Конспект

занятия с детьми старшего дошкольного возраста

по патриотическому и нравственному воспитанию.

Тема: « Знакомство с символикой России»

Воспитатель: Капуста Л.Я.

МАДОУ ДСКВ№10 « Берёзка»

Ст. Староминская Краснодарского края.

Цель: Закрепить знания детей о государственном флаге России.

Познакомить с разными видами российских флагов (Знамя Победы, Андреевский флаг, штандарт Президента Российской Федерации), с гимном России. Воспитывать любовь к Родине, гордость за её историю, уважение к флагу и гимну России

Материал: изображение государственного флага России, Андреевского флага, штандарта Президента России, Знамени Победы, аудиозапись государственного гимна России.

Ход занятия.

1-я часть. Вводная.

Воспитатель вносит карту России и привлекает к ней внимание детей: «Посмотрите, ребята, — это карта нашей страны. Видите, какую огромную территорию она занимает. А как называется наша страна? ( Россия, Российская Федерация) Воспитатель указкой обводит границы России и читает стихотворение:

Наша Родина.

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы.

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

( В. Степанов)

Дети рассматривают карту и обводят её границы.

— У каждой страны есть свои отличительные знаки. Назовите, какие из них вы уже знаете? (Флаг, герб).

— Правильно есть они и у России. Покажите какие из них российские. (Дети из нескольких предложенных флагов и гербов выбирают те, которые принадлежат России)

— Давайте вспомним из каких частей состоит флаг? ( дети показывают и называют – древко, полотнище, навершие).

— Из каких цветов состоит полотнище?( Белого, синего, красного).

— Что напоминает нам белая полоса? (Белоствольные берёзы, белые облака, белый снег, белые ромашки и т. д.)

— А что напоминает синяя полоса? (Реки, моря, озёра, небо).

— А что обозначает красная полоса? ( Огонь, солнце, тепло, любовь).

Дидактическая игра: «Раскрась флаг»

Воспитатель предлагает раскрасить флаг с помощью двух цветов: синего и красного. Детям даётся готовый контур с тремя полосками: одна белая, другая обозначена цифрой 1, третья цифрой – 2. Дети раскрашивают и называют флаг.

2-я часть. Рассказ воспитателя.

Первый отечественный флаг появился при строительстве кораблей, на первом русском военном корабле» Орёл». Именно с того времени и начинается история Российского флага. Долгое время флаги в России использовались только на флоте. Впервые знакомое нам расположение полос бело-сине красного цвета ввёл Пётр -1.

Пётр-1 утвердил бело-сине-красный флаг без рисунка для торгового флота. А для военно-морского он утвердил Андреевский флаг ( белое полотнище и синий косой крест).

( Рассказ сопровождается рассматриванием иллюстраций).

Этот флаг совпадал с символикой первого русского ордена, учрежденного Петром – орденом Андрея Первозванного, распятого по легенде на косом кресте. За боевые отличия кораблям жаловали Андреевский флаг.

3-я часть.

Звучит запись песен времён Великой Отечественной войны, посвящённые Дню Победы.

— В 1941 году фашистская Германия, нарушив мирный договор, с Советским Союзом ( так раньше называлась наша страна). В течение долгих четырёх лет наш народ мужественно сражался с врагом. В тяжёлых сражениях освободил он свою Родину от фашистских захватчиков. Над куполом главного здания вражеской столицы Берлина – рейхстага – взметнулось красное знамя с белым серпом и молотом. Это красное знамя и стало символом Великой Победы. В наши дни Знамя Победы – это также символ памяти. Благодарности и уважения к людям, очень дорогой ценой завоевавшим возможность мирной жизни для всех нас.

Мы храним память о подвигах солдат и офицеров на фронтах Великой Отечественной войны, партизан в тылу врага. Мы помним о трудовых подвигах тех, кто работал на заводах и фабриках, выпускавших боевую технику, танки, самолёты, снаряды. Не можем мы забыть и о тех лишениях и страданиях, которые пришлось пережить людям в годы войны.

(Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить государственный флаг России и Знамя Победы.)

— Как вы думаете, ребята, когда вывешивают государственный флаг Российской Федерации? ( Варианты ответов детей)

— А в какие праздники вывешивают Знамя Победы? (В День Победы. Вовремя Парада на Красной Площади в Москве, в момент возложения цветов к могиле Неизвестного солдата).

4-я часть.

Воспитатель показывает ещё один флаг: штандарт Президента Российской Федерации.

— Вам знаком этот флаг? Вы когда-нибудь видели его? ( Варианты ответов детей).

— Этот флаг принадлежит Президенту Российской Федерации. Президент России тоже имеет свой флаг. Он называется штандартом Президента России. Этот флаг квадратной формы. На фоне белой. Синей. И красной полос в центре расположен герб России. Края штандарта украшает белая бахрома.

5-я часть.

Звучит запись государственного гимна Российской Федерации.

— Ребята. Вы узнали эту песню? (Ответы детей ).

— Это гимн Российской Федерации – главная песня нашей страны. Если флаг и герб мы видим, то гимн мы слышим. Где он обычно звучит? На торжественных приёмах представителей других стран. На спортивных соревнованиях и т. д. Гимн обычно слушают стоя, в знак уважения к стране.

6-я часть . Дидактическая игра: « Выложи и назови».

В заключение воспитатель предлагает детям из фрагментов бумаги выложить варианты (флаг России, штандарт Президента России, Андреевский флаг, герб России). Дети выкладывают и называют символы

В заключительной части занятия обобщаются и уточняются знания детей о государственной символике России.

За правильные ответы дети получают призовые медальки.

— Какие отличительные знаки государства вы знаете? (Флаг, герб).

— Для чего служили знамёна, древние флаги – стяги? (Стяги служили для объединения войск).

— Какие виды флагов вы знаете? (Государственные, президентские, Знамя Победы, Андреевский флаг).

— Как называется флаг Президента России? ( Он называется штандарт Президента Российской Федерации).

— Ккак выглядит штандарт Президента России? ( Это флаг квадратной формы. На фоне белой. Синей и красной полос в центре расположен герб России. Края штандарта украшает золотая бахрома).

— Чем отличается государственный флаг от флага Президента? (Государственный флаг — прямоугольной формы, а президентский – квадратной. У президентского в центре есть герб, а у государственного — нет и у президентского штандарта по краям золотая бахрома).

— Чем они похожи? ( Похожи расположением и цветом полос).

— Как выглядит Знамя Победы? ( Это красное знамя).

— Как мы узнаем Андреевский флаг? ( Это белое полотнище и синий косой крест на нём).

— Что обозначает герб нашей страны?

( Это знак или символ власти. Он обозначает единство страны и её независимость от других государств).

— Для чего стране нужен гимн?

( Это главная песня страны. Она звучит торжественно и является символом государственного единства).

В конце занятия подсчитываются призовые медальки, заработанные детьми за правильные ответы.