Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад №23 «Колокольчик»

Конспект занятия по теме:

«Где вода — там жизнь»

(ознакомление с окружающим миром

детей старшего дошкольного возраста).

Подготовила:

воспитатель Цветкова Е. И.

Демихово

2012 год.

Программное содержание:

Познакомить детей со свойствами воды ( вкус , цвет, текучесть).

Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: аудио запись шума прибоя; фотографии пустыни и леса; вода в стаканчиках; чайные ложки; соль, сахар, молоко; фланелеграф, плоскостной макет реки, ручейков, человека.

Ход занятия:

Дети входят в зал, садятся на стульчики.

Восп.: Дети, посмотрите, что у меня в руках?

-Глобус.

Восп.: Правильно. А как вы думаете глобус — это модель чего?

- Земли.

Восп.: Правильно это модель нашей планеты- земли. Скажите мне, каким цветом изображена вода? А каким — суша? Чего больше: суши или воды?

(Ответы детей.)

Восп.: Правильно — воды.

Восп.: Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. И, поскольку нам предстоит плыть по реке, давайте выберем какой – нибудь вид водного транспорта. Какие виды водного транспорта вы знаете? Что же мы выберем? ( ответы детей: пароход, лодка, яхта, катер, катамаран и т.п.) Закройте глаза и послушайте, как плещется вода за бортом. Нас ждет путешествие с несколькими остановками, вот и первая пристань. Мы остановимся и вспомним, что мы знаем о воде.

1. Пристань «Где вода – там жизнь»

Для чего мы ежедневно используем воду?

Почему нужно поливать комнатные растения?

Как вы думаете, сколько дней человек может прожить без воды?

Всему живому, в том числе и растениям и животным нужна вода. Без нее все гибнет. Например, человек может прожить без воды только несколько дней (от трех до семи). Взгляните на эти две картинки. Так выглядит пустыня, где нет воды, а вот так выглядят берега реки или озера. (Показ картинок.) Ну что же, отправляемся дальше, за следующим поворотом реки нас ждет еще одна остановка.

2. Пристань « Откуда к нам пришла вода?»

Послушайте рассказ капельки.

Восп.: Жил-был маленький ручеек. Бежал он среди лесов, лугов. На пути он встретил незнакомца, очень похожего на него.

- Ты кто?- спрашивает он.

- Я – ручеек. А ты кто?

- И я ручеек,- отвечает наш ручей.- Давай дружить и потечем дальше вместе. Так, воды многих ручейков слились в одну большую и красивую реку. Катит она свои воды многие километры, по пути щедро даря воду людям. Пришел Человек к реке, залюбовался ее чистыми водами и попросил реку поделиться своими дарами. Поставил Человек насосы, что бы качать воду из реки и подавать ее в водопровод. Но какой бы ни казалась чистой вода Человеку , в ней все равно оставались песчинки, частички ила, грязи. Что бы избавиться от этих « попутчиков» воды, Человеку пришлось построить очистные сооружения и только после очистки отправлять воду в дальнейший путь – в наши водопроводные краны. Вот так я, Капелька, попала к Вам.

Вот такой долгий и сложный путь проделывает капелька, и она становится драгоценной, так как дорого обходится человеку.

(во время слов воспитателя проводиться моделирование реки).

Восп.: А как же рождается река, хотите узнать?

(кладет перед детьми широкую и длинную полоску голубой бумаги).

Воспитатель проводит опыт очищения воды (экспериментальная деятельность).

Восп.: Давайте вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмем воронку, вложим в нее специальную ткань-фильтр (сделанный из ваты и марли) и начнем пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрим, что у нас получится?

Эксперимент мы проведем,

Воду чистую найдем .

Грязь не пустим через фильтр,

Чтобы водой могли напиться!

Вывод: после очистки вода стала чистой, но пить ее еще нельзя. Ее надо вскипятить и только потом она будет пригодна для питья.

Восп.: Да, без чистой воды мы не сможем прожить. Нам нужна только чистая вода! Кому еще нужна читая, пресная вода?

Пристань «Танец с Тучкой»

Восп.: На горизонте появилась тучка, давайте посмотрим в наши бинокли ( дети с помощью рук делают бинокли). Вы видите тучку?

-Да!

Восп.: А из чего состоит тучка?

-Из капелек воды.

Восп.: А хотите превратиться в капельки? Раз, два, три капельки оживи.

Физкульт- минутка

Проводится игра-танец с детьми.

Восп.: Ну вот прошла тучка, напоила всех водой, природа ожила, а мы с вами продолжаем путешествие.

Пристань « Исследователи»

Мы остановились и теперь познакомимся с водой поближе, проделаем с ней несколько опытов.

Опыт №1. «Вода это жидкость»

Восп.: Вода – это жидкость. Ее можно налить во что ни будь: в стакан, в ведро, в вазу. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

Опыт №2 «Вода бесцветная»

На столе у воспитателя стакан с водой, стакан с молоком, ложечка.

Восп.: ( опускает ложечку в молоко) Ребята, видно ложечку? ( нет ) . ( опускает ложечку в воду) А теперь видно ложечку? (да).

Восп.: Молоко какого цвета? (белого) А вода какого цвета? ( вода не имеет цвета, вода бесцветная).

Опыт №3 «Вода без вкуса»

Восп.: А теперь я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Соленая? Кислая? Горькая?

(ответы детей)

Восп. Вода не имеет вкуса, она безвкусная. Давайте проведем небольшой опыт. Положим в стакан с водой вещество, которое находиться у нас на столе. Размешаем, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей). Как вы думаете, что я добавила в воду? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ). Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в нее положили.

Сегодня вы очень много узнали о воде. Давайте еще раз вспомним, что же вы узнали:

Вода — это жидкость.

Вода — бесцветная.

Вода — безвкусная.

Восп.: Ребята, воду нужно беречь? Почему? (ответы детей)

Вывод по занятию: Для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много трудов и сил. Вот почему нужно беречь воду, плотно закрывать кран.