Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа.

Тема: «Звук [л]»

(старшая группа, 1 год обучения)

Цель: учить чётко произносить звук [л] изолированно, в слогах, словах развивать фонематический слух, речевое внимание, формировать навыки звукового анализа и синтеза (выделение звука из начала и конца слова),

развивать зрительную память и внимание.

Оборудование: игрушка самолёт, демонстрационные картинки, схемы звуков, загадки, индивидуальные зеркала.

1 Орг. момент. Выполнить инструкцию логопеда:

средним пальцем правой руки дотронуться до лба;

мизинцем левой руки дотронуться до правого уха.

2. Новая тема.

1) Постановка цели. Логопед: «Познакомимся с новым звуком».

Логопед показывает самолёт, когда он летит, мотор гудит: л-л-л.

2) Индивидуальное и хоровое проговаривание звука [л].

3) Объяснение и показ артикуляционного уклада:

губы слегка в улыбке, зубы сближены, широкий передний край языка поднимается за верхние зубы к бугоркам , горлышко « гудит », воздушная струя встречает преграду.

4) Характеристика звука [л] — согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим квадратиком.

3. Развитие фонематического слуха, игра «Хлопни на звук [л]»:

л-м-в-л-л-ль-л

ла-ля-мо-ал-им-оль-лу-ву-ло

лапа-мама-лук-Вова-мел-вода-лёд-лодка.

4. Развитие слухового внимания. Игра «Повтори за мной»:

ла-ла-ла *ла – ло — ло *ал-ал-ал

ло-ло-ло *лу-ла-ла *ол-ол-ол

лы-лы-лы *ло-ло-лы *ул-ул-ул

5. Лексика: лук, луна, лодка, лопата, лото, лампа, угол, мел, пол, пенал, дятел.

Назвать картинку, определить, где находится звук [л].

Разделить слово на слоги.

Выбрать слова с 1-м (2,3) слогами.

6. Физкультминутка «Самолёты».

Руки — в стороны, в полёт отправляем самолёт.

Правое крыло — вперёд, левое крыло— вперёд,

Вот летит наш самолёт.

7. Звуковой анализ слогов: ла, ло, лу, лы, ал,ол, ул, ил.

Сколько всего звуков? * Какой 1-й (2) звук?

8. Развитие зрительной памяти и внимания.

Игра «Чего нет?», «Назови 1-ю, последнюю картинку», (использовать 6 картинок).

9. Загадки. Чётко произнеси отгадку.

В небе круглая лепёшка, от неё струится свет.

Света вроде и немножко, а на весь хватает свет. (Луна).

Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук).

Землю копала, копала, потом на землю легла, видно очень устала. (Лопата).

Не корабль и не плот, что по речке плывёт? (Лодка).

В красной шапке паренёк, сел обедать на пенёк.

Пообедал паренёк, с дыркой стал пенёк. (Дятел).

Ручки и карандаши в нём хранят ученики. (Пенал).

На ветке не птичка, зверёк — невеличка. Мех тёплый, как грелка, кто же это? (Белка).

10. Итоги. Поощрения.

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Назови слово со звуком [л].