Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим в старшей группе

Тема: «Волшебница вода»

Программное содержание: 1. Закрепить знания детей об основных свойствах влды: прозрачная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества. Формировать представления о том, что вода бывает жидкой, твердой, превращается в пар.

2. Развивать диалогическую речь детей, учить употреблять в речи, простые виды сложных предложений. Активизация словаря: прозрачная, без вкуса, без запаха, жидкая, твердая, пар, фильтр, очищать.

3. Уточнить представления детей о назначении в нашей жизни, формировать знания детей о сохранении чистоты воды.

4. Учить использовать для питья только чистую воду.

5. Индивидуальная работа

Предшествующая работа: Чтение сказок К.И. Чуковского: «Мойдодыр», «Федорино горе»

проведение опыта: «Всем нужна вода»;

беседа: «О свойствах воды»

Организация: дети сидят за столами

Оформление: Картинки с изображением водоемов, схемы свойств воды.

Раздаточный материал: Стаканы с водой и молоком, 2 ложечки, розетка с сахаром.

Ход занятия:

Выслыхали о воде?

Говорят она везде!

Влуже, в море, в океане

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

-Ребята, можно без воды прожить?

- Нет, нельзя!

- Да, без воды не прожить, а для кого нужна вода?

- Вода нужна животным, птицам, растениям, рыбам, людям.

- Правильно, а для чего нам нужна вода?

- Вода нужна, чтобы пить, чтобы мыться;

- Чтобы убираться,

- Чтобы стирать,

- Чтобы готовить еду,

- Чтобы поливать растения.

- Правильно, ни одно дело не сделаешь без воды. А где живет вода?

- Вода живет в море, океане, в реке, кране.

- Как вы думаете, откуда берется вода в кране?

- По трубам течет с речки.

- Правильно, вода в кране – это вода реки. Человек направил воду по трубам и она проделала большой путь пока попала к нам домой. У вас на столах стоят 2 стакана с жидкостью. В одном стакане – вода, в другом стакане – молоко. Возьмите ложку и положите в стакан с молоком, а другую ложку в стакан с водой.

- В стакане с молоком ложка видна?

- Нет

- А в стакане с водой?

- Да, видна.

- Правильно, в стакане с водой ложку видно. Почему ее видно?

- Потому, что вода прозрачная

- Ребята, многие продукты можно узнать по запаху. А вы сможете узнать?

- Да.

- Я сечас проверю, я дам вам понюхать, а вы попробуйте узнать по запаху, что это?

(даю нюхать лук, а затем чеснок, дети называют)

- Вы все правильно угадали, а теперь понюхайте воду. Она чем-нибудь пахнет?

- нет!

- Значит, что можно сказать о воде

- У воды нет запаха

- Ребята, а конфеты вы любите?

- Да!

- А почему вы их любите?

- Потому что они вкусные, сладкие.

- А лимон, какой на вкус?

- Кислый.

- Попробуйте воду, она сладкая?

- Нет!

- Кислая?

-Нет!

- Соленая?

-Нет!

- Значит, что еще можно сказать о воде?

- У нее нет вкуса.

- У вас на столах есть розеточки с сахаром, возьмите по одной ложке сахара и положите в стакан с водой. Видите вы сахар?

- Да!

- А теперь размешайте хорошенько воду в стаканах, что произошло с сахаром?

- Сахар растворился.

- Вода может растворять.

Ну-ка, тучка лей, лей

Для ребяток не жалей

В капельку пусть превратятся

От души повеселятся.

- Я Тучка-мама, а вы капельки детки, идите сюда ко мне.

(звучит музыка, дети прыгают, бегают, повторяют движения за воспитателем, по указанию воспитателя дети объединяются в ручейки по 2-3 ребенка, потом соединяются в большую реку, бегают змейкой, река текла, текла и попала в море.Поплавали в море и решили вернуться к тучке-маме. Поднялись и полетели к тучке.) Музыка стихла, дети сели.

(слышится стук в дверь)

- Ребята, к нам кто-то пришел в гости. (заходит царь Нептун.)

Нептун: — Здравствуйте люди добрые!

Я царь Нептун, повелитель воды.

— Что привело тебя, царь Нептун, к нам в детский сад?

Нептун:

Ой беда, беда, беда

Всюду грязная вода,

Что мне делать- помогите,

Жителей моих спасите:

Рыбы гибнут там и тут,

Чистых вод уж не найдут

Плавники у них слипились,

Как им плавать? скажи на милость,

Люди мусорят опять.

Рыбам нечем уж дышать

И один я не справляюсь

Я слезами обливаюсь,

Я ночей уже не сплю.

Как очистить воду всю?

К вам ведет меня дорога

Знать мне будет здесь подмога.

- Чем же мы можем тебе помочь?

(Нептун достает банку с грязной водой)

- Посмотрите, какая грязная вода, такую воду можно пить?

- Нет, нельзя.

- Она везде такая грязная, но эта банка не простая, она волшебная и если вода очиститься в банке, то она станет чистой везде.

Но чтобы это произошло нужно выполнить одно условие: очищащать воду должны вы все, один человек с этим не справиться

- Ребята, вы хотите помочь царю Нептуну очистить воду?

- Да!

- Тогда идите сюда к этому столу.

( подходят к столу, где стоят стаканы, на каждого ребенка, воронка с фильтром. Разливаю всю грязную воду по стаканам, вставляю в банку воронку с фильтром и первая показываю, как очищать воду, а затем дети повторяют за мной все по очереди)

- Царь Нептун, посмотри, как мы очистили воду, тебе нравиться?

Нептун: — Спасибо, ребята. За вашу доброту, ведь вы спасли не только водных жителей, но ивсе живое на земле за это, ребята, я хочу вам рассказать и показать какой волшебной может быть вода. Посмотрите, вода жидкая ее можно переливать из одной посуды в другую. Но при охлаждении вода становится твердой, как камень. Что это как вы думаете?

- Это лед.

Нептун: — Правильно, посмотрите вот он лед, твердый, как камень, но когда лед тает, то превращается опять в жидкость. При нагревании вода превращается в пар, посмотрите (открывает термос с горячей водой. Виден пар) Вы видете пар?

- Да!

Нептун: — Пар, ребята, это тоже вода. Я вам сейчас это докажу. (берет стекло, держит над паром, на стекле образуются капельки воды. Показывает детям)

- Увидели, что пар это тоже вода?

- Вы теперь знаете ребята, что вода бывает какой?

- Жидкой!

- А если ее заморозить, во что превращается вода?

- В лед!

- А при нагревании?

- В пар!

- Молодцы! Мне пора уходить. Жду летом к себе в гости.

- Спасибо, тебе царь Нептун, ребята с удовольствием придут к тебе купаться и не будут загрязнять водоемы, правда, ребята?

- Да!

(Нептун уходит)

- Ребята, что мы узнали о воде?

- Вода прозрачная. Она не имеет запаха, не имеет вкуса. Вода может растворять, замерзать, превратиться в лед, в пар, воду можно переливать.

- Молодцы. Вода нам очень нужна, ее нужно беречь и не загрязнять.

Нам жить в одной семье

Нам петь в одном кругу.

Идти в одном строю

Лететь в одном полете

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке,

И клюкву на болоте.