Конспект занятия по математическому развитию

«Веселый поезд» (средняя группа)

Цель:

- упражнять детей в количественном и порядковом счете,

- закреплять умение ориентировки в пространстве;

- развивать умение в упорядочении палочек по длине;

- учить детей в освоении состава числа, различения цифр, цвета;

- способствовать развитию мышления, умению рассуждать, доказывать. самостоятельно формулировать вопросы; и отвечать на них.

Материал: фланелегрвф, плоский вариант палочек и силуэты животных для фланелеграфа; матрешки для каждого ребенка; набор цветных палочек для каждого ребенка; цифры.

Ход занятия:

Воспитатель. К нам в гости пришли матрешки, они просят им помочь. Им негде жить. Как можно помочь им?/ построить домик/ Надо построить домик так, чтобы матрешка уместилась в домике.

Подумайте какого цвета палочки подойдут? Почему?

А что еще забыли достроить в домике?

А если в домике топится печка — что ему необходимо иметь?

Из каких палочек вы сделаете дым?

Сколько возьмете палочек для этого? Какой же формы получились у нac окно, дверь, труба?

Можно приглашать матрешек в дом?

Только как она войдет? Что нужно пристроить к дому, чтобы матрешка вошла а него? /лестницу/ Сделайте лестницу.

Из палочек какого цвета построена лесенка? Поднимитесь с матрешкой по лестнице и поучите ее как называть цвет и количество ступенек/ первая, вторая, третья, а теперь спуститесь.

А теперь постройте забор. Какие по высоте палочки у забора? Какого они цвета? А сколько их всего? Как вы узнали?

А теперь посадим дерево возле дома. Матрешка хочет чтобы ствол был сделан из одной зеленой палочки, а ветви- из голубых палочек. Сколько палочек потребовалось для ствола, сколько для ветвей?

Как же матрешки будут ходить друг к другу в гости?/нужны дорожки/ Соедините дома дорожками. Палочки возьмите какие хотите, но чтобы дорожка получилась одного цвета.

И чтобы совсем было хорошо, уютно нашим матрешкам давайте сплетем им по ковру.

Алгоритм:

выберите одну полоску для начала плетения.

следующие ряды образуются из двух полосок разного цвета, но в сумме равных по длине первой;

все ряды должны быть разными;

закончить ковер бахромой из белых полосок,

«прочитать» ковер цветами и числами.

/Дети выполняют и читают свои ковры/

А теперь мы с вами немного отдохнем и отправимся в путешествие. Только вы угадайте, на чем мы будем путешествовать:

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. / поезд/

Как вы догадались что это поезд?

Ну что ж давайте приготовим свои поезда и в путь дорогу?

- Составьте поезд из палочек вагонов — от самого длинного до самого короткого. Составили? Поехали! А теперь поиграем в » вопросы и ответы’. Один вопрос задаю я, а другой — кто-нибудь из вас.

Вопросы:

— Сколько всего вагонов у поезда?

Каким по порядку стоит коричневый вагон?

Вагон какого цвета стоит шестым?

Какой по порядку вагон находится между оранжевым и коричневым?

Найдите вагон, который стоит рядом с желтым, но не красный?

- Какого цвета вагон левее /правее/ бордового?

Дети, а если мы с вами выйдем на станции из вагона, то как мы потом узнаем кто в коком вагоне ехал?

Пронумеруйте свои вагоны. А сколько пассажиров поместится в каждом вагоне, как узнать?

- Сколько пассажиров в последнем вагоне? Уложите белые палочки по длине «вагона» и сосчитайте их.

Каким будет ваш ответ?

- Сколько пассажиров поместится в девятом и десятом вагонах? Докажите.

- А в восьмом и седьмом? Как узнали?

- В каком по порядку вагоне едут пять пассажиров?

По желтой дороге движется встречный поезд./составить поезд из 4 вагонов на фланелеграфе/ Только пассажиры в нем — животные: слон, корова, кошка, собака. В этом поезде едет и мышка, но она спряталась, и ее не видно. Отгадайте, в каком вагоне мышка, если мы знаем, что она едет не с собакой и не со слоном? /мышка едет с коровой, т.к. кошка может съесть мышку/.

Хорошо прокатится в пассажирском поезде! Но ведь есть товарные поезда, и они очень нужны. Составьте поезд товарный из палочек одного цвета, какого хотите.

Есть у нас груз одноместный /белая палочка/, двухместный /розовая/, трехместный и так далее. Этот груз надо распределить по вагонам так, чтобы их полностью загрузить, но по-разному. Принимайтесь за дело! /по ходу выполнения задания спросить, какой груз в первом вагоне, как нагрузить второй вагон.

Ваши поезда прибыли на вокзал по расписанию. А вот здание вокзала нет, его надо построить, но только из тех палочек, которые указаны цифрами на карточках. /Детям раздать карточки с цифрами, согласно им отобрать палочки, из которых создается постройка/

После осмотра построек детям предлагается встать в круг и поиграть в мяч. Воспитатель бросает мяч каждому ребенку и задает вопросы:

Что интересного было интересного на занятии?

А тебе что понравилось больше всего?

Какое задание было самым трудным для тебя?

Как ты считаешь, ты хорошо поработал?

Почему ты так решил?

За что бы ты себя похвалил?