Конспект занятия по произведениям зарубежной художественной литературы для детей с общим недоразвитием речи.

Задачи

Развивать слуховое и зрительное восприятие;

Развивать двигательный, артикуляционный аппарат;

Развивать психические процессы: помять, мышление;

Воспитывать эстетические чувства, духовное удовлетворение от совместного труда взрослого и ребёнка, любовь к художественной литературе.

Предварительная работа:

Чтение зарубежной художественной литературы.

Разучивание коммуникативных игр, пальчиковых игр.

Работа с родителями.

а) подготовка костюмов

б) совместное изготовление необходимых атрибутов и декораций.

Развивающая среда:

Костюмы (Старичка-Лесовичка, мамы, брата, сестры)

Музыкальные молотки;

Шапка сапожника для игры;

Бубен.

Кувшинчик.

Методы и приёмы:

Информационно-рецептивный метод:

рассматривание;

беседа – вопросы;

музыкальный;

художественной слово;

объяснение.

Репродуктивный метод:

а) закреплений знаний через:

— развитие ребёнка к познавательной деятельности;

— проявление собственного творчества через воображение;

Ход занятия.

Брат и сестра нежно любили друг друга. И всё в их жизни было бы хорошо, если бы не жестокость матери. Мать заставляла их трудиться с утра до вечера и наказывала их за малейшую провинность. Сестра (её звали Джил) с утра принималась за уборку дома, чистила, мыла, подметала:

Упражнение на координации речи и движения «Веник» (девочки) №12

Веник пол подметал,

Веник очень устал.

Он чихнул,

Он зевнул

И тихонько лёг под стул.

- Брат Джек отправлялся в лес за дровами:

Чистоговорка «р-р’» (все)

Орь-орь-орь – с мамой ты не спорь

Ор-ор-ор – на, на возьми топор

Ра-ра-ра – в лес идти пора

Ре-ре-ре – выходи на зоре.

- Джек рубил деревья, а распиливали они их вместе с Джил:

Упражнение на развитие боковых мышц «Пильщики» (мальчики) №14

Запилила пила,

Зажужжала, как пчела,

Отпилила кусок,

Наскочила на сучок,

Лопнула и встала.

Начинай сначала. (повтор 2 раза)

- Мама никогда не была довольна своими помощниками. По утрам мать пекла булочки и отправляла Джил и Джека продавать их в город. Но однажды, когда брат с сестрой несли булочки в город, Джил запнулась о корень, упала и уронила в пропасть свой башмачок:

Стихотворение с движениями «Потеря»

- У маленькой крошки

Большая потеря:

Пропал её правый башмак.

В одном она скачет

И жалобно плачет, —

Нельзя без другого никак!

На мила крошка,

Не плачь о потере

Ботинок для правой ноги

Сошьём тебе новый

Иль купим готовый,

Но только смотри – береги!

- В городе, продав булочки, дети пошли к сапожнику:

Считалка «Интер, мицы»

Польская народная игра «Сапожник»

- Дети, дети, вы куда идёте?

- Ой, сапожник, мы идём на площадь.

- Дети, дети, башмаки порвёте?

- Ой, сапожник, ты их залатаешь.

- Дети, дети, кто же мне заплатит?

- Ой, сапожник, тот, кого поймаешь.

/с окончанием песни все дети разбегаются, а «сапожник» их ловит/.

- Воспитатель: Дети радостно возвращалась домой, прыгая в новых башмачках:

Упражнение «Башмачок» /на коррекцию речи и движения/ №18

Раз! Два! Три! Четыре!

По дорожке я скачу!

Раз! Два! Три! Четыре!

Башмачок скакать учу.

Раз! Два! Три! Четыре!

Обломился каблучок.

Раз! Два! Три! Четыре!

Заблудился башмачок. (повтор 2 раза)

- Дома мать очень рассердилась на детей за то, что они потратили деньги на башмаки. Она взяла палку и стала дубасить ею Джил. Мать не позволила брату защищать сестру и оставила их без ужина. Дети решили уйти от злой матери. Ночью они вышли из дома и углубились в лес. Но Джил всё время оглядывалась. Хотя мама была очень строга и не справедлива, дети её любили. И тут перед ними появился маленький старичок:

Шёл тропинкой старичок,

Старичок-лесовичок.

Весь мохнатенький,

Сучкователький.

- Старичок — лесовичок открыл страшную тайну их матери: быть жестокой её заставлял злой колдун. А расколдовать её самый высокий холм, набрать воды из ручейка на вершине и дать выпить этой воды своей матери. И Джек с Джил решили спасти маму и стали подниматься на холм, взяв с собой кувшинчик для воды.

Упражнение на координацию речи и движения «Мы шагаем»

«Мы шагаем, мы шагаем,

Выше ноги поднимаем.

Влево шаг – вправо шаг,

Шаг вперед – и шаг назад

Мы шагаем, мы шагаем

Ноги дружно поднимаем.

Шаг немножко замедляем,

Постепенно ускоряем.

Сейчас быстро мы пойдём,

Затем медленно идём.

Руки вверх мы поднимаем,

А потом их опускаем.

- По дороге им встретились ужасные злобные тролли, которые пугали их страшными гримасами:

Логопедическая гимнастика.

«Чередование», «Толстяки-худышки»

«Змейка»

«Гармошка»

- Брат крепко прижал к себе сестру, и они побежали дальше. А тролли громко застучали им вслед своими горными молотками:

Ритмическая игра «Кузнец»

«Я – кузнец весёлый

Отдыха не знаю

Молотком тяжёлым

Искры высекая»

- Тут путь им преградила горна река. Джил спросила у неё:

- Речка-речка, быстротечка!

Почему спешишь ты, ручка?

Из ущёлий на простор

Прыгал с высоких гор?

- И речка ответила:

- Чтобы вы не достали волшебной воды их ручья! – и вспенилась,

Заметалась среди камней.

- Джек нашёл маленькую лодочку, и дети сумели переправиться на ней через реку.

Упражнение на раскачивание «Лодочка»

«Качает лодочку волну

Туда-сюда, туда-сюда

Качается она, плывёт

Вот остановка. Стоп!»

- На другом берегу реки детей поджидали карлики. Они подпрыгивали, улюлюкали и выкрикивали разные дразнилки.

Дразнилка со звучащими жестами

«Ытыр-фытыр»

«Ытыр-фытыр через мост

Вёл коровушку за хвост

Как доехал до столицы

Поменял на руковицы».

- Во мраке ноги эти выкрики звучали очень угрожающе. Но дети настойчиво шли вперёд. И вот последнее испытание: загудел, завыл ветер – закачались деревья, полетели с вершины камни, вихрем закрутилось всё вокруг.

Упражнение на развитие внимания

«Смерч»

- Джил и Джек крепко держались за руки, и смерч не мог оторвать их друг от друга. Вот дети и на вершине холма. Сразу стало тихо. Брат и сестра подошли к ручейку, набрали в кувшинчики воды и вернулись домой. Они напоили волшебной водой свою маму, и свершилось чудо: мама сразу стала молодой и улыбнулась детям:

- простите меня, мои бедные дети. Я столько принесла вам горя. Теперь я всегда буду с вами ласкова и добра. Вы освободили меня от власти злого колдуна.

- Дети поцеловали свою милую маму. Они увидели, какая она на самом деле. Какая?

Добрая, нежная, ласковая, красивая.

«Мама нас ласкает

Солнце согревает

Солнце, как и мама

Лишь одно бывает»