Занятие по развитию речи в старшей группе.

Тема: «На осенней полянке».

Программное содержание.

1. Задачи на развитие познавательных способностей: -уточнить представления детей об изменениях, происходящих

осенью в жизни растений и животных;

-воспитывать бережное отношение к природе, способность

любоваться её красотой.

2.Задачи на развитие речи:

-совершенствовать диалогическую и монологическую речь, последовательно рассказывать составлять рассказ на основе личного опыта;

-обогащать словарный запас детей;

-упражнять в согласовании прилагательных с существительными.

3. Развивать творчество у детей , создавать доброжелательность при обращение друг с другом .

Предварительная работа: -чтение рассказов, стихотворений, загадок о птицах , о диких животных; -рассматривание иллюстраций; -составление книги «На осенней полянке».

Материал: фланелеграф, карточки-схемы, аппликация из природного материала( ёж, белка, синичка, рябина),вырезанные листья деревьев разных пород, самодельная книга «На осенней полянке»,аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского.



Ход занятия.

Дети входят и садятся на стулья.

Воспитатель. Ребята , мы сегодня отправимся на лесную полянку, но вначале вы услышите рассказ- загадку. Попробуйте отгадать, о каком

времени года пойдёт речь.(Рассказ читается под музыку

П.И.Чайковского из сборника «Времена года».)

«В лесу шуршали листья , и казалось, будто кто-то ходит под клёнами и берёзами , и там, где пройдёт, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса , родной полянки , родного озера. Цветы увяли и засохли , трава пожелтела. Все были заняты , все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к тёплым синим морям».

-О каком времени года идёт речь? (Об осени ).

Мы с вами начали оформлять книгу «На осенней полянке». В ней

есть иллюстрации, но нет текста. Давайте расскажем об этом

времени года , а во время прогулки на лесную полянку пополним

свои знания .Есть простой секрет. Смотри , всё замечай и ничего не

пропускай!

Помогут нам в составлении рассказа карточки — схемы.

На фланелеграфе выставляются карточки — схемы —солнце, небо,

земля , деревья , птицы. Дети составляют рассказ.

( Осенью часто бывает пасмурно. Тучи закрывают небо. Идут

дожди. Земля мокрая. С деревьев облета ют листья. Птицы улетают

в тёплые края.)

Молодцы . Хороший составили рассказ. Кто знает стихотворение об

осени?

Осень. По утрам морозы. В рощах жёлтый листопад. Листья около берёзы Золотым ковром лежат.

В лужах лёд прозрачно синий,

На листочках белый иней.

А теперь отправимся на лесную полянку, только вспомним «Лесные правила»:

Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай, Дети. Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь. Испугаются зверушки — убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай Мусор с травки убирать.

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать. Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить. Под музыку дети идут на лесную полянку. Тихо. Иногда с шуршанием упадёт лист. Не слышно птиц. -Почему? ((Улетели на юг.)

—Чем питались птицы летом? (Мошками, жучками, зелёными растениями.)

-Что произошло с растениями и насекомыми? (Насекомые спрятались, а растения высохли.)

Не стало еды для птиц, вот они и улетели на юг, где тепло и сытно. Их называют перелётными птицами.



-Ребята, отгадайте загадку.

Непоседа-невеличка,

Желтогруденькая птичка.

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня…синичка. Выставляется картинка синички.

-В ноябре отмечают день синиц. Весной и летом они поедают много разных букашек, которых достают из-под коры деревьев своим клювом. Этим они помогают деревьям, спасают от вредителей.

А чем мы можем подкормить синиц? (Сало, семена подсолнечника,

репейника.)

Ребята, давайте продолжим нашу прогулку.

-Необыкновенная художница по нашему краю гуляет, яркими

красками землю украшает. Давайте рассмотрим осенние листья.

Волшебница осень раскрасила каждый листик в свой цвет.

Давайте поиграем в игру «Узнай дерево по листу».

-С какого дерева лист? (Берёзы, дуба, клёна, тополя, рябины).

-Как он называется? (Берёзовый, дубовый, кленовый, тополиный, лист рябины.)

-Какого он стал цвета? (Ответы детей.)

Физкультурная минутка.

Предложить детям стать каким-либо деревом, взяв в руки

соответствующие листья.

Ребёнок читает стихотворение Н.Егорова «Листопад»,дети



кружатся, роняют листья, замирают.

Листопад? Листопад!

Лес осенний конопат.

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки.

Ветер мимо пролетал,

Ветер лесу прошептал:

—Ты не жалуйся врачу,

Конопатых я лечу:

Все рыжинки оборву,

Побросаю их в траву!

Ребёнок загадывает детям загадку о рябине. Выставляется картинка. Рассказ ребёнка.

«Рябина очень весёлое и нарядное дерево. Осенью её обсыпают яркие ягоды, но они невкусные. Только после заморозков становятся сладкими. Ягоды рябины любят птицы.»

(Дети подходят к развешенным картинам из природного материала и садятся на скамейки.) -Лесная полянка. Где же звери? Выходит ребёнок и загадывает загадку:

«Кто на ветке шишки грыз И бросал объедки вниз? Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?»

Показать картинку белки. Рассказ ребёнка.

«Это белка. Осенью она меняет «шубку» на более тёплую. Белка

делает запасы на зиму. Грибы сушит, орехи в ямки прячет. В

голодные годы белки пускаются в опасные путешествия. Смело

переплывают широкие реки, перебегают открытые поля, Забегают

в деревни и города».

- Ребята, отгадайте ещё одну загадку. Ребёнок загадывает загадку о еже и рассказывает о нём. Выставляется картинка. «Это ёж. Весь в сухих листьях. Выберет место, где листья совсем сухие, и начинает кататься по ним, свернувшись в клубок. Покатается так, понатыкает на свои колючки листья и снова к ямке… Дом себе на зиму готовит.»

—Какие интересные рассказы вы нам подготовили. Что нового вы узнали на занятии? (Ответы детей ).

Мы сегодня с вами собрали много материала для нашей книги «На осенней полянке». Её оформление мы продолжим в свободное время.