Консультация для родителей

«Что такое самостоятельный ребенок»

Самостоятельность — ценное качество, необходимое человеку в жизни. Успешность ее формирования на самых ранних этапах развития во многом определяет направленность личности. Самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности), без самостоятельности личность не становится полноценной.

Долгое время основным критерием самостоятельности считали отсутствие у ребенка ориентации на помощь и поддержку взрослого. Высказывания «Я сам», и автономность в действиях рассматривались как наиболее достоверные признаки сложившейся или складывающейся самостоятельности. Однако наблюдения показывают, что абсолютно надежными признаками самостоятельности эти данные не являются. Так тяга к самообслуживанию, к самостоятельности в некоторых действиях, ярко обнаруживающаяся у детей в три года, к пяти – шести годам может абсолютно бесследно исчезнуть, не оставив в личности необходимого отпечатка, не став насущной потребностью. Дело в том, что многие элементарные проявления самостоятельности в середине раннего возраста – это признак псевдосамостоятельности.

Воспитывать самостоятельность, несомненно, необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.

Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя – это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Первый из них – негативизм, т.е. не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать, наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших.

Затем – упрямство. Не следует путать его с настойчивостью. Кроме того, наблюдается строптивость. Ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше. Его протест направлен не против конкретного взрослого, а против всего образа жизни. И наконец, своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности даже в том, что еще мало умеет.

В поведении ребенка могут наблюдаться и такие явления, как бунт против окружающих . Ребенок постоянно ссорится с окружающими людьми, ведет себя очень агрессивно. Может обзывать взрослого бранными словами, которых раньше не употреблял. Или отказываться играть со своими игрушками, замахиваться на них, будто они живые.

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка. Дети стремятся к самостоятельности, но возникает вопрос: что, же они могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте, несмотря на то что они еще малы? Такой ребенок уже способен включатся в различную полезную деятельность. Например, трехлетние дети умеют самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, есть, пользуясь ложкой и вилкой. Они очень активны и с огромным удовольствием выполняют различные поручения взрослых. Стремление к самостоятельности особенно велико, когда ребенок принимает участие в настоящей работе, выполняемой взрослыми: подает картошку, чтобы мама ее почистила, приносит и убирает со стола посуду, помогает накрывать на стол. Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. Прежде всего нужно создать необходимые условия для проявления самостоятельности: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальное место для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т. д. Но создания условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.