Конспект занятия по ознакомление с окружающим

для детей подготовительной к школе группы

Тема: «Двенадцать месяцев»

Образовательная область: познание, коммуникация

Цель: систематизировать знания детей о временах года.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять знания о временах года, активизировать словарь детей по темам: зима, весна, лето, осень;

различать и называть существенные признаки времён года;

группировать признаки и предметы по их соответствию согласно символу;

продолжать учить детей вопросно-ответной форме беседы, отвечать полными предложениями разных конструкций;

закреплять навыки образования притяжательных прилагательных;

продолжать учить работать со схемами;

закрепить знание деревьев, находить соответствующие листья в упражнении «Узнай и назови»;

воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках; учить составлять кроссворд из отгадок;

активизировать мыслительную деятельность на уровне монологической,диалогической речи, сокращённой внутренней речи про себя.

Развивающие:

развивать системность мышления в процессе расширения знаний о временах года;

развивать графические навыки;

развивать внимание, восприятие;

Воспитательные:

воспитывать наблюдательность, любознательность, терпение, аккуратность (аппликация из листьев).

Способы организации: фронтальный, индивидуальный.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические, а именно: художественное слово (фрагмент из сказки, загадки), музыкальное сопровождение, вопрос — ответ, графическое упражнение «Дорисуй узор» (по клеткам), составление кроссворда, аппликация из листьев, логоритмическое упражнение, введение символов – квадратов и символов-гномов для определения времен года и месяцев, интонационная выразительность, мимика.

Материал:- символы времён года (четыре цветных прямоугольника: синий, зелёный, красный, желтый, силуэт солнца).- схематичные изображения к зиме: варежки и валенки, санки и лыжи, снежинка, ёлка и новогодние игрушки, ветер и термометр с низкой температурой, животные, кормушка; — схематичные изображения к весне: сосульки, подснежники, ветка с почками, силуэты птичек, гнездо с яичками, скворечник., праздники, огородные инструменты;- схематичные изображения к лету: зеленое дерево, цветы, картинка водоёма, мяч, земляника, насекомые, солнце, термометр с высокой температурой .- схематичные изображения к осени: урожай, дождь, плащ, листопад, птицы улетающие, 1 сентября; — символическое изображение двенадцати месяцев (гномики в колпачках синего, зелёного, красного и желтого цвета).Для практической работы: листок в клетку с образцом выполнения задания, простые карандаши, лист с сеткой для кроссворда, картинки с изображением перелетных птиц (соловей, ласточка, скворец, грач, ворона), сухие листочки с деревьев, лист для аппликации «Листопад», клей ПВА, мольберт, аудиозапись «Времена года» Чайковского.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла Времена года. Дети сидят на стульчиках, слушают.

Зачитывается отрывок сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев».

Воспитатель: Знаете ли вы, сколько месяцев в году?Дети: Двенадцать. Воспитатель: Кто из вас сможет назвать их?Дети по возможности называют месяцы, в случае запинки воспитатель подсказывает.

Воспитатель: — Только закончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.На столе лежит шкатулка.

Воспитатель: Ребята, интересно, что в этой шкатулке? (в шкатулке лежат силуэтные изображения месяцев года: гномики, цвет шапочек которых соответствует времени года — зима синий, весна зелёный, лето красный, осень желтый). Педагог невзначай рассыпает из шкатулки гномиков.

Воспитатель: все гномики перепутались, (выставляет гномиков в хаотичном порядке).Как же быть дальше? (выставляет цветные карточки - символы времён года).- Как вы думаете, какой цвет соответствует какому времени года?(дети называют времена года в соответствии с цветовыми символами — ОТВЕТ ПОЛНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ).- А как же быть с гномиками? Ведь они перепутались! Кто или что поможет нам разобраться? Вот это загадка!- А знаете, я, кажется, придумала! Русским народом издревле придумывались загадки и их отгадывали самые смекалистые, самые смышленые. Послушайте и попробуйте отгадать.1.Большой подсолнух в небе 2. Бродит одинокоЦветёт он много лет, Огненное око.Цветёт зимой и летом, Всюду, где бывает -А семечек все нет. Взглядом согревает.

Дети дают ответы на загадки.Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему именно солнце поможет исправить путаницу?Дети: потому, что солнце бывает всегда и зимой, и весной, и летом, и осенью.Воспитатель выставляет символ солнца между гномиками месяцами: Вот тут-то солнышко нам поможет, ведь оно одно, мы уже об этом говорили.

Воспитатель перекладывает символ солнца на синюю карточку. Из шкатулки на ковёр раскладываются схемы.Воспитатель: посмотрите, солнышко сейчас указывает на зиму. Давайте подберём те картинки- схемы, которые подходят к этому времени года.Дети подбирают картинки и отвечают на вопросы воспитателя:- зачем нужны варежки?- почему может быть холодно?- почему ты взял картинку снежинки?- почему лыжи, санки?- а что, на самокате нельзя кататься зимой?- почему ты взял картинки ёлки, игрушки?Воспитатель: ты сказал Новый год? Почему Новый? Потому, что после старого года всегда наступает Новый год.

Воспитатель: А сейчас у нас с вами есть ещё одно задание. Для каждого из вас приготовлен листочек в клетку с образцом рисунка. Проходите за столы. Внимательно рассмотрите картинку. Что нарисовано? (елочка-сугроб-елочка-сугроб). Рисунок повторяется до конца строчки. Аккуратно выполняйте задание. Когда вы его выполните, то солнышко укажет нам дальше дорогу в путешествие по временам года.

Воспитатель перекладывает символ солнца на зелёную карточку.Воспитатель : На какое время года указывает нам солнце?Дети: на весну.Воспитатель: давайте подберём схемы, которые больше всего подходят к этому времени года.Дети выставляют картинки.

Воспитатель проводит вопросно-ответную форму беседы по аналогии с предыдущим заданием:

- Почему ты взял картинку с птицами и гнездом?

- Какие праздники бывают весной7

- Для чего лейка и лопатка?

— Как мы говорим, когда капает с крыш? А что, подснежников летом не бывает.

Молодцы. Сейчас я загадаю вам загадки. А ваши отгадки помогут вам разгадать кроссворд.На мольберт прикрепляется ватман с изображением сетки кроссворда, в центре которого фломастером написано слово ВЕСНА.

Загадки к кроссворду:

1 .Домик птицы, как ларец. В ларчике живет… (скворец)

2.Трелью песня разлиласьСреди листьев и ветвей.Как прекрасно твоё пенье,Голосистый … (соловей)

3.Кто приклеил майским днемРукавичку под окном,Поселил в нее жильцов —Непоседливых птенцов?

(Ласточка)

4.С рассвета шумели и галдели,Потом вспорхнули, улетели.Снова карканье из кроны-Разбудили всех… (вороны)

5. Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей. (Грач)

(Дети с воспитателем отгадывают загадки о перелетных птицах и вписывают в кроссворд отгадки, при правильном ответе – картинка с изображением птицы).

Воспитатель: Какая птица лишняя? Почему? Каких перелетных птиц вы еще знаете?

Воспитатель перекладывает символ солнца на красную карточку.- На какое время года указывает нам солнце?Дети:  на лето.Воспитатель : давайте подберём схемы, которые больше всего подходят к этому времени года. (Дети выставляют картинки. Воспитатель проводит вопросно-ответную форму беседы по аналогии с предыдущим заданием).

- какие ягоды созревают летом?

- Солнце бывает и в другие времена года, почему ты эту карточку взял?

- Ведь весной тоже цветы бывают, почему эту картинку ты выбрал?

ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ:

На лугу растут цветы небывалой красоты (потягивание, руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты (потягивания, руки вверх)

Ветер дует иногда, только это не беда (дети машут руками, изображая ветер)

Наклоняются цветочки, опускают лепесточки (наклоны)

А потом опять встают и по-прежнему цветут.

На тропинку — прыг! — лягушка. Ты куда спешишь, квакушка? С кочки прыг! На кочку прыг! В Воду плюх! Ногами дрыг! (прыжки на месте)

Вот спокойно ёж идет на иголках гриб несёт. Он проходит под кустами и шуршит за лопухами (ходьба на месте)

Ну, а нам пора садиться и учиться, не лениться! (садятся на места)

Воспитатель перекладывает солнышко на желтую карточку.- На какое время года указывает нам солнце?Дети: — На осень.Воспитатель предлагает детям подобрать картинки соответствующие осени.Проводит вопросно-ответную форму беседы по аналогии с предыдущими заданиями.- Почему ты взяла эту карточку с птицами?

— Что делают с овощами и фруктами осенью? Как это назвать одним словом? (урожай)

— Летом тоже дождь бывает, почему эта картинка подходит?

Воспитатель : А сейчас упражнение «Угадай, чей лист?» Ветер сдул листья с деревьев, назовите с каких? (Дети узнают листья, называют) – Лист с березы — березовый лист, с клена-… кленовый, с рябины-… рябиновый, с дуба- … дубовый, с осины-… осиновый лист. Давайте из этих листьев сделаем картину (Проходят к столам, приклеивают листья на альбомный лист бумаги, клей ПВА) Смотрите, как красиво получилось! Осенний ковер.

Воспитатель : Все задания мы с вами выполнили. Осталось расставить наших перепутавшихся гномиков-месяцев (каждый ребёнок выкладывает символы соответственно цветовым условным обозначениям времен года. Символ солнышка выставляется в середине).Воспитатель : Давайте еще раз правильно назовем времена года и месяцы (называют месяцы соответственно времени года).

Что вам понравилось вам сегодня на занятии? Если бы вы встретили в лесу 12 месяцев, о чем бы вы стали с ними разговаривать?

Похвалить всех детей за работу на занятии.

Подготовила воспитатель Казакова Е. М. 21.11. 2011.