Конспект занятия по развитию грамматического строя речи на тему «Маленькие слова — предлоги» для подготовительной логопедической группы.

Цели: закрепление умения пользоваться предлогами, совершенствование навыков составления предложений по схемам, образования сложноподчиненных предложений с причинным союзом.

Коррекционно-обучающие задачи:

1. Закрепление навыков употребления простых и сложных предлогов.

2.Актуализировать словарь по теме «Дикие и домашние животные».

3.Закрепление навыков образования сложноподчиненных предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развитие связной речи, навыков составления распространенного предложения по схеме

-развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления)

Коррекционно-воспитательные задачи:

-воспитание усидчивости, уважения друг к другу

- воспитание умения выслушивать ответы других детей до конца.

Оборудование: символы предлогов, картинки, игрушки, контурные изображения тарелок, кукла Незнайка.

Предварительная работа: знакомство детей с предлогами и их символами, символами слов-предметов, слов-признаков, слов-действий.

Ход занятия

1.Организационный момент

На столе стоят игрушки. Логопед задает вопросы, а дети отвечают, правильно подбирая предлоги ПЕРЕД, МЕЖДУ, ОКОЛО.

Образец: Где стоит самолет? – Самолет стоит ПЕРЕД вертолетом.

Где стоит собака? – Собака стоит между лисой и медведем.

2.Введение в тему занятия

На доске карточки с символами предлогов: В, НА, С/СО, ИЗ, ПОД, К, ОТ, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА.

Ребята, сегодня мы будем играть с маленькими словами — предлогам.

Посмотрите на доску, я буду показывать карточку с изображением предлога, я вы назовете этот предлог, скажете, когда мы его используем и придумаете с ним предложение.

Образец ответа ребенка: Из. Это слово появляется, когда предмет находится внутри чего-то и двигается оттуда. Мальчик вышел из подъезда.

3. Игра «Найди сокровище».Работа с игрушками и предлогами В, НА, ПОД, ЗА.

Логопед раздает детям символы предлогов В, НА, ПОД, ЗА, предметная картинка с изображением мебели и мелкие игрушки.

Логопед: «У каждого на столе игрушка и картинки. Когда я скажу: «Раз!», вы посмотрите на картинки и догадаетесь, куда надо спрятать игрушку. На счет «Два!» вы встанете и спрячете игрушку в это место. На счет «Три!» вы сядете на свое место.

Логопед медленно считает до трех. Когда дети опять садятся на свои места, логопед дает новые инструкции: «Даша, отдай свои картинки Ване. Ваня, отдай свои картинки Тане. И т.п.». Все дети обмениваются картинками. После этого логопед предлагает детям найти клад, пользуясь полученными картинками.

4. Работа с предлогами движения ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, С/СО, составление сложно-подчиненных предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО.

Логопед просит детей вспомнить, откуда они взяли игрушки, и где эти игрушки были.

Образец ответа ребенка: «Я взял звездочку ИЗ-ПОД стула, потому что она была ПОД стулом».

5.Игра «Накорми животное» (работа с предметными картинками и предлогами К и ОТ)

На доске выставлены силуэты тарелок, на них карточки с кормом: рыба, морковь, трава, сено, овес, мясо, косточка, клевер, шишки, желуди, веточки, мед, зернышки. Рядом с каждой тарелкой контурное изображение животного, которое этот корм никогда есть не станет. Например, медведь и сено, заяц и рыба.

Логопед рассказывает, что Незнайка решил устроить для всех зверей праздник, приготовил угощение, но перепутал тарелки. Все звери недовольны. Они решили поменяться тарелками. Расскажите, кто от какого угощения отойдет и к какому угощению подойдет.

Образец ответа ребенка: Медведь отойдет от сена и подойдет к меду. Заяц отойдет от рыбы и подойдет к морковке.

Логопед: «Назовите маленькие слова – предлоги, которые помогли нам справиться с заданием. Когда мы их употребляем в нашей речи? »

Образец ответов детей:

ОТ. Маленькое слово ОТ появляется, если предмет отодвигается, удаляется от чего-то, от другого предмета.

К. Маленькое слово К появляется, когда предмет приближается к другому предмету.

6. Работа с раздаточным материалом

У детей на столах карточки со схемами предложений. Логопед дает задание придумать по своей схеме предложение. Дети встают по очереди, проговаривают предложение и шагами считают слова в нем.

7. Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей.