МДОБУ » Детский сад общеразвивающего вида №8

«Светлячок»

КОНСПЕКТ

фольклорного праздника

непосредственно – образовательной

деятельности

« Чем богаты тем, и рады »

старший дошкольный возраст

Воспитатель: Iквали.категории

Гильфанова Е.В.

2012г

1.Проектировочный компонент.

Цель: Развитие познавательно – речевой деятельности.

Задачи: Продолжать приобщать детей к истокам русской народ-

ной культуре. Закреплять знания детей о старославянских

словах и изречениях, а также обычаях и обрядах.

Познание: Познакомить с русским обрядом « Кристины, именины,

родины».с новыми небылицами, прибаутками, потешками.

Социализация: Развивать интерес к народным подвижным играм,

к русскому фольклорному творчеству.

Коммуникация: Продолжать совершенствовать диалогическую и моноло

гическую формы речи .Пополнять и активизировать словарь

на основе углубления знаний. Способствовать развитию

любознательности.

Чтение Формировать понимание того, что из книг можно узнать

художественной много интересного.

литературы:

Предварительная Разучивание потешек, песен, поговорок, народных

работа: подвижных игр.Знакомство с русскими народными

традициями, праздниками.

Заучивание сценария праздника по ролям.

Изготовление костюма для (рубашка-косоворотка,

картуз, штаны), рубашки-косоворотки для

мальчиков.

Оборудование: Убранство русской избы: Стол, лавки, печь (у печки дрова

для растопки, ухват, кочерга, веник, ведро), сундук,

люлька.

Домашняя утварь: Чугунок, горшки, кувшины,самовар

Угощение: Картофель, огурцы, квас, баранки,пряники

орехи.

Русские народные костюмы: Сарафаны, рубашки,

платки (для девочек); рубашки — косоворотки (для

мальчиков)

Короб с подарками: Платок, ленты, сережки, валеноч

ки, ремешок, пряничек, сапоги.

Дарины: сюртук в ярких заплатах,штаны,кушак,сапог

Музыкальные инструменты: Ложки деревянные,

трещотки,треугольники,колокольчик,погремушки,

гармошка, дудочки.

2.Организационный компонент.

Подготовка: санитарно – гигиенические условия по действующему

Сан.Пин.

Проветривание зала, влажная уборка,

Расстановка мебели: стол на столе самовар, угощения

прикрытые салфеткой, лавки, печь( у печки дрова для

растопки, ухват,кочерга, веник, ведро)

Убранство зала под русскую избу.

Продолжительность 40 мину.

Ход праздника.

Зал оформлен под русскую народную избу. В люльке спит маленький сынок Василек (кукла). Старшая дочь носит воду из колодца. Старший сын носит дрова для печки. Бабушка и остальные дети сидят на лавках и выполняют простейшую работу по дому {качают люльку, плетут кружева или вяжут, прядут пряжу...)

Входит мать: Проводила отца на ярмарку. Много меда повез он продавать. Наверное, вернется с подарками и гостинцами. А время-то быстро пролетит. А у нас с вами дел полон дом, всем работа найдется. Недаром говорят: «Хочешь, есть калачи — не лежи на печи».

Дети и взрослые поют песню «Прялица». Слышится плач грудного ребенка.

Мать: А вот и Василёк проснулся {Подходит к люльке вместе с двумя дочерями, достает куклу).

Потягушечки — подрастушечки Поперек толстушечки.

1-я сестра: А ручки-то хватушечки (трогает ручки).

2-я сестра: А ножки-то бегушечки (трогает ножки).

Мать: И вы у меня такие были, мои душечки (гладит девочек).

Бабушка: Дайте-ка, и я поиграю с Васильком.

Сорока-ворона, Кашу варила, Деток кормила,

Этому дала, Этому дала, Этому дала,

А, этому не дала! Зачем дров не пилил?

Воду не носил?

Мать: Не урони, бабушка, дай-ка мне деточку {берет ребенка на руки, занимается с ним).

Дети начинают подтрунивать друг над другом.

Ваньк! А повторь слово «иду»!

А что?

-Ну, повторь.

-Ну, иду!

-У тя нос в меду! {Все смеются).

Ванька. Эх, подловил! (Чешет затылок и задумывается).

-Федясь, а у тя под ногами грязь! {Показывает под ноги обидчику. Федясь нагибается и смотрит вниз под ноги.)

-Не кланяйся, я те не князь! {все смеются).

Обиженный Федя бежит к младшей сестре и дергает ее за косу.

Сестра. Федя-медя съел медведя!

Федя. Дразнила, дразнила, во рту кусок мыла!

Дети затевают потасовку, в избе становится шумно.

Мать. Ишь как расшумелись! Хоть батьки дома нет, а ремень на гвоздь надет.

Дети. Матушка, а можно мы во двор пойдем и там поиграем, за одно и батюшку подождем?

Мать отпускает детей. Дети выходят во двор и вместе с ним бабушка.

Они водят хоровод «На дворе-то калина…» После хоровода дети садятся на крылечко. Ждут отца.

Сестра. Скорей бы батюшка проезжал с ярмарки. Брат, а ты на ярмарки бывал.

Брат. Бывал!

Сестра. А велика?

Брат. Не мерил!

Сестра. А сильна?

Брат. Не боролся!

Сестра. А кого ты на ярмарке видал?

Брат. Видал, как на цепи безрогую, бесхвостую корову видели, а лоб широкий!

Сестра. Это же медведь был!

В разговор вступает другой брат младшей сестры.

2-ой брат. Я прежде медведя знавал! Он серый, хвост длинный!

Сестра. Да ведь это же волк!

1-ый брат. Все ты брат говоришь не в толк! Я прежде волка знавал, он маленький, глазки косые, ушки длинные, с горки, на горку попрыгивает. От собак убегает!

Сестра. Да ведь это заяц!

2-ой брат. Да какой там заяц! Я прежде зайца знавал! Заяц рыженький, хвостик пушистенький, глазки-черные пуговки, с елки на елку перепрыгивает!

Сестра. Да ведь это белка!

Дети поют песню «Уж ты Мишка-медведь».

Появляется отец.

- А вот и я вернулся.

Дети бегут к отцу, обнимают его. Им не терпится получить подарки.

Проходит в дом, ставит на стол и открывает короб с подарками!

Я на ярмарку ходил, никого не забыл.

Дети. Матушке?

Отец, Сережки (передает подарок матери)

Дети. Себе?

Отец. Ремешок (хитро смотрит на детей, грозит ремешком и предлагает его испробовать).

Игра «Ремешок»

Дети. Сестрицам?

Отец. По ленте в косицы! (достает ленты, сестры хвалятся друг перед дружкой)

Хоровод с лентами.

Дети. А братишкам? *

Отец. По книжке.

Мать. А маленькому Ванечке?

Отец. Медовый пряничек и на зиму валеночек. {Отец достает гостинцы и отдает их Ванечке).

Матушка. А ну, примерька сынок. В самый ли разок?

Ванечка садится на пол и надевает валенки.

Играет плясовая музыка. Ваня пляшет, все хлопают в ладоши.

Дети. А бабушке?

Отец. Платочек. (Достает платочек, дети по цепочке передают его бабушке).

игра «Гори, гори ясно!»

Со двора слышится кудахтанье кур, лай собак.

Мать. Ой, куры-то как раскудахтались!

Бабушка. Это к вестям, либо к гостям.

В избу входит кум.

Кум. Не мало ли вас, не надобно нас?

Мать. Ой, кум надо, надо. Желанный гость зову не ждет, а сам идет!

А что-то, ты так нарядился?

Кум.

Не бойся, не влюбился!

Позавчера были помины

Вчера — крестины,

А сегодня — именины

Мои и жены Полины!

Мать. А раз именины, устроим тебе дарины.

Мать и бабушка устраивают шуточные дарины.

Отец, А где же сама наша кума?

Кум. Уходил — дома была, а приду, может, не найду.

Появляется кума Полина.

Видно, моего Сеню

Ждать до воскресения

Пошел на минутку,

А засиделся не на шутку.

Кума смотрит на мужа, на нем подарки от кумы и бабушки (сюртук в ярких заплатах, штаны огромного размера, подпоясанный кушаком, на голове картуз, на шее висят сапоги).

Кума. А нарядись, как Маланья на свадьбу!

Бабушка. Наряди пень, и он красив будет!

На-ка тебе куманек орешки, для игры и потешки.

Дети и взрослые взялись за руки, образуют круг. Кум с завязанными глазами садится в круг.

Игра «Сиди, Яша»

Отец. Ну, что Мать пора вечереть! Все что в печи на стол мечи!

Бабушка с хозяйкой ставят на стол самовар, пироги, чугунок с картошкой, тарелку с огурцами. Хлеб. Дети тоже получают угощения, сидя на лавке.

Мать. Чем богаты, тем и рады!

Отец. Где пировать, там и квас наливать! (разливают квас гостям).

Кум. А хорош ли твой квасок?

Отец. Коли ковш поднести. Да за виски потрясти, да об пол ударить, да поленом прибавить, так с места не встанешь!

Мать. Пей, кум Сеня

И ешь, пока рот свеж

А завянет, никто в него не заглянет!

Гости пробуют квас, куму квас пришелся по вкусу.

Кум. Жаль, голосу у меня нет, а то бы спел!

Душа поет!

Мать. Затомы поем,да еще как! Ну,что повеселимся!

Дети берут музыкальные инструменты, деревянные ложки. Хозяйка выходит на середину со своей частушкой. К ней постепенно присоединяются взрослые. Дети играют на инструментах и пляшут.

Мать.

Сколько раз зарекалась

Под гармошку песни петь

А гармошка заиграла

Моему сердцу не стерпеть.

Я ногою топнула,

На мне юбка лопнула.

Дайте юбку подвязать.

Я опять пойду плясать!

Отец.

Все девчата на гулянке,

А моя милашка спит.

Заиграю балалаечку.

Сильнее захрапит.

Кума.

Меня судят на мосту,

Что ленивая расту

Я на это не гляжу

Пойду на печке полежу.

Не удержался и кум, запел частушку.

Кум.

Ах, пятка, носок.

Выковыривай песок,

Уж и так я попляшу

Всю вам избу распашу.

Кума. Пора и честь знать, детишкам спать надо ложиться.

Кум.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст