднятыми руками)

Тут бабочки порхают

Невиданной красы,

(машем руками, как крыльями)

Бутоны распускают

Навстречу нам цветы.

(из ладоней складываем бутон и раскрываем его)

Бежит между камнями

Веселый ручеек,

(совершаем волнообразные движения сложенными ладонями)

И нам лицо ласкает

Прохладный ветерок.

(машем руками в лицо)

Мы в маленьких волшебников

Здесь превратимся вдруг,

(поворачиваемся вокруг себя)

И мир еще прекрасней

Мы сделаем вокруг.

(разводим руками в стороны)

Ну, вот мы с вами и волшебники. Теперь вы можете творить чудеса. А поможет нам в этом профессор Водичкин. Давайте заглянем к нему в лабораторию.

Воспитатель с детьми подходят к столам, где приготовлено все необходимое для опытов с водой.

Воспитатель и дети: Здравствуйте, профессор Водичкин!

Профессор Водичкин: Здравствуйте, ребята! Зачем пожаловали?

Дети: Мы хотим помочь Рыбке и спасти природу от гибели.

Профессор Водичкин: Хорошо! Я вам помогу! Но прежде мне нужно узнать, что вам известно о воде.

Дети читают стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».

Первый ребенок:

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

Второй ребенок:

В луже, в море, в океане И в водопроводном кране,

Третий ребенок:

На плите у вас кипит, Паром чайника шипит,

Четвертый ребенок:

Растворяет сахар в чае, Мы ее не замечаем.

Пятый ребенок:

Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться.

Профессор Водичкин:

Смею вам я доложить, Без нее нам не прожить.

Шестой ребенок:

Вы в пруду ее найдете И в сыром лесном болоте!

Седьмой ребенок:

Путешествует всегда Наша спутница вода!

Профессор Водичкин: Молодцы! Давайте-ка вспомним свойства воды и проверим их на опытах. Проходите в мою лабораторию, за рабочие столы.

Дети занимают рабочие места, вместе с профессором Водичкиным проводят и объясняют опыты, устанавливают свойства воды.

Дети наливают воду из бутылки в блюдце, переливают воду из одной емкости в другую. Что происходит? (Вода течет и принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей.) Значит, вода не имеет формы.

В стакан с водой дети кладут ложечку, камушек. Его хорошо видно, значит вода прозрачная. Дети нюхают и пробуют воду на вкус, делают выводы о том, что она без запаха и вкуса.

Профессор Водичкин показывает детям банку, в которой плавает рыбка. Дети делают вывод о том, что в воде есть жизнь.

Дети перечисляют свойства воды:

Вода течет.

Вода разливается.

Вода не имеет формы.

Вода не имеет запаха.

Вода не имеет вкуса.

Вода прозрачная.

Вода не имеет цвета.

В воде есть жизнь.

Профессор Водичкин: Теперь я вижу: вы многое знаете и способны на чудеса. А волшебной палочкой я наделю вас еще большей силой. (Касается каждого ребенка волшебной палочкой.) Берегите природу! Любите ее! Охраняйте! В добрый путь, друзья!

Воспитатель: Нас ждет длинная дорога назад, через лес. (Дети с педагогом идут через импровизированный лес.) Ой, ребята, что же мы с вами видим в нашем лесу?

Дети: В лесу стоит машина! (Дети указывают на игрушечную машину среди деревьев.)

Воспитатель: Должна ли здесь стоять машина?

Дети: Она должна стоять в гараже. Выхлопные газы могут отравить лес, воду. (Дети ставят машину в гараж, сложенный из кубиков.)

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, какая чудная полянка! Давайте присядем на пенечки и отдохнем на ней, а заодно поиграем и вспомним правила поведения в природе.

Дидактическая игра «Угадай правило».

Воспитатель показывает детям карточки с изображением того, как правильно и как нельзя вести себя в природе. Дети должны угадать и назвать предложенные правила.

Воспитатель: Какие же мы сегодня молодцы: все правила вспомнили! Ребята! Вы заметили, что в нашем лесу чего-то не хватает? Совсем стало тихо и грустно.

Дети: Не слышно пения птиц! Воспитатель: Но мы же с вами волшебники! Давайте вернем птиц в лес!

Звучит фонограмма «Пение птиц».

Воспитатель: Вы — настоящие волшебники! Давайте закроем глазки и насладимся пением птиц.

Релаксационная пауза.

Воспитатель: Лес без песни не бывает, всюду птицы распевают! Как красиво стало в нашем волшебном лесу! Как вам это удалось?

Дети: Мы очистили воздух, воду, лес, чтобы всем животным и растениям жилось хорошо.

Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться из волшебного леса. Рыбка нас заждалась.

Дети подходят к «волшебным воротам».

Воспитатель: Вот и «волшебные ворота». Помните, мы проходили через них и превращались в волшебников. А теперь давайте снова станем дружными и веселыми ребятами.

Дети снова проходят через ворота.

Воспитатель (показывает детям новые картинки): Ребята! Посмотрите внимательно на лес, в котором живет человек, на речку, на рыбу. Что с ними стало? Мы их спасли. Правда, только в сказке. В жизни такое чудо сотворить намного сложнее. Чтобы оно произошло, вы должны научиться любить, беречь и охранять природу.

Воспитатель заканчивает занятие стихотворением:

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.